Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика преподавания в церкви
РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА Творческое обучение требует привлечения и регулярной смены различных методик. Все они делятся на четыре основные категории. Аудио. Эта методика опирается практически исключительно на внимательное прослушивание и предполагает высокую степень личной заинтересованности со стороны обучающихся. Если же они недостаточно интересуются предметом, компенсировать это могут лишь выдающиеся ораторские способности преподавателя. Наиболее опытные учителя осознают недостаток метода и различными способами стараются разнообразить свои занятия. К группе дополнительных методов относятся лекции, рассказы, прослушивание записей, обсуждения, дебаты и симпозиумы, если они опираются исключительно на слуховое восприятие. Аудиовизуальные методы. Они предполагают работу и слуха, и зрения. Такое сочетание, при правильном применении, концентрирует и удерживает внимание обучающегося. К сожалению, многим учителям не удается хорошо овладеть методикой использования визуальных средств. Фильмы, слайды, те- 273 18. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ левизионные передачи, куклы, театральная постановка или лекция в сочетании с работой на доске, рассматриванием наглядных пособий, диапозитивов, карт и т.д. усиливают воздействие слов учителя. Взаимодействие. Здесь могут сочетаться методы двух предыдущих категорий. Суть в том, что обучающиеся должны взаимодействовать с учителем, участниками диспута или семинара. Многие учителя, говоря об этом виде деятельности, неправильно называют его «обсуждением». В действительности, то что в основном происходит на занятиях, более точно можно назвать «вопросами и ответами», так как внимание слушателей сосредоточено на учителе. Взаимодействие полезно для тех, кто ищет разъяснения или дополнительных сведений по какому-либо вопросу. Сотрудничество. Эта методика призывает обучающихся сотрудничать друг с другом в решении какой-либо общей проблемы. По существу она противоречит обычному школьному требованию «каждый делает свое дело». Однако недавние исследования показали, что такая методика обеспечивает лучшее усвоение и вовлечение в процесс обучения.1' Некоторые преуспевающие фирмы используют коллективные разработки и требуют кооперации сотрудников в большей части проектов (если не по всем).п Методы этой группы не требуют особой первоначальной заинтересованности со стороны обучающихся, они сами создают стремление к обучению (поскольку обучение в церкви — дело добровольное). Виды деятельности в рамках этой методики ограничены лишь нашим воображением. Международный центр обучения издал ряд книг под общим названием «Методика активного изучения Библии» (How to Do Biblle Learning Activities) под редакцией Э.Стюарта и др. — по книге для каждой из основных возрастных категорий. В них рассматриваются различные виды учебной деятельности: «Художественное творчество», «Художественное слова», «Обсуждение», «Театральные постановки», «Музыка», «Ораторская речь», «Загадки и игры», «Исследовательская деятельность» и «Смешанные виды деятельности». Не так давно Марлен Лефевр написала книгу, озаглавленную «Методика творческого обучения» (Creative Teaching Methods) под редакцией Дэвида К.Кука. В этих прекрасных изданиях содержится много идей, которые помогут вам применять методику обучения в сотрудничестве и активно вовлекать слушателей в процесс обучения. В идеале каждый урок должен сочетать в себе элементы всех четырех методических типов. Варианты их совмещения и сочетания дают почти бесконечное разнообразие методик обучения. Слишком часто учителя-добровольцы просто не могут уделить изучению и эффективной подаче темы достаточно времени и сил, не имея для этого специальной литературы. Евангелические издательства предлагают исключительные материалы для решения этой проблемы. Pauline B.Gough, «The Key to Improving Schools: An Interview with William Glasser». Phi Delta Kappan. May 1987, pp. 656f[. Thomas J.Peters and Robert H.Waterman, Jr., In Search of Excellence. New York: Warner Books, 1982, pp. 235-78. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 274 УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДОБРОВОЛЬЦЕВ Ключ к эффективному обучению в церкви — это, несомненно, сам учитель. Программа, календарь и расписание занятий находятся в зависимости от его разумного подхода. Ни одна обучающая программа не может превзойти степени решимости учителя совершенствоваться в преподавании. Поскольку большая часть церквей постоянно нуждается в учителях, требования к претендентам, как правило, невысокие. Зачастую от человека требуется только желание учить. Но даже тот, кто имеет самые благие намерения, оказавшись учителем, может стать жертвой собственного честолюбия и забыть о необходимости непрерывно учиться самому. Многие руководители христианского обучения жалуются на то, что учителя, работающие со взрослыми, противятся переменам и регулярно пропускают учительские собрания. Дух самолюбия мешает им совершенствоваться в преподавании. Разумная стратегия руководства состоит в том, чтобы предъявить учителю различные требования в начале служения. Программа. Нужно требовать, чтобы все новые учителя пользовались существующей программой в течение того времени, пока они не разработают свою собственную. Следование существующей программе создает основу на будущее. Объединенное преподавание. Необходимо, чтобы все учителя планировали и объединялись в преподавательские коллективы для ежегодных занятий с наиболее квалифицированным учителем. При этом не только старший учитель сможет следить за применением новых методов, но и сам коллектив- будет испытывать стремление к более активному стилю обучения. Увеличивайте число учителей. Если это возможно, пусть у каждого класса будет больше, чем один учитель. Смена учителей даст преподавателю больше времени на подготовку, а это может радикально улучшить качество преподавания. Внимательно следите за тем, чтобы учитель «подходил» классу. Не всякий квалифицированный' учитель может работать с любым классом. Между классом и учителем возникает определенное взаимодействие. Зачастую очень способный учитель просто не подходит данному классу. Вы можете определить, существует ли положительный потенциал, если пригласите нового учителя для краткого цикла занятий, а затем попробуете его отстранить. Если реакция класса негативна, значит учитель «подходит». Целевые группы. Создавайте целевые группы для ежегодных перемен в обучении. Тщательно запланируйте двух-, трехнедельные циклы, предполагающие большое разнообразие методик. Меняйте местами членов коллектива, так чтобы каждый учитель попробовал свои силы во всех классах и видах деятельности. Это облегчит задачу старших учителей и освежит восприятие обучающихся.
|