Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы обучения в семье
«Как родители должны учить своих детей?» — это вопрос настолько же важный, как и «Зачем учить детей?» и «Чему учить детей?» Методология составляет третий из важных компонентов семейного воспитания. Обладая некоторым понятием об эффективных методах обучения, родители лучше подготовлены и более ответственно относятся к своему долгу. Интересно, что в области методологии родители часто испытывают затруднение. Именно это в большей степени, чем все прочие факторы, препятствует им в духовном воспитании детей. «С чего начать? Ведь я этому не обучен! Что делать» — вот наиболее распространенные жалобы родителей, которые испытывают чувство беспомощности и несоответствия по отношению к своей воспитательной роли в семье. Четыре соображения, в области методологии, возможно, устранят часть этих опасений и неуверенности, связанные с обучением ребенка в семье. 263 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ Обучение на собственном примере — очень эффективный метод воспитания детей в семье. Пример родительского благочестия становится мощным орудием педагогического арсенала родителей. Верующие родители или нет, но в действительности наибольшее влияние на ребенка оказывают именно они, а не школьный учитель, лидер скаутского отряда, тренер и даже пастор. Родители обладают наибольшими возможностями, чтобы обратить ребенка к духовному и помочь ему стать благочестивым человеком. В беде ребенок чаще всего обращается к родителям за помощью и советом. Именно родители подают пример в бытовой христианской жизни. Ребенок видит своих родителей в самых различных ситуациях, наблюдает проявление их чувств и настроений во время церковной молитвы, домашнего чтения, уборки дома, установки раковины и когда они помогают ему в выполнении домашнего задания, и в больнице, когда они ожидают новостей о состоянии больного или раненого. Что замечает ребенок, наблюдая родителей в самых различных ситуациях? Каково их восприятие происходящего? Каково их поведение? Находится ли в центре их внимания Христос? Всегда ли это так? Молятся ли они? Благодарят ли Бога? Добры ли они? Великодушны ли? Эти положительные качества, благодаря примеру родителей, усвоит и ребенок. Но будьте осторожны: пример передает также и отрицательные черты. Об этом ясно говорит Сам Христос: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6: 40). Ребенок (ученик) будет таким же, как его родители (учителя). Поэтому родители должны жить так, чтобы уподобление им было бы уподоблением Самому Иисусу Христу. Кроме примера личного благочестия, родители, будучи мужем и женой, показывают ребенку пример христианского брака. Ничто не прививает ребенку стремления когда-нибудь создать свою собственную христианскую семью, и ничто не готовит его к этому более адекватно, чем пример родителей, относящихся друг к другу согласно библейским принципам брака. Для ребенка очень важно видеть, что его родители бескорыстно любят друг друга, проявляют эту любовь, поощряют друг друга, помогают друг другу и прощают друг друга, созидают друг друга, а не разрушают. Ему необходимо научиться, прежде всего на примере родителей, что муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, и что жена должна повиноваться мужу, как Господу (Еф. 5: 22-33). Конечно, это возможно только тогда, когда родители сами понимают это и в соответствии с этим живут. Такая семейная жизнь дает гораздо больше для прочного и результативного обучения, чем любая книга о браке. ПЛАНОВЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Планирование специального времени для семейного общения с Богом может послужить единообразным и систематическим походом для духовного воспитания в семье. Многие христианские семьи один вечер в неделю отводят для совместного чтения Библии, молитвы, пения и даже представлений на библейские сюжеты. Родители, которые пользовались этим методом, называют следующие четыре качества, необходимые для того, чтобы это время было плодотворным: ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 264 1. Необходима регулярность. Регулярность подчеркивает первостепенное 2. Это должно иметь прикладной характер. Нужно устраивать семейные 3. Внимание необходимо сосредоточить на ребенке. Семейные часы предна 4. Необходимо планировать. Планирование семейных собраний не означает П Будьте новатором и используйте свое воображение. Пробуйте новые идеи. П Пользуйтесь новыми переводами. П Разрабатывайте возможности частного применения. П Рассматривайте события Библии, как происходящие сегодня. П Стремитесь к качеству, а не к объему. О Будьте красноречивы. П Обязательно включайте в эти часы пение. П Разыгрывайте в лицах библейские истории. П Задавайте вопросы и обсуждайте. П Используйте ваши личные примеры. П Пользуйтесь иллюстрациями, насколько это возможно. П Используйте юмор. П Включите и шутки. П Воспользуйтесь вашим юмором по поводу домашних обстоятельств и примените к ним изученное. П Используйте игры. П Используйте запоминание. П Часто меняйте место ваших собраний. П Читайте из Библии когда только можно, а не только из духовно-назидательной литературы. П Пусть в это время в центре внимания будет ребенок. П Не делайте ваши собрания слишком долгими. П Не делайте их слишком глубоко богословскими. П Не превращайте время молитвы в зубрежку. П Не пользуйтесь материалом, далеким от жизни. П Не пользуйтесь каждый раз одним и тем же порядком и методами. С] Не уделяйте слишком много времени чтению, если это не оставляет вам времени на обсуждение. 265 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Еще один специальный метод воспитания детей — это благодарение за пищу. Благодарение Бога за Его благословения в нашей жизни сообщает детям библейские истины, а если делать это перед едой, появится прекрасная возможность для воспитания детей. Иисус Сам подал пример этого метода воспитания, когда Он благодарил Бога перед насыщением пяти тысяч (Ин. 6: 11), четырех тысяч (Мф. 15: 36) и на Тайной Вечере (1 Кор. 11: 23-24). Благодарение за пищу учит детей (помимо всего прочего) тому, что Бог — это любящий Отец, Который утоляет все нужды Своих детей, что материальные блага — это дары от Бога и что Бог радуется благодарности христиан. Возможно, отец будет возносить благодарение Богу от всей семьи; но он может передать это право другому члену семьи; или же все могут выражать свою личную благодарность по очереди. В любом случае такая молитва должна быть сердечной и живой, идущей от самого говорящего. Избегайте штампов, так как молитвенные формулы часто становятся пустыми формами, лишенными смысла. И еще один, последний из плановых методов воспитания детей — это молитва на ночь и чтение из Библии. В конце трудного дня родители могут проводить с детьми тихий час, наполненный любовью и смыслом, это особенно относится к маленьким детям, которые очень чувствительны и восприимчивы к наставлениям родителей. Время молитвы на ночь и чтение из Библии может стать радостно предвкушаемым как ребенком, так и родителями; очень плодотворным в религиозном, духовном и воспитательном плане. Читайте короткие рассказы из Библии или ее переложения, написанные языком, доступным для детского понимания. Молитвы должны быть краткими, живыми и отражать актуальные проблемы и нужды. Время отхода ко сну предоставляет большие возможности для приучения детей к молитве-беседе. ВНЕПЛАНОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В семейной жизни часто возникают непредвиденные ситуации, дающие возможность научить ребенка важным духовным истинам. Эти неожиданные, но плодотворные моменты, которые кто-то назвал «воспитательными», состоят в том, что родители делятся со своим ребенком опытом применения библейских принципов или идей. Божественный промысел через услышанную молитву дает родителям и ребенку возможность остановиться и вместе возблагодарить Бога. Весть о болезни, ранении или смерти друга дает родителям повод обратить взоры своих детей к Богу в поисках исцеления, утешения и уверенности. Даже смерть домашнего животного может послужить воспитательным моментом — хотя и непредусмотренным, но плодотворным для духовной жизни ребенка в том случае, если родители объяснят ему, что Бог наблюдает, заботится и утешает во время личной утраты. Слушание песен птиц, наблюдение за падением осенних листьев или за улиткой, ползущей через дорогу, — все это родители могут обратить на благо воспитания, если они хотят сообщить ребенку реальное ощущение живого Господа. Когда ребенка обидел друг, нужно поговорить с ним о прощении; когда ребенок готов нарушить свое обещание посидеть с младшим братом или сестрой ради полученного в последний момент приглашения в гости, следует напомнить ему о верности, а когда ребенок должен готовиться к экзамену по биологии — о том, что нужно доверять Богу. Но родители должны быть готовы к такому напоминанию в любой момент, потому что подобные ситуации возникают внезапно и есть риск упустить возможность, даже не осознав ее. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 266 Если родители делятся своими мыслями с ребенком, напоминают ему библейский стих или ободряют его, возможно, Бог воспользуется этим, чтобы шепнуть на ухо впечатлительному юному существу: «Я существую! Я здесь! Я забочусь о тебе!» Вот какой смысл этих моментов — неожиданных, но очень плодотворных для воспитания в семье. НАСТАВЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Родителям часто сложно понять, как правильно наставлять своего ребенка. Но если делать это по библейским примерам, наставление станет инструментом семейного воспитания, который вырабатывает в ребенке благочестие. Часто мы используем «наставление» и «наказание» как синонимы, подразумевающие принуждение, хотя бы в виде простого шлепка. Однако в Писании «наставление» и «наказание» — два разных понятия. В Послании к евреям, глава 12, стихи 5-6, говорится о двух аспектах воспитания (первый аспект — наказывать, а второй — бить): «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя» (стих 5), и далее: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (стих 6). Павел утверждает, что Бог учит и наказывает нас, подобно тому, как отец наставляет и наказывает своего сына. В обоих случаях — это проявление любви отца к ребенку и подлинности взаимосвязи между ними. Наставление — первая ступень данного метода обучения, она предполагает установление норм поведения ребенка и поощрение его к совершенствованию. Воспитание помогает ребенку расти в святости, в уподоблении образу Христа посредством соблюдения определенных библейских норм. Наказание же необходимо тогда, когда эти нормы нарушены, когда попраны законы праведной жизни. Таким образом, наставление предшествует наказанию, а не наоборот. Те родители, что наказывают своего ребенка, не приучив его прежде к порядку, хватаются за розги, не постаравшись как должно руководить поведением ребенка, повинны в нечестности и в несправедливости. Все родители ответственны перед Богом за воспитание своих детей при помощи наставления и наказания, но они должны помнить, что и то, и другое нужно делать с любовью и заботой, а не в гневе и раздражении. У этих форм воспитания разные задачи, но обе они должны осуществляться в одном духе. Вот таблица, предлагающая наглядное сравнение этих двух форм воспитания:
|