Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповое обучение
Не впадайте в крайности, предупреждает Эбл, поскольку можно ошибиться, следуя в любом из правильных направлений: умеренность — это главный ключ к эффективному преподаванию в колледже. В ряду составляющих эффективного обучения он называет также разнообразие, энтузиазм и творческий подход.1' Все это указывает на нечто большее, чем слепая приверженность к чтению лекций в семинариях и колледжах. Конечно, мы можем выбрать множество плодотворных методов, кроме групповой активности (взаимное сотрудничество, обсуждение доклада, ролевые игры, представления и т.д.), но групповое обучение вносит в урок определенную динамику, перенося акцент с преподавателя на студентов. Студенты вовлекаются в процесс обучения и принимают в нем активное участие. Развитие у студентов побудительных мотивов к обучению, видимо, способствует более высокому уровню мотивации. Результаты этого, разумеется, очень важны, как и во всякой методике обучения; но ценность групповых методов в самом процессе работы, особенно если речь идет о подготовке к «профессии-служению», когда выпускники должны работать с людьми в той или иной форме групповой активности. Конечно, следование групповым методам обучения в колледже или семинарии требует много времени, а это может испугать некоторых учителей. Kenneth E.Eble. Professors and Teachers. San Francisco: Jossey-Bass, 1972, pp. 36-53. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 298 С другой стороны, некоторым студентам просто не подходит ориентация на процесс. И хотя сами они не могут точно этого объяснить, им ближе аналитические способы познания. Особая динамика возникает при различных видах групповой активности; такая динамика, которую мы не можем получить никаким иным путем. Взаимодействие учителя и студентов, а также студентов между собой создает обстановку общей причастности, которая невозможна при занятиях с целым классом, даже если учитель поощряет разумную открытую дискуссию. Наверное, дело не в формальном характере, а может быть, в том, что так студенты лучше усваивают идеи, это ведет учителя к признанию и процесса, и содержания. Практически любой урок, какого бы ни был размера класс, при наличии удобной мебели и достаточно опытного учителя, можно превратить в заседания нескольких небольших групп. Рабочие группы — диады, триады могут работать и в классах, состоящих из 150 и более студентов. Однако нужно следовать определенным правилам: 1) Тщательно распланируйте время урока. 2) Объясните лидеру и секретарю их роли в группе. 3) Определите временные пределы групповой активности. 4) По возможности, курсируйте от группы к группе. 5) Пусть группы сравнят свои записи и подготовят резюме урока. Но насколько эффективны групповые работы студентов? При моем почти тридцатилетнем опыте я все же не могу дать однозначный ответ на этот вопрос. Их качество варьирует от очень посредственного до превосходного. Эффективность работы группы зависит от того, насколько члены группы участвуют в работе, от динамики, часто создаваемой интуицией, которую студент перенимает у учителя. Является ли работа групп результатом простого сложения? Действительно ли предан учитель ценностям групповой работы, когда он помогает группам в подготовке задания? Конечно, в наилучшей ситуации по отношению к данному предмету оказываются те студенты, которые готовят именно эту тему. Для них огромную ценность представляет этап подготовки (планирования) совместной работы — даже в те моменты, когда у них нет времени встретиться или когда они не могут прийти к соглашению по поводу того, как лучше всего представить материал. Групповая работа в классах колледжа требует времени и является в каком-то смысле риском, но, с точки зрения авторов настоящего сборника (а не только данной главы), эта работа абсолютно необходима для обучения студентов технике работы с людьми: принятию коллективных решений и решению коллективных проблем. «Величайшие достижения Америки в плане общественном приписываются тому, что в нас силен " дух соревнования"; именно благодаря ему мы сумели построить такое великое общество. Конечно, присущая нам система свободного предпринимательства предполагает соревновательный подход. Личности дается максимум возможностей для того, чтобы она могла соревноваться с другими личностями за наибольшую долю материальных благ и общественного признания. Корни этого соревновательного мировоззрения уходят глубоко в историю цивилизации Запада. Подъем дарвинизма, с его теорией борьбы видов и выживания наиболее приспособленного индивида, послужил научным контекстом, в котором рассмат- 299 20. ПРЕПОДАВАНИЕ В ХРИСТИАНСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ривалось развитие человечества... Многие проблемы, которые стояли тогда перед высшим образованием, становятся более понятными, если рассматривать их в этом контексте сотрудничества-соревнования».t Если групповые методы обучения, в которых выражается подход, акцентирующий сотрудничество, можно рассматривать как важные для секулярного образования и для основных университетских систем (согласно утверждению Астина), то для христианских библейских и гуманитарных колледжей и семинарий они, конечно, намного важнее. Но лишь очень немногие из этих методов могут дать студентам представление о работе с малыми группами в местной церкви.
|