Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воскресная школа
Воскресные школы являются основным педагогическим учреждением церкви. Хотя многие церкви стараются осуществлять другие образовательные программы, все же уровень посещаемости воскресных школ стабильно превы- 275 18. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ шает уровень посещаемости учебных занятий любого другого типа, а то и всех вместе. По причине своей многочисленности и широкого распространения воскресные школы следует рассматривать отдельно. Название этого церковного образовательного учреждения имеет в своем составе слово «школа», поэтому некоторые думают, что оно действует как обычная государственная школа. Однако воскресную школу отличают от государственной несколько важных черт. Например, есть ли такие воскресные школы, в которых учащемуся дается задание на дом? Или такие, которые требуют обязательной посещаемости и активного участия? Добровольность посещения воскресной школы имеет далеко идущие последствия. Кроме того, основная задача воскресной школы отличается от задачи обычной школы. Время урока не может быть посвящено исключительно академическим целям, поскольку важная часть задачи воскресной школы — взаимное наставление и опека. Все вышеизложенное подводит нас к фундаментальному различию воскресных и государственных школ. У этих школ разные цели. Обучение в обычной школе нацелено на то, чтобы в результате получения информации человек мог изменить свою жизнь. Но уровень школы по-прежнему измеряется академическими достижениями, а не нравственной цельностью учеников. Что касается воскресной школы, то здесь процесс обучения непосредственно порождает изменения в жизни. Мы стараемся помочь людям принять нравственные решения, основанные на точной библейской информации и одобренные дружеским христианским общением. Признак преуспевающей воскресной школы — не академические достижения учеников, а их стремление к тому, чтобы стать подобием Христа. Для достижения этой цели урок в воскресной школе должен определять три главных момента: 1. Общение. 2. Информация. 3. Применение. ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА Продолжительность урока в большей части воскресных школ обычно составляет 60 минут. В некоторых церквах практикуется удлинение урока, который идет параллельно с двумя церковными богослужениями. Хотя эта система не лишена некоторых недостатков, ее явное преимущество становится очевидным, когда вы замечаете, что продолжительность урока в воскресной школе возрастает до 75 минут. Поскольку гораздо проще увеличить число уроков и сравнительно немногие церкви практикуют удлиненные уроки, мы для нашего анализа можем указать 60 минут как нормальную продолжительность урока. Обычный план урока для взрослых и молодежи предусматривает время для подключения опоздавших и строится следующим образом. МИНУТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10-15 прибытие и общение 10-15 объявления и молитва 30-40 лекция или урок. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 276 Однако специалисты по образованию, создающие книги для воскресных школ для крупных издательств, в течение ряда лет предлагают несколько иной план урока. Он уже исключает столь значительные потери полезного времени. В большей части изданий предлагается примерно следующий вариант: МИНУТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10-15 подготовка 10-15 общение или вступление к уроку и формулирование актуальных проблем 10-15 применение и обсуждение 5-10 дела класса и объявления Различие между этими двумя планами носит философский характер. Обратим внимание на то, как в первом из них охарактеризована форма начала урока. По второму плану занятие в воскресной школе начинается с приходом первого ученика. Руководство планирует деятельность так, чтобы компенсировать неодновременность прибытия. Но в то время, когда ученики приходят и здороваются, определенного рода деятельность помогает направить их мысли на основную тему дня. Если каждый поймет, что урок начинается сразу же с забавных, но осмысленных заданий, он будет особенно стараться прийти вовремя. Согласование предварительной деятельности с основной частью урока возможно только в том случае, если руководитель четко определил свою цель. Это дает ему основу для разумного построения урока в целом. Хотя в изучении любого фрагмента Писания можно преследовать сразу несколько различных целей, наиболее опытные учителя выбирают одну из них. Обычно план урока записывается таким образом, чтобы было ясно, чем будут заниматься ученики в течение урока. Это может выглядеть приблизительно так: «Ученики сделают обобщение на тему того, почему Яхве осудил Израиль (по словам Аввакума)» или: «Каждый из учеников определит для себя конкретный способ помощи менее благополучным членам нашей общины в ответ на притчу о добром самарянине». После определенной подготовки сделайте устное вступление к уроку и дайте все необходимые сведения. Для этого хорошо подойдет краткая лекция, если только построить ее правильно и не слишком затягивать. Но будьте осторожны, так как две проповеди в одно утро — признак непродуманной педагогической стратегии. Урок в воскресной школе требует использования разнообразных методов вовлечения в процесс обучения, при которых от учеников требуется не только слушать. Сделав такое вступление, ознакомьте учеников с «первыми открытиями» этого урока. Вы должны не только сообщить им об открытиях, сделанных вами в процессе вашего собственного исследования, но помочь каждому ученику самому изучить текст в ходе урока. Большинство учеников просто не будет делать домашних заданий, чтобы подготовиться к уроку. Для тех, кто в течение недели не уделяет времени самостоятельному изучению Библии, такое 18. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ Дата. Название. Группа. ПЛАН УРОКА Конкретная це«ь урока.
ВРЕМЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБОРУДОВАНИЕ Введение: _ Подготовка: Жизненная необходимость Открытие Ответ: Оценка: ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 278 занятие может стать единственной формой общения со Словом Божиим. Это также прекрасная возможность для организации сотрудничества учеников, работающих над одним и тем же заданием. Затем ученики должны рассказать о своих находках, обсудить с учителем свои мысли и выслушать его предположения. При таком обобщении находки кристаллизируются до состояния информации, пригодной к использованию. В заключение подведите класс к последнему этапу изучения — применению. Здесь деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы помочь каждому слушателю понять, как именно он может применить Писание в своей жизни. Иногда ученики предлагают искусственные выводы, не вытекающие из текста. В этом случае учитель, если он человек тактичный, должен предложить такую альтернативу, которая помогла бы ученику мыслить более четко. Слушатели делают ошибочные выводы о смысле и применении того или иного фрагмента Писания и сами, и с помощью учителей. Однако в идеале уроки в воскресной школе, с ее теплой и дружественной атмосферой, должны создать надежную основу для развития библейского мировоззрения и богословски здравого мышления. Завершить часть урока, посвященную применению, может молитва. Мы должны не только вспомнить об отсутствующих учениках, но и просить Бога, чтобы Он помог нам применить в нашей жизни то, что мы открыли на уроке. И наконец, дела класса и прощание. Эта процедура не требует от учителя, чтобы он приспосабливался к недельным изменениям в учебном времени. Первостепенное внимание уделяется Писанию и обсуждению. Лучше сократить текст объявления, чем время на изучение Библии. Раньше лишь самые творческие и опытные учителя могли пользоваться тем планом, который мы описали. Теперь же основные издатели учебной литературы предлагают множество способов более эффективного вовлечения студентов в процесс обучения и более творческой организации урока. Учителя имеют возможность выбирать из нескольких библейски обоснованных альтернатив свой метод руководства и побуждения учеников к мышлению. Ни один здравомыслящий учитель не станет абсолютно и буквально придерживаться расписания. Но если учитель собирается составить хорошее расписание совершенно самостоятельно, игнорируя эту литературу, он лишается важного источника, способного сберечь его время и вдохновить ему новые идеи. Внимательно изучите образец плана урока на с. 277. Приспособьте его к вашей собственной программе путем согласования основных компонентов. При этом следует обращать внимание на конкретные задачи урока, творческое распределение времени и разнообразие методов обучения.
|