Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность родителей за воспитание своих детей






Из Писания явствует, что Бог возлагает ответственность за духовное вос­питание детей прежде всего на их родителей. Местная церковь и воскресная школа способствуют домашнему воспитанию детей, но они никак не могут переложить на себя весь груз ответственности, лежащий на семье. В ряде фрагментов Библии содержится учение о родителях и объяснение роли роди­телей как воспитателей своих детей.

Второзаконие, глава 6, стихи 4-9, — ответственность родителей за вос­питание своих детей.

Во Второзаконии, глава 6, в словах Моисея, обращенных к Израилю на­кануне вступления в землю обетованную, мы находим увещевание для роди­телей. Моисей не сможет сопровождать их в Ханаан, он умрет на восточном


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 256

берегу реки Иордан вскоре после этой речи. Так что его прощальные слова обращены к народу, который он любил и о котором он заботился в течение сорока лет. Пользуясь последней возможностью обратиться к народу, он на­помнил людям о заповедях Божиих и об обязанности хранить верность запо­ведям. Моисей потратил свои силы на то, чтобы сказать самое важное для благополучия народа Божия в земле обетованной. Если бы даже люди забыли все остальное, они все же сохранили бы в памяти эти слова. Моисей понимал огромное значение домашнего воспитания и воспользовался последней воз­можностью, чтобы помочь родителям осознать свою ответственность.

Изучая этот фрагмент, мы видим в наставлении для родителей две части, согласно двум элементам обучения в семье. Прежде всего — религиозное бла­гочестие. Родители не могут адекватно передать истину своему ребенку, если она не является реальностью их собственной жизни. Поэтому родители, обу­чая детей, сами должны находиться в живой связи с Богом, которую они раз­вивают и углубляют:

«Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога тво­его, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем...» (Вт. 6: 4-6).

Напомнив Израилю о единстве Бога, Моисей увещевает людей любить Бога всем своим существом, каждой гранью своей личности. Слово «любить» (древнееврейское «ahav») часто употребляется в контексте брачных отноше­ний, для отражения любви между мужем и женой.1' В данном случае это слово использовано для выражения любви, которую человек должен испытывать по отношению к Господу, если он хочет научить своих детей воистину любить Бога. Родители должны воспитать в себе горячую, всепоглощающую любовь к Богу, которая будет определять и контролировать все аспекты их бытия — волю (сердце), дух (душу) и тело (силы).

Кроме того (и, вероятно, вследствие этой любви к Богу), родители обязаны повиноваться заповедям Божиим, которые Моисей напоминает им в своей речи. Чтобы родители могли как следует воспитать своих детей, они должны сами развить в себе религиозное благочестие по отношению к Богу, воспитать в себе горячую любовь к Богу, которая выражается в каждом аспекте их бытия и всегда будет обязывать их к соблюдению заповедей Божиих. Такое отношение к Богу со стороны родителей — это уже шаг в домашнем воспи­тании детей.

Затем Моисей переходит ко второму элементу воспитания в семье — обу­чению (Вт. 6: 7-9). Родители должны учить детей религиозным заповедям и обрядам, как говорит Моисей: «И внушай их детям твоим». Это слово «вну­шить» («учить» — NASB) происходит от древнееврейского слова «точить, за­острять». Во Второзаконии, глава 6, оно означает«учить основательно». Роди­тели должны проникнуть в самую сердцевину духовных истин, добраться до самой сути вопросов, так чтобы не осталось больше ни неясности, ни двус­мысленности. То, чему учат ребенка родители, должно быть прямым и ясным, представить ребенку основные духовные истины. Родители достигают этого основательного обучения не только тем, что обеспечивают соответствующее

1 Например, Быт. 24: 6-7; Пр. 5: 19; Песн. 2: 5; Ос. 3: 1.


257 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

время и место для занятий, но и повседневным опытом семейной жизни. Ду­ховное воспитание осуществляется в самых разных ситуациях семейной жизни, оно должно чувствоваться в каждой детали домашнего быта: «и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (стих 7).

Здесь автор воспользовался фигурой речи (перечислением противополож­ностей для усиления звучания), чтобы внушить читателям: обучение детей в семье — неотъемлемая часть домашней жизни, начиная с того момента, когда ребенок просыпается утром, и до того момента, когда он вечером ложится спать. Родительское обучение иногда может быть запланированным, но чаще оно осуществляется всякий раз, когда родители говорят со своими детьми о духовном в контексте повседневной жизни («сидя в доме... и идя дорогою»). Это требование не исключает специального времени для семейной молитвы, а расширяет перспективы домашнего воспитания, включая в него и менее фор­мальные элементы.

Стих 8 обязывает родителей: «И навяжи их [эти заповеди] в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». Хотя эти строки консер­вативным иудаизмом вопринимались буквально, большинство толкователей все же признает их образным выражением, подчеркивающим, что благочестие и послушание заповедям Божиим должны пронизывать, определять и направ­лять действия родителей (рука) и их мысли (лоб).1' Таким же образом приказ: «И напиши их [заповеди] на косяках дома твоего и на воротах твоих» (стих 9), вероятно, означает, что необходимо проявлять благочестие как в личной жизни («косяки дома»), так и в общественной («ворота»). Итак, вся семейная жизнь становится классной комнатой, в которой родители наставляют своих детей в вещах духовных посредством опыта повседневной жизни.

Притчи, глава 22, стих 6, — ответственность родителей за наставле­ние своих детей на правильный жизненный путь. Значение этого стиха для семейного воспитания нельзя недооценивать. Из него родитель-учитель знакомится с еще одним параметром своей ответственности за домашнее воспитание: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет».

В Ветхом Завете слово «наставлять» встречается, кроме Притч, глава 22, стих 6, еще четыре раза. Дважды употребляет его Моисей по отношению к освящению дома (Вт. 20: 5), да и другие авторы исторических книг используют его в контексте освящения и созидания храма (3 Цар. 8: 63; 2 Пар. 7: 5). Дей­ствительно, это слово означает «посвятить», сочетая в себе функции освяще­ния и установления. Верующий освящает дом (храм или ребенка), то есть ста­вит его на путь, с самого начала направляет его к Богу для Его целей. Веро­ятно, в этом смысл слова «наставить» в Притчах, глава 22, стих 6.

Выражение, которое иногда переводится «на путь, по которому он должен идти», буквально означает «на путь его». Но могут ли родители определить путь своего ребенка? Комментаторы предлагали различные ответы на этот во­прос, и каждый из них по-своему ценен: выбрать один из них довольно труд-

Сравн. G.F.Keil and F.Delitzsch, Commentary on the Old Testament, «The Pentateuch», vol. I of 10 vols. Grand Rapids: Willian B. Eerdinans Publishing Company, 1973. p. 324; Jack S.Deere, • Deuteronomy», in The Bible Knowledge Commentary, Old Testament. Wheaton, III.: Victor Books, 1985, p. 275.

9 Зак. 3229


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 258

но.* В Притчах слово «путь» обозначает образ жизни человека, его «стиль жизни» и может относиться как к праведной, так и к неправедной жизни. В Притчах, глава 22, стих 6, «путь его» — это, скорее всего, тот образ жизни ребенка, который определяется его личностью и божественным призванием.п Таким образом, родители должны хорошо знать своего ребенка, видеть, в чем его уникальность, и наставить его на путь его, посвятив его служению Госпо­ду, согласному его характеру и способностям.

Родители направляют развитие ребенка, помогая ему участвовать в деле Господа по мере его личных способностей и опыта. Тогда, как правило, ребе­нок, и повзрослев, будет служить Богу в соответствии со своими личными способностями и характером, как научили его этому родители. Генгель ука­зывает: этот процесс «требует персонализации, индивидуализации и готовнос­ти признать, что для каждого ребенка, который появляется в доме, нужны особые правила воспитания».m Все дети разные и должны идти к Богу раз­ными путями для различных целей и служений.

Послание к ефесянам, глава 6, стих 4, — ответственность родителей за воспитание своих детей в послушании и повиновении Господу.

И в Новом Завете также говорится об ответственности родителей за вос­питание своих детей. В Послании к ефесянам, главы 5-6 апостол Павел на­ставляет христиан, как вместе жить в мире, чтобы жизнь их была угодной Спасителю. Его слова обращены к церкви в целом (5: 1-21); к женам и мужьям (стихи 22-33); к детям и родителям (6: 1-4); к рабам и господам (стихи 5-9). Его заповедь отцам (это слово могло также означать и «родителям» содержит отрицание: «не раздражайте детей ваших» (стих 4), не сердите и не огорчайте ваших детей (сравн. Рим. 10: 19; Кол. 3: 21). Эти слова предостерегают роди­телей от неразумных требований, ненужных правил и фаворитизма, результа­том которых становится разочарование, обида и ожесточение.

Родителям не стоит сердить детей; они должны воспитывать их в «учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4), кормить их и обеспечивать, растить их с любовью и заботой. Но это воспитание в любви и заботе предполагает дис­циплину. Дисциплина относится к обучению, наставлению, исправлению и ду­ховному развитию детей. Кроме того, родительское воспитание предполагает и поучение («наставление»). Домашнее воспитание часто принимает форму предупреждения о последствиях непослушания. В данном стихе слово «на­ставление» и означает поучение или увещание ребенка к праведной жизни. Заметим, что дети должны повиноваться «в Господе» (стих 1), а родители —


Три основные точки зрения изложены в: Franz Delitzsch, Commentary on The Old Testament, •Proverbs», vol. 6 of 10 vols. Grand Rapids: Willian B. Eerdmans Publishing Co., 1973 («путь его» — это необходимость соотноситься с индивидуальностью и стадией развития ребенка); Derek Kidner, Pruverbs, The Tyndale Old Testament Commentaries. London: The Tyndale Press, reprint ed., 1972 («путь его» — это проявление уважения к личности и призванию ребенка); Sid S.Buzzel, «Proverbs», in The Bible Knowledge Commentary, Old Testament, Wheaton, III.: Victor Books, 1985 («путь его» — это истинный путь, путь разумной и благочестивой жизни).

Derek Kidner, Proverbs, The Tyndale Old Testament Commentaries. London: The Tyndale Press, reprint

ed., 1972, p. 147. Kenne p. 39.

Kenneth O.Gangel and Elisabeth Gangel, Building a Christian Family. Chicago: Moody Press, 1987,


259 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

обучать и наставлять «в Господе». Дух Христов руководит каждым побужде­нием и каждым действием и пронизывает их. Центр семейных отношений и центр семейного воспитания и обучения — Сам Христос.*

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В СЕМЬЕ

Когда родители осознают свою ответственность за духовное воспитание детей, они, вероятно, будут спрашивать себя: «Чему их учить? С чего начать? Что они могут понять?» Чтобы решить, чему учить своих детей, родителям необходимо иметь некоторое понятие о развитии ребенка и о соответствии содержания обучения возрастному уровню. Семейное обучение будет более эффективным, если родители знают, какого рода информацию ребенок спосо­бен понять, усвоить и применить на разных стадиях развития.

В своем развитии ребенок проходит четыре основные стадии: 1) младен­чество (от рождения до двух лет); 2) допонятийный период (от 3 до 6 лет); 3) период конкретных понятий (7-11 лет); 4) период абстрактных понятий (12-18 лет). На каждой стадии развития ребенок усваивает только то, что соответствует именно данному возрастному уровню, и его реакция на обуче­ние достаточно предсказуема.

МЛАДЕНЧЕСТВО

Ребенок выходит из материнской утробы с огромным интеллектуальным потенциалом, но его интеллектуальные способности еще очень мало развиты. Он еще только начинает координировать зрение с движением, следить глаза­ми за перемещениями людей и вещей вокруг него. У младенца есть все необ­ходимое для мышления, но должно пройти определенное время, прежде чем он начнет думать логически.

Вот некоторые духовные истины, которые способен понять младенец.

П Существуют люди, которые его любят и которые заботятся о нем.

П Существуют люди, которым он может доверять.

П Радостные ощущения связаны с Иисусом.

П Мир — это интересное и прекрасное место.

D Посещение церкви приносит удовольствие.

П Библия — это что-то важное.

ДОПОНЯТИЙНЫЙ ПЕРИОД (3-6 ЛЕТ)

В этот период своей жизни ребенок уже готов к вербальному самовыра­жению и начинает исследовать мир с новой точки зрения. Он способен вос­принимать время, пространство, число, но еще не объединяет понятия между собой, чтобы найти их основное начало. Часто ребенок соединяет не связан­ные между собой факты; это может сбить его с толку и привести к неправиль­ным выводам. Он обычно имеет собственное отношение к миру, то есть мир в его представлении вращается вокруг него. Ле Бар поэтому предполагает, что понятия, с которыми ребенка знакомят в течение этого периода, должны быть личными, относиться именно к нему, к его жизни и к тому, как он должен

Harold Hoehner. «Ephesians», in The Bible Knowledge Commentary, New Testament, Wheaton, III.: Victor Books. 1983. p. 642.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 260

себя вести.1' Таким образом, библейская истина должна быть связана с пов­седневной жизнью в семейном кругу («сидя в доме... и идя дорогою» — Вто­розаконие, глава 6, стих 7).

Вот некоторые духовные истины, которые может понять ребенок 3-6 лет.

П Бог любит его.

D Бог всемогущ, Он все знает и присутствует повсюду одновременно.

П Бог заботится о нем.

П Он может говорить с Богом в молитве.

П Иисус — это Сын Божий.

П Иисус был когда-то маленьким, как и он.

Q Иисус умер ради того, чтобы он мог жить на небе.

П Библия — это Слово Божие.

П Библия говорит о Боге.

П Библия учит, как надо жить.

D Рассказы Библии — это правда.

D Строки из Библии можно заучивать.

П Он должен слушаться родителей.

П Когда он слушается родителей, он повинуется Самому Богу.

П Родители любят его и хотят ему помочь.

П Церковь — это люди, которые любят Иисуса.

П Он должен общаться с церковью, чтобы вместе петь, молиться и позна­вать Бога.

П Он должен делиться с другими.

П Он должен прощать других, даже если они не были добры к нему.

П Он должен рассказывать другим людям об Иисусе.

ПЕРИОД КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ (7-11 ЛЕТ)

В течение данного периода развития дети становятся все более активными и способными к более продолжительной концентрации внимания (10-20 минут), но их обучение должно оставаться разнообразным и творческим. На этой стадии ребенок становится очень любознательным, и его следует поощ­рять задавать вопросы, так как вопросы заставляют его думать. Он любит кол­лекционировать, играть и разгадывать загадки. Ребенок может читать, и ему следует предложить христианскую литературу для самостоятельного прочте­ния, а также привлечь его к участию в семейном чтении. Он легко запоминает, так что очень полезно заучивание стихов из Библии. Ребенок нуждается в том, чтобы его учили отличать добро от зла и руководили им в усвоении по­лезных религиозных навыков. Он уже способен понять замысел спасения, ему нужна только возможность принять Христа как Спасителя, если он не сделал этого решения. На вопросы ребенка надо отвечать ясно и честно.

Вот некоторые духовные истины, которые доступны ребенку 7-11 лет:

П Бог один, но Он существует как три Лица: Отец, Сын и Святой Дух.

П Святой Дух входит в его жизнь, когда он принимает Иисуса как Спаси­теля.

' Lois LeBar, Children in the Bible School Weslwood, N.J.: Fleming H.Revell Company, 1952. p. 138.


261 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

П Иногда Бог допускает, чтобы происходили плохие вещи.

П Бог ненавидит грех.

П Иисус — это Сын Божий, Который умер на кресте за грехи.

П Иисус может прощать грехи и дает спасение тем, кто верит в Него.

П Иисус воскрес из мертвых и живет на небесах.

П Библия — это книга истины.

П Библия отвечает на его вопросы и предлагает решение его проблем.

П Библия — это Слово Божие, которому нужно повиноваться.

П Дом — это место, где он может быть счастлив.

П Если ему трудно, он должен попросить о помощи своих родителей, по­тому что они хотят ему помочь.

П Он может доверять своим родителям и должен слушаться их наставле­ний.

П Церковь — это общение людей, верующих в Иисуса Христа.

П Он должен приглашать своих друзей молиться вместе с ним в церкви.

П Ему следует употреблять свои деньги, свое время и свои способности на то, чтобы церковь функционировала должным образом.

П Сатана — это злой ангел, который согрешил против Бога.

П Сатана искушает христиан и старается заставить их грешить.

П Иисус вернется снова, чтобы править миром.

П Люди, которые доверяют Христу как Спасителю, будут жить вечно с Богом на небесах.

ПЕРИОД АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЙ (12-18 ЛЕТ)

В этот период, когда начинается превращение ребенка во взрослого чело­века, происходят весьма существенные изменения и перемены. Его воспри­ятие, способности и личность все еще находятся в процессе формирования, а воображение обретает необыкновенную яркость и активность. Подросток уже мыслит абстрактно и может объяснить себе многое более убедительно. Он стремится сам принимать решения, и в этом его следует как можно больше поощрять. В процессе взросления очень важно мыслить ясно и логично, при­нимая решение. Дух Божий действует в нем, убеждая, утешая и направляя его. В этот период родители должны помогать своему ребенку закрепить в себе черты подобия Христа, христианские понятия и идеалы. Такие важные аспекты родительского воспитания, как, например, молитва и личная беседа, имеют огромное воздействие на данном этапе развития. Родители своей лю­бовью, доверием и поддержкой должны сообщить подростку чувство уверен­ности. Они должны также понимать, что Бог открывает Свой замысел для жизни ребенка. Замысел Божий, возможно, не всегда будет точно совпадать с планами родителей, и на данном этапе становится чрезвычайно важно, чтобы родители внимательно приглядывались к тому пути, которым Бог ведет их детей.

Вот некоторые духовные истины, доступные подросткам в возрасте 12-18 лет.

П Бог — существо совершенно любящее и совершенно справедливое.

П Бог вечен.

П Бог — высший правитель над всем.

П Бог отвечает на молитвы.

П Он должен любить Бога и доверить Ему свою жизнь.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 262

П Иисус — это Сын Божий, Который от века существовал с Богом.

П Иисус пришел в мир в образе человека.

П Иисус был рожден Девой.

П Иисус был одновременно человеком и Богом.

П Иисус был безгрешен во всех отношениях.

П Иисус умер добровольно за грехи всего мира.

П Библия написана по вдохновению от Бога и безошибочна во всем.

П Библия дана от Бога для практического наставления верующих.

П Он должен систематически читать и изучать Библию.

П Центром его дальнейшей жизни должен быть Бог.

G Он ответствен перед Богом за послушание своим родителям.

П Христианская семья обогащает церковь.

П Он должен думать о том, что ему предстоит создавать собственную христианскую семью.

П Сейчас церковь является Телом Христовым на земле.

П Он должен помогать своей церкви.

П Он должен свидетельствовать о Боге своим друзьям.

П Христос придет на облаках, чтобы принять Свою церковь.

П Когда-нибудь Христос создаст Свое материальное, земное царство.

П Нынешние небо и земля в конце концов будут разрушены, а вместо них будут созданы новые небо и земля.

Мы часто удивляемся, обнаруживая, как много способен понять ребенок на очень ранней стадии своего развития. Обучая ребенка, родители как можно раньше должны приучить его к христианскому восприятию и действию. Среди самых ранних воспоминаний ребенка должны быть любовь и тепло семейного очага, если семья живет, опираясь на библейское учение и ее члены стремятся славить Христа во всяком начинании. Имея своим примером неизменно бла­гочестивых родителей, ребенок будет уверен, что такие вещи, как изучение Библии, общая молитва и обсуждение духовных вопросов, — самые естест­венные проявления семейной жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал