Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание в семье
Джеймс Р.Слотер В этом году в жизни миллионов американцев произойдет событие, которое повлечет за собой значительные перемены в их собственной жизни и сильно повлияет на жизнь следующего поколения, — у них появятся дети. И то, как они будут воспитывать своих детей, окажет на общество большее воздействие, чем их выбор при голосовании, создаваемые ими технологии, войны и произведения искусства. Кто-то сказал, что семья похожа на руку, которая пишет историю, — и это не просто сентиментальная риторика; а сама действительность. Сегодня семья является основной сферой, где готовятся будущие учителя, пасторы, врачи, ученые, политики, социологи, матери и отцы; семья осуществляет самое непосредственное влияние на тех, кто будет определять идеологию завтрашнего дня. И в плане образования и воспитания именно семья ребенка, а не школа, церковь, скаутский отряд или команда детской лиги играет наиболее важную роль* Человек, изучающий Библию, довольно рано начинает понимать, какую значительную роль играла семья в истории Израиля и в процессе возникновения христианской общины. Как для Израиля, так и для церкви, семья создавала питательную среду, в которой ребенок вырастал благочестивым и творческим человеком. Семья, с ее любовью, приятием и общением, была лучшим средством привить ребенку истинное понимание его отношений с Богом. Например, ежегодное соблюдение обрядов еврейской Пасхи помогало детям понять благодать и заботу Яхве. Наставление, данное Моисеем старейшинам Израиля накануне последней кары египетской, включало в себя следующее: «Храните сие, как закон для себя и сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: " что это за служение? " скажите: " это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил". И преклонился народ и поклонился» (Исх. 12: 24-27). Иисус Навин тоже объяснял народу Израиля важную роль семьи в духовном воспитании детей. После того как Господь чудесным образом помог народу Израиля перейти через реку Иордан и войти в землю Ханаанскую, этот новый вождь приказал двенадцати коленам: Jay Kesler, «Ministry to Youth and Their Families», Cassete tape, Pasadena, Calif.: Fuller Theological Seminary, 1984. 255 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ «Пойдите перед ковчегом Господа, Бога вашего, в средину Иордана, и... положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых, чтобы они были у вас знамением. Когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: " к чему у вас эти камни? " вы скажите им: " в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа... Таким образом камни сии будут для сынов Израилевых памятником навек"» (Нав. 4: 5-7). В этих двух фрагментах вожди Израиля предвосхищали вопросы детей, которые должны последовать в ходе участия семьи в религиозных обрядах воспоминания. Дети древних иудеев прежде всего благодаря семье начинали понимать, что Бог всемогущ, милостив, благ и полон заботы о тех, кто боится Его, что Бог — избавитель Своего народа. И в Новом Завете мы видим подобные указания на важную роль семьи в духовном воспитании детей. Апостол Павел писал своему ученику и близкому другу Тимофею: «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тим. 1: 5). Некоторые предполагали, что Павел обратил Тимофея ко Христу во время своего благовестнического странствования, но вряд ли это так. В Деяниях, глава 16, стихи 1-2, Тимофей упоминается уже как верующий ученик еще до встречи с Павлом. Вероятно, он был обращен благодаря воспитанию, полученному от бабки и матери, которые, поделившись с ним своей верой, преподали ему истинное учение Слова Божия: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3: 15). Писание говорит о том, что с самых первых дней народа Божия у семьи были не только такие функции, как физиологическая (произведение потомства) и социологическая (общественная интеграция). Главная задача семьи в Библии — воспитательная — общение, благодаря которому ребенок осознает реальность Бога и Сына Его, Иисуса Христа, и служение Святого Духа. Ребенок узнает о Боге прежде всего в семье; семья учит его, как познавать Бога через веру. Кроме того, ребенок узнает, как ему, представителю Бога и народа Божия, следует себя вести в обществе. У родителей есть право — и в то же время величайшая обязанность — осуществить духовное воспитание и развитие своих детей.
|