Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Область разума
Сердце разумного познания занимает место в центре процесса мышления о любом предмете; оно ориентируется, скорее, на вопрос «зачем», а не на вопросы «что» и «как». Заключения, которые можно сделать на основании данной схемы, — это очень важные и далеко идущие выводы. Как на любой непрерывной линии, здесь нет ясных и точных различий, но каждый из видов обучения смешивается с соседними. Любая точка на этой непрерывной линии может быть точкой обучения, но не каждая из них (и не каждый из методов обучения) находится в одинаковом положении по отношению к сердцу разумного познания и, следовательно, к центру понятия обучения. Ни быстрота, ни точность познания, возможно, не приведут нас к наиболее правильному пониманию обучения: теория мышления опирается не только на наблюдения над тем, как люди познают. Преподаватель христианского колледжа посвящает себя абсолютной истине и основанной на ней программе, он уделяет первостепенное внимание духовному в своей жизни. В первом случае он отстраняется от секулярной философии образования, указывая на то, что по этой философии ни одна модель поведения не может привести к положительному результату. Во втором случае он не уверен относительно ограничений целей поведения по отношению к духовным аспектам жизни. Конечно, можно остановиться здесь на семантике, но тем не менее мы должны утверждать, что при определении целей христианского обучения на любом уровне необходима осторожность. Совершенство в христианском преподавании зависит от совершенства самих преподавателей. В конечном счете, мы должны уделять основное внимание не столько процессу обучения, сколько учителю, не столько классу, сколько кандидату. Возможно, одно из препятствий на пути развития христианской философии преподавания — это простая беззаботность. Мы предпо- ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 296 лагаем, что, получив необходимые знания, преподавать может каждый. Но после почти трех десятилетий преподавания я обнаружил, что обучение сходно с игрой в гольф: ряд дурных привычек медленно, но верно исчезает. Когда вы пытаетесь исправить неправильный удар, короткие сильные удары идут косо; нужно сосредоточиться на них, и лужайка пропадает. Все дело в том, чтобы сосредоточить все силы одновременно в одном месте. Знаменитый Гилберт Хайгет, который преподавал в Оксфорде и Колумбии в течение сорока лет, напоминает нам, чтобы мы постоянно обновляли себя и свои познания ради великой цели — преподавания, процесса, в котором он видит созидание, а не повторение: «Каждый раз, когда учитель встречается с классом, он создает нечто такое, чего не было раньше. Даже если ученики всегда принадлежат к одной и той же возрастной группе и социальной среде, каждый класс — это особое целое, отличное от всех предыдущих классов, и каждый ученик в нем — нечто новое, а все явление в целом — новая возможность».'*' У корабелов Клайда есть традиция совершенства, репутация непревзойденного качества работы. Но в последние десятилетия наметился упадок. Как жаловался сторож одного из доков: «Раньше приходили железные люди, чтобы делать деревянные суда, а сегодня приходят деревянные люди, чтобы делать железные суда». Пусть же у нас никогда не будет основания высказывать такие упреки в адрес настоящего и будущего поколения учителей в славной традиции христианского высшего образования.
|