Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенность цели
Поскольку численность христианских школ все возрастает, наверное, неизбежно, что значительное их количество создается в силу недостаточных или неадекватных причин. Поэтому учитель, рассматривающий свои возможности преподавания в христианской школе, должен сформулировать для себя четкое представление о том, почему обучение в христианской школе является уместным и необходимым в контексте последовательного библейского мировоззрения. Расхождения между философией учителя и философией школы не дают ничего, кроме взаимной неудовлетворенности. Обе стороны должны сразу решить для себя, сходны ли, по сути, представления учителя и представления школы о своих задачах. Интересные идеи можно найти в книгах: Kenneth O.Gangel and Warren S.Benson, Christian Education: Its History and Philosophy. Chicago: Moody Press, 1983; Paul A.Kienel, ed., The Philosophy o\ Christian School Education. 3rd. Ed., Whittier, Calif.: ACS1, 1980; and Frank Gaebelein, The Pattern oj God's Truth. Chicago: Moody Press, 1968. D.Bruce Lockerbie, The Cosmic Center (Rev.Ed.). Portland, Ore.: Multnomah Press, 1986. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 282 Если местные государственные школы не представляются приемлемыми для родителей-христиан, одна из возможных реакций — создать альтернативное учебное заведение. Снижение уровня академических задач, слабость дисциплины, наркомания, содержание программы, пропагандируемые ценности — все это временами стимулировало потребность в христианской школе. Эти особые проблемы являются, вероятно, всего лишь симптомами глубокой эрозии того, что Фрэнсис Шеффер назвал «христианским консенсусом» в американском обществе.f Этот «консенсус» поддерживает хотя бы минимум приличия и нравственности в государственных учреждениях. Перед лицом их негативного влияния на развитие местной политики родители, принципиально настроенные против либеральных тенденций в среде профессиональных педагогов, хватаются за возможность создания христианской школы. Возможно, школа преуспеет в том, что не удается родителям и церкви, и внушит детям большее уважение к нравственности. Христианские школы, хотя они и оправданы интересами родителей, все же нуждаются в более прочном основании, чем неудачи и недостатки государственных школ. Христианская педагогика должна не отталкиваться от негативных черт светского образования, а опираться на позитивную основу — глубоко библейскую концепцию обучения как сообщения Божией истины. Программа, составленная при непосредственном или опосредованном церковью участии родителей, открывает новые возможности, не доступные лучшим светским программам. Христианская школа дает учащимся возможность развивать библейское мировоззрение, строить свою жизнь по образцу не только родителей, но и других христиан; решать сложные вопросы, не выходя из границ приверженности высшему авторитету Писания; участвовать в богослужении, работать и учиться в дружественной духовной среде. В организационном отношении христианские школы обычно относятся к одному из трех основных типов: приходские школы, обучение под контролем родителей и школы коллегиального управления. Хотя их педагогические цели и задачи могут быть сходными, выбор системы управления обусловливает или даже диктует определенные особенности. Таким образом, наблюдаются значительные различия между енвангелическими школами, и о них необходимо знать будущему учителю. Большая часть христианских школ, существующих с 1970-х годов, — это приходские (церковные) школы. Подобно римско-католическим и лютеранским школам предыдущих поколений, эти христианские школы стали результатом миссионерских идей местных церквей. Церкви обычно рассматривают христианскую школу как составную часть христианской программы образования в целом, которая контролируется назначенной церковной коллегией. Зачастую приходские школы так же, как воскресные школы и другие церковные служения, получают солидные субсидии, что позволяет снизить цены на обучение. Однако это налагает на всех участников определенные ограничения, так что для эффективного функционирования этих школ необходим благодатный дух общего взаимодействия. * Francis Schaeffer, The Great Evangelical Disaster. Westcliester, III.: Crossway, 1984, pp. 183H. 283 19. ОБУЧЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ШКОЛЕ Школы, учрежденные до 1970 г., в большей степени основаны по инициативе родителей. Возможно, это объясняется тем, что церкви, за исключением немногих деноминаций, традиционно приверженных приходской системе образования, обычно уделяли мало внимания школьному образованию. Не имеющие надежной защиты в лице коллегиального церковного покровительства, школы, контролируемые родителями, оформляются обычно как юридические объединения или общества с особой целью руководства и вспомогательными функциями. Хотя право непосредственного надзора может быть делегировано представителям и назначенному руководящему совету, все же контроль за программой и стратегией образования осуществляют родители в гораздо большей степени, чем в приходской системе. Однако практически все затраты школы оплачиваются главным образом родителями-участниками. Третий вид христианской школы строится по образцу организационной структуры, типичной для независимых школ и христианских высших учебных заведений. Здесь ответственность за учреждение и управление школой лежит на коллегиальном правлении; такое правление может состоять не только из родителей, хотя преданность, необходимая для этого служения, редко встречается у людей посторонних. Такому правлению основатель (основатели) школы доверяет управление школьным имуществом на основании обязательства осуществлять выраженную публично волю основателя. Для поддержания стабильности учреждения члены правления должны исполнять свои обязанности в течение достаточно долгого срока. Они тщательно отбирают новых или дополнительных членов-кандидатов, которые должны быть преданы тем же целям. Обычному учителю такие сложные вопросы, как организационная структура, могут показаться далекими. Но все же влияние организации на профессиональную деятельность учителя довольно значительно. Если школу спонсирует церковь, это означает, что налоговое бремя не слишком тяжело; средства обучения и оборудование, вероятно, лучше; кроме того, нет проблем с законом по поводу «исключительно религиозных целей» школы. Под покровительством церкви учитель может даже пользоваться некоторой отдельной площадью в той мере, в какой она необходима в неучебных целях. Спонсирующая церковь имеет право требовать, чтобы школьные работники были членами церкви и принимали активное участие во внешкольных мероприятиях церкви, например, посещении больных и педагогическом служении. Живое участие церкви в программе школы часто выражается и в смене пасторов. Школы, контролируемые родителями, находятся в явном соответствии с библейским принципом ответственности родителей за обучение и воспитание детей. Но, возможно, родителям сложнее уяснить, где пролегает граница между их правами и полномочиями учительского состава, который здесь действует in loco parentis. Поэтому учителя иногда испытывают давление со стороны родителей, желания которых не только различны, но часто несовместимы друг с другом и со школьными нормами. Преимущество школы, руководимой правлением, состоит в ее способности к поддержанию фундаментальной последовательности теории и практики. Однако обособление влияния со стороны хозяев школы может также ослабить их внимание к нуждам работников школы. Сосредоточение всей власти в руках коллегиального правления иногда приводит к тому, что школа теряет возможность приобщаться к наивысшим достижениям педагогики. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 284
|