![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особая роль христианского высшего учебного заведения
Среди книг по вопросам высшего образования в моей библиотеке есть одна, озаглавленная «Колледж погубил мою дочь». Ее автор, используя громкое название в качестве аргумента «против», доказывает, что причина, вероятно, была вовсе не в колледже, а в неудачах родителей и в духовном состоянии дочери, когда она посещала колледж. Описанный случай, хотя и спорный, все же отражает надежды, которые родители возлагают на христианские колледжи и их преподавательский состав. Они не без основания связывают эти надежды с особой ролью колледжа (in loco parentis), который должен утверждать христианские ценности и нравственность, прививаемую детям семьей и церковью в течение почти двадцати лет. Как напоминает нам Юджин Хэбекер, это становится вопросом доверия: «Когда человек становится во главе организации — любой организации: церкви, колледжа, фирмы, — самые разные голоса говорят " Доверяй мне". Например, если речь идет о колледже, учителя нуждаются в доверии со стороны администрации и наоборот, и т.д. Каждый хочет, чтобы ему доверяли».t Характеризуя здесь христианские высшие учебные заведения, мы рассмотрим библейские институты, библейские колледжи, христианские гуманитарные колледжи, христианские университеты и духовные училища. Учреждения эти различны между собой, но цели преподавателей и процесс обучения в них, по сути, одинаковы, так что можно считать, что они принадлежат к одной категории. В самом деле, история христианского колледжа — это настоящий кусок истории Америки. Высшее образование в Америке, насчитывающее свыше 350 лет, ведет свое происхождение от первых опытов отцов-основателей. «Нет никакого сомнения в том, что первые колледжи в Америке были учреждениями христианскими. Колонистам-англиканам и лютеранам для служения в церквах нужно было высокообразованное и прошедшее систематическую подготовку духовенство; с этой целью они и создавали свои колледжи. Джон С.Брубахер и Виллис Руди в своем серьезном исследовании, озаглавленном " Высшее образование в переходном периоде", определенно утверждают, что " христианская традиция была краеугольным камнем всей интеллектуальной организации, привезенной в Новый CBeT"».tt В своих работах по данной тематике я неоднократно давал четырехчас-тное определение христианских высших учебных заведений. Возможно, его стоит повторить и здесь: христианский колледж — это высшее учебное заведение, которое опирается на евангельское учение; оно дает знания о Библии и христианском служении, особую христианскую философию жизни и образования и предполагает особое качество духовной жизни в колледже. Такое определение подходит как к христианскому ' Eugene B.Habecker, The Other Side о/ Leadership. Wheaton, III.: Victor Books, 1987, p. 40.
Kenneth O.Gange! and Warn Moody Press, 1982, p. 359. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 292 гуманитарному колледжу или университету с обширной программой, так и к небольшому библейскому институту или семинарии с узкой специализацией. Христианское учебное заведение, ориентированное на реализацию этого определения, отличают, по крайней мере, три основные черты: приверженность евангельскому вероучению (серьезное отношение к вероучению, поддерживаемое администрацией и преподавательским составом); преданность церкви (готовность служить Телу Христову в целом и церкви-спонсору по мере необходимости); качество образования (стремление к тому, чтобы учебное заведение регулярно инспектировалось и проверялось соответствующими инстанциями, занимающимися аккредитацией и сертификацией). Программа христианского колледжа должна состоять из трех основных частей: изучение Библии; профессиональная подготовка и гуманитарные либо общеобразовательные дисциплины. У христианских учебных заведений нет единого мнения по поводу того, каково должно быть соотношение этих трех частей. Библейские колледжи уделяют основное внимание Библии и богословию; гуманитарные колледжи — гуманитарным и естественно-научным предметам; но и те, и другие придают большое значение актуальной в наши дни профессиональной подготовке. В конце XX века для Тела Христова очень важны эти учреждения: из них выходят пасторы, миссионеры и христианские лидеры; они издают книги для подготовки и развития церковного руководства; благодаря им голос христианства звучит в обществе. И все же сейчас этим колледжам приходится бороться с конфессиональными противоречиями, ослаблением богословской подготовки, неясностью целей и определения миссий, а кроме того — с прискорбной, но реальной конкуренцией этих колледжей друг с другом. В центре внимания должно быть не усовершенствование программы общественных отношений и не достижение престижных академических показателей, а более благочестивый, более библейски образованный и более внимательный к студентам преподавательский состав.
|