Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповое обучение






Не впадайте в крайности, предупреждает Эбл, поскольку можно ошибить­ся, следуя в любом из правильных направлений: умеренность — это главный ключ к эффективному преподаванию в колледже. В ряду составляющих эф­фективного обучения он называет также разнообразие, энтузиазм и творчес­кий подход.1' Все это указывает на нечто большее, чем слепая приверженность к чтению лекций в семинариях и колледжах. Конечно, мы можем выбрать мно­жество плодотворных методов, кроме групповой активности (взаимное сотруд­ничество, обсуждение доклада, ролевые игры, представления и т.д.), но груп­повое обучение вносит в урок определенную динамику, перенося акцент с пре­подавателя на студентов. Студенты вовлекаются в процесс обучения и прини­мают в нем активное участие. Развитие у студентов побудительных мотивов к обучению, видимо, способствует более высокому уровню мотивации. Резуль­таты этого, разумеется, очень важны, как и во всякой методике обучения; но ценность групповых методов в самом процессе работы, особенно если речь идет о подготовке к «профессии-служению», когда выпускники должны рабо­тать с людьми в той или иной форме групповой активности.

Конечно, следование групповым методам обучения в колледже или семи­нарии требует много времени, а это может испугать некоторых учителей.

Kenneth E.Eble. Professors and Teachers. San Francisco: Jossey-Bass, 1972, pp. 36-53.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 298

С другой стороны, некоторым студентам просто не подходит ориентация на процесс. И хотя сами они не могут точно этого объяснить, им ближе анали­тические способы познания.

Особая динамика возникает при различных видах групповой активно­сти; такая динамика, которую мы не можем получить никаким иным путем. Взаимодействие учителя и студентов, а также студентов между собой со­здает обстановку общей причастности, которая невозможна при занятиях с целым классом, даже если учитель поощряет разумную открытую дискус­сию. Наверное, дело не в формальном характере, а может быть, в том, что так студенты лучше усваивают идеи, это ведет учителя к признанию и про­цесса, и содержания.

Практически любой урок, какого бы ни был размера класс, при наличии удобной мебели и достаточно опытного учителя, можно превратить в заседа­ния нескольких небольших групп. Рабочие группы — диады, триады могут ра­ботать и в классах, состоящих из 150 и более студентов. Однако нужно сле­довать определенным правилам:

1) Тщательно распланируйте время урока.

2) Объясните лидеру и секретарю их роли в группе.

3) Определите временные пределы групповой активности.

4) По возможности, курсируйте от группы к группе.

5) Пусть группы сравнят свои записи и подготовят резюме урока.

Но насколько эффективны групповые работы студентов? При моем почти тридцатилетнем опыте я все же не могу дать однозначный ответ на этот во­прос. Их качество варьирует от очень посредственного до превосходного. Эф­фективность работы группы зависит от того, насколько члены группы участ­вуют в работе, от динамики, часто создаваемой интуицией, которую студент перенимает у учителя. Является ли работа групп результатом простого сло­жения? Действительно ли предан учитель ценностям групповой работы, когда он помогает группам в подготовке задания? Конечно, в наилучшей ситуации по отношению к данному предмету оказываются те студенты, которые готовят именно эту тему. Для них огромную ценность представляет этап подготовки (планирования) совместной работы — даже в те моменты, когда у них нет времени встретиться или когда они не могут прийти к соглашению по поводу того, как лучше всего представить материал.

Групповая работа в классах колледжа требует времени и является в каком-то смысле риском, но, с точки зрения авторов настоящего сборника (а не толь­ко данной главы), эта работа абсолютно необходима для обучения студентов технике работы с людьми: принятию коллективных решений и решению кол­лективных проблем.

«Величайшие достижения Америки в плане общественном приписываются тому, что в нас силен " дух соревнования"; именно благодаря ему мы сумели построить такое великое общество. Конечно, присущая нам система свободного предпринима­тельства предполагает соревновательный подход. Личности дается максимум воз­можностей для того, чтобы она могла соревноваться с другими личностями за на­ибольшую долю материальных благ и общественного признания.

Корни этого соревновательного мировоззрения уходят глубоко в историю цивили­зации Запада. Подъем дарвинизма, с его теорией борьбы видов и выживания наибо­лее приспособленного индивида, послужил научным контекстом, в котором рассмат-


299 20. ПРЕПОДАВАНИЕ В ХРИСТИАНСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

ривалось развитие человечества... Многие проблемы, которые стояли тогда перед высшим образованием, становятся более понятными, если рассматривать их в этом контексте сотрудничества-соревнования».t

Если групповые методы обучения, в которых выражается подход, акценти­рующий сотрудничество, можно рассматривать как важные для секулярного образования и для основных университетских систем (согласно утверждению Астина), то для христианских библейских и гуманитарных колледжей и семи­нарий они, конечно, намного важнее. Но лишь очень немногие из этих методов могут дать студентам представление о работе с малыми группами в местной церкви.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал