Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воскресная школа






Воскресные школы являются основным педагогическим учреждением цер­кви. Хотя многие церкви стараются осуществлять другие образовательные программы, все же уровень посещаемости воскресных школ стабильно превы-


275 18. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ

шает уровень посещаемости учебных занятий любого другого типа, а то и всех вместе. По причине своей многочисленности и широкого распространения воскресные школы следует рассматривать отдельно.

Название этого церковного образовательного учреждения имеет в своем составе слово «школа», поэтому некоторые думают, что оно действует как обычная государственная школа. Однако воскресную школу отличают от го­сударственной несколько важных черт. Например, есть ли такие воскресные школы, в которых учащемуся дается задание на дом? Или такие, которые тре­буют обязательной посещаемости и активного участия? Добровольность посе­щения воскресной школы имеет далеко идущие последствия.

Кроме того, основная задача воскресной школы отличается от задачи обыч­ной школы. Время урока не может быть посвящено исключительно академи­ческим целям, поскольку важная часть задачи воскресной школы — взаимное наставление и опека.

Все вышеизложенное подводит нас к фундаментальному различию вос­кресных и государственных школ. У этих школ разные цели. Обучение в обыч­ной школе нацелено на то, чтобы в результате получения информации человек мог изменить свою жизнь. Но уровень школы по-прежнему измеряется акаде­мическими достижениями, а не нравственной цельностью учеников. Что ка­сается воскресной школы, то здесь процесс обучения непосредственно порож­дает изменения в жизни. Мы стараемся помочь людям принять нравственные решения, основанные на точной библейской информации и одобренные дру­жеским христианским общением. Признак преуспевающей воскресной школы — не академические достижения учеников, а их стремление к тому, чтобы стать подобием Христа. Для достижения этой цели урок в воскресной школе должен определять три главных момента:

1. Общение.

2. Информация.

3. Применение.

ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

Продолжительность урока в большей части воскресных школ обычно со­ставляет 60 минут. В некоторых церквах практикуется удлинение урока, ко­торый идет параллельно с двумя церковными богослужениями. Хотя эта сис­тема не лишена некоторых недостатков, ее явное преимущество становится очевидным, когда вы замечаете, что продолжительность урока в воскресной школе возрастает до 75 минут. Поскольку гораздо проще увеличить число уро­ков и сравнительно немногие церкви практикуют удлиненные уроки, мы для нашего анализа можем указать 60 минут как нормальную продолжительность урока.

Обычный план урока для взрослых и молодежи предусматривает время для подключения опоздавших и строится следующим образом.

МИНУТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10-15 прибытие и общение

10-15 объявления и молитва

30-40 лекция или урок.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 276

Однако специалисты по образованию, создающие книги для воскресных школ для крупных издательств, в течение ряда лет предлагают несколько иной план урока. Он уже исключает столь значительные потери полезного времени. В большей части изданий предлагается примерно следующий вариант:

МИНУТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10-15 подготовка

10-15 общение или вступление к уроку и формулирование

актуальных проблем
10-15 чтение (изучение) Библии

10-15 применение и обсуждение

5-10 дела класса и объявления

Различие между этими двумя планами носит философский характер. Об­ратим внимание на то, как в первом из них охарактеризована форма начала урока. По второму плану занятие в воскресной школе начинается с приходом первого ученика. Руководство планирует деятельность так, чтобы компенси­ровать неодновременность прибытия. Но в то время, когда ученики приходят и здороваются, определенного рода деятельность помогает направить их мысли на основную тему дня. Если каждый поймет, что урок начинается сразу же с забавных, но осмысленных заданий, он будет особенно стараться прийти вовремя.

Согласование предварительной деятельности с основной частью урока воз­можно только в том случае, если руководитель четко определил свою цель. Это дает ему основу для разумного построения урока в целом. Хотя в изуче­нии любого фрагмента Писания можно преследовать сразу несколько различ­ных целей, наиболее опытные учителя выбирают одну из них.

Обычно план урока записывается таким образом, чтобы было ясно, чем будут заниматься ученики в течение урока. Это может выглядеть приблизи­тельно так: «Ученики сделают обобщение на тему того, почему Яхве осудил Израиль (по словам Аввакума)» или: «Каждый из учеников определит для себя конкретный способ помощи менее благополучным членам нашей общины в ответ на притчу о добром самарянине».

После определенной подготовки сделайте устное вступление к уроку и дайте все необходимые сведения. Для этого хорошо подойдет краткая лекция, если только построить ее правильно и не слишком затягивать. Но будьте ос­торожны, так как две проповеди в одно утро — признак непродуманной педа­гогической стратегии. Урок в воскресной школе требует использования раз­нообразных методов вовлечения в процесс обучения, при которых от учеников требуется не только слушать.

Сделав такое вступление, ознакомьте учеников с «первыми открытиями» этого урока. Вы должны не только сообщить им об открытиях, сделанных вами в процессе вашего собственного исследования, но помочь каждому ученику самому изучить текст в ходе урока. Большинство учеников просто не будет делать домашних заданий, чтобы подготовиться к уроку. Для тех, кто в тече­ние недели не уделяет времени самостоятельному изучению Библии, такое



18. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ


Дата.

Название.

Группа.

ПЛАН УРОКА

Конкретная це«ь урока.


 


ВРЕМЯ:


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБОРУДОВАНИЕ


Введение:

_ Подготовка:

Жизненная

необходимость

Открытие

Ответ:

Оценка:


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 278

занятие может стать единственной формой общения со Словом Божиим. Это также прекрасная возможность для организации сотрудничества учеников, ра­ботающих над одним и тем же заданием.

Затем ученики должны рассказать о своих находках, обсудить с учителем свои мысли и выслушать его предположения. При таком обобщении находки кристаллизируются до состояния информации, пригодной к использованию.

В заключение подведите класс к последнему этапу изучения — примене­нию. Здесь деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы помочь каждому слушателю понять, как именно он может применить Писание в своей жизни.

Иногда ученики предлагают искусственные выводы, не вытекающие из текста. В этом случае учитель, если он человек тактичный, должен предло­жить такую альтернативу, которая помогла бы ученику мыслить более четко. Слушатели делают ошибочные выводы о смысле и применении того или иного фрагмента Писания и сами, и с помощью учителей. Однако в идеале уроки в воскресной школе, с ее теплой и дружественной атмосферой, должны создать надежную основу для развития библейского мировоззрения и богословски здравого мышления.

Завершить часть урока, посвященную применению, может молитва. Мы должны не только вспомнить об отсутствующих учениках, но и просить Бога, чтобы Он помог нам применить в нашей жизни то, что мы открыли на уроке.

И наконец, дела класса и прощание. Эта процедура не требует от учителя, чтобы он приспосабливался к недельным изменениям в учебном времени. Пер­востепенное внимание уделяется Писанию и обсуждению. Лучше сократить текст объявления, чем время на изучение Библии.

Раньше лишь самые творческие и опытные учителя могли пользоваться тем планом, который мы описали. Теперь же основные издатели учебной ли­тературы предлагают множество способов более эффективного вовлечения студентов в процесс обучения и более творческой организации урока. Учителя имеют возможность выбирать из нескольких библейски обоснованных альтер­натив свой метод руководства и побуждения учеников к мышлению. Ни один здравомыслящий учитель не станет абсолютно и буквально придерживаться расписания. Но если учитель собирается составить хорошее расписание со­вершенно самостоятельно, игнорируя эту литературу, он лишается важного источника, способного сберечь его время и вдохновить ему новые идеи.

Внимательно изучите образец плана урока на с. 277. Приспособьте его к вашей собственной программе путем согласования основных компонентов. При этом следует обращать внимание на конкретные задачи урока, творческое распределение времени и разнообразие методов обучения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал