![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особые проблемы
Учителям христианских школ даруются особые благословения Божий в их служении. Это возможность свободно делиться с классом своими убеждениями и ценностями, использовать Писание как источник истины, это радость вести ученика к вере во Христа или наблюдать, как в результате учебной и школьной деятельности он принимает важное духовное решение. Но есть и особые проблемы, с которыми обычно не сталкиваются учителя светских школ. Одной из них является финансовая проблема. Хотя христианские школы постоянно работают над улучшением своего финансового положения, все же большинству учителей еще предстоит внести значительный вклад в поддержание существования школы посредством отчислений из заработной платы. Этот вклад может составлять от нескольких процентов до половины заработной платы. Анализ около 150 христианских школ показал, что с 1977 по 1982 годы начальные ставки не превышали 58% средней заработной платы начинающего учителя в государственной школе.* * James W.Deuink, Christian School Finance. Greenville, S.C.: Bob Jones University Press, 1985, p. 85. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 286 Хотя финансовая проблема, возможно, для некоторых не будет столь острой, особенно если есть другой источник дохода, все же начинающие учителя не должны упускать из виду состояния эмоционального и даже духовного напряжения, порождаемого постоянным недостатком денег. Дух Святой может использовать это состояние, чтобы укрепить в человеке веру и способствовать его духовному созреванию; но это же состояние может стать орудием в руках врага, порождающим разочарование и недовольство. Учитель, намеренный работать в христианской школе, должен внимательно рассмотреть библейское предписание «вычислить издержки» в нескольких аспектах. Не столь явная проблема связана с теми вполне благонамеренными евангелическими христианами, которые ставят под вопрос саму необходимость существования христианских школ. Этих людей множество, и их вера неоспорима. Но обоснованы ли их возражения? Как правило, они выражены в двух вопросах: 1) Могут ли христианские школы адекватно подготовить человека к жизни в «реальном мире»? и 2) Как мы будем выполнять свой долг свидетельства миру в условиях преобладания христианских школ? В действительности, христианская школа не представляет собой стерильно-чистой среды. Слабости, присущие человеческой природе, проявляются даже там, где допустимые пределы вполне отчетливы, они есть и у детей из христианских семей. Христианским школам приходится иметь дело с плохим поведением учащихся, а ученикам — делать личный нравственный выбор, иногда в одиночку. Многие даже считают, что жить по-христиански в христианской школе так же трудно, как и в государственной школе. Однако более важный вопрос — что такое «жизнь в реальном мире»? Является ли реальной та культура, которая отрицает правомерность абсолютной истины? которая последовательно исключает любое упоминание о Боге? которая стремится оболгать религиозные основы общества? Сторонники христианских школ твердо уверены в том, что «реальный мир» — это жизнь, которая изучается дисциплинами учебной программы, ориентированной на почитание Бога и стремление к осознанию Его истины. Другой вопрос касается нашего долга быть «светом» и «солью» для неверующего общества. Разве христианские семьи снимают с себя обязанность свидетельствовать миру, когда отказываются от обучения в государственных школах? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить сущность и задачи государственного образования. Рассказывая о социализирующем воздействии американских школ, историк образования Дана Равич замечает: «Интеграция и плюрализм — это две разновидности ассимиляции... Культурный плюрализм был предметом обсуждения в течение большей части нынешнего века, но обычно в связи с интересами белых этнических и религиозных групп, обладавших определенным культурным наследием и желавших сохранить ero».t Ассимиляция была негласной целью государственных школ начиная с подъема школьного движения в XIX веке. Задача школы заключалась в том, чтобы привить общественные ценности юному поколению иммигрантов-американцев. Эффективность этих усилий, в самом деле, способствовала созда- Diane Ravitch, The Schools We Deserve. New York: Basic Books, Inc., 1985. p. 211. 287 19. ОБУЧЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ШКОЛЕ нию первых римско-католических школ, так как государственные школы 1800-х годов были, по мнению, по крайней мере, одного епископа, слишком «безбожными и протестантскими», чтобы им можно было доверить образование его паствы.1' Не следует ли и евангелическим христианам так же беспокоиться по поводу тенденций к ассимиляции, господствующих в государственных школах в конце XX века? Предпосылки и ценности, присущие государственному подходу к образованию, не могут найти сочувствие христианских семей: им остается либо противодействовать, либо не участвовать в этом.
|