Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристики преподавания для христианского колледжа
Можно ли в совершенстве подготовиться к преподаванию в христианском колледже? Наверное, нет. Но целый ряд навыков очень для этого полезен, а некоторые из них практически необходимы. Очень хорошо, если преподаватель был сам раньше студентом христианского колледжа. Тогда он лучше понимает своих студентов и те стремления, которые привели их в это учебное заведение. Здесь пригодится и незаконченное, и законченное высшее образование, и ученые степени, поскольку они обычно дают преподавателю больший кругозор. Интернатура, практика (в качестве пастора, миссионера и т.д.), а также соответствующее общее образование и научная специализация — положительные факторы в преподавании. Абсолютно необходима богословская подготовка, и все же ее очень часто не хватает. Мы уже рассмотрели проблему интеграции, но сможем ли мы противостоять этому процессу, зависит не только от намерения руководства, но и от способности каждого преподавателя реализовать это намерение. Даже преданный христианин, ходящий в Господе и усердно посещающий церковь, 293 20. ПРЕПОДАВАНИЕ В ХРИСТИАНСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ не может стать преподавателем просто так. Требуется систематическое богословское образование, которое помогает учителю сбалансировать данную научную дисциплину с абсолютным и непогрешимым Словом Божиим. Каких качеств ждет учебное заведение от преподавателя? Конечно, перечисленные выше критерии обладают первостепенным значением, но, кроме того, практически каждое учебное заведение должно принимать в расчет характер, возраст, общее мировоззрение, рекомендации из других источников, научные публикации, членство в научных обществах. Однако требуются и более специфические качества. Преподаватель христианского колледжа должен быть настоящим профессионалом, сознательно стремящимся к совершенствованию, что позволяет ему всегда быть в курсе своей профессии. Практически, он работает и как специалист, и просто как наставник по общим вопросам. Будучи геологом или философом, он должен быть хорошим специалистом в данной области знания. Но в качестве наставника он должен обладать цельным христианским мировоззрением. Такое сочетание помогает христианскому преподавателю применять библейскую истину как в своей научной специальности, так и в трактовке актуальных проблем. Очень важно и умение работать в коллективе. Особенно в небольших колледжах (а большая часть христианских учебных заведений — это маленькие колледжи) преподаватели должны поддерживать хорошие отношения с коллегами как по своей дисциплине, так и по другим. Коллектив преподавателей становится для студентов христианского колледжа образцом разумного сообщества. Александр Астин сетует на дух конкуренции, омрачающий отношения преподавателей: «Для каждого из нас важнее всего понять, что преподаватель как личность может сделать для своего института, вопреки распространенному убеждению, что попытка изменить характер института — это попытка сдвинуть с места Эверест. Например, учитель может проанализировать, как он преподает в классе, как он обращается со студентами и со своими коллегами. Тогда у нас появится возможность участвовать в обсуждении программы, в перспективном планировании и других коллективных мероприятиях. Взяв слово, мы, например, поставим на обсуждение такой важный вопрос, как " сотрудничество вместо соревнования"».^ Преподаватель христианского колледжа понимает, что значит свобода преподавания в евангелическом контексте. Преподавательский состав осуществляет учебную программу своего колледжа, и его отношения как с администрацией, так и с руководством должны быть построены по образцу того образцового общества, о котором упоминалось выше. И все же свобода преподавания в христианском контексте предполагает гораздо большую ответственность. Артур Холмс пишет: «Преподаватель христианского колледжа, чтобы не стать камнем преткновения, должен тщательно анализировать свою методику и программу и даже иногда ограничивать себя в публичных высказываниях. Так, " идоложертвенная" пища для ума, Alexander W.Astin, «Competition or Cooperation?» Change, September/October 1987, p. 18. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 294 сама по себе, может быть вполне пригодной и даже полезной для рациона зрелого мыслителя, но это не всегда бывает ясно более слабым братьям, находящимся на ранних стадиях развития».t В течение ряда лет я спрашивал студентов — выпускников моих старших классов, что им больше всего запомнилось в «любимых» преподавателях. Какие качества представляются им выдающимися в тех учителях, которых они считают хорошими? Прежде всего, студенты хотят, чтобы их преподаватели не были недоступны. Для христианского колледжа недостаточно одного лишь созерцания ученого профессора за кафедрой. Этот профессор, как и все остальные преподаватели, должен быть доступен студентам вне класса. Кроме того, студенты хотят видеть в преподавателе живого человека. Им не нужны ни каменные идолы, перед которыми можно только упасть на колени, ни ученые «светила», которые никогда не ошибаются. Искренний и бесхитростный преподаватель позволяет студентам увидеть себя как живого человека, человеческое существо, формируемое рукою Божией и не лишенное слабостей и недостатков. Только с таким человеком студенты могут себя отождествить. Надежность — третье качество, которое обычно называют студенты, описывая любимых преподавателей. Это почти что стандартное понятие в контексте христианского высшего образования означает, что студенты могут положиться на преподавателя в сфере поведения, нравственных норм и сознательного стремления к совершенствованию. Надежный учитель приходит в класс подготовленным, собранным; со временем его познания в области специализации и ее взаимосвязи со Словом Божиим растут. И наконец, студенты ожидают от своих преподавателей гибкости. Жесткие педанты, может быть, все еще популярны в таких учебных заведениях, как Ivi Legue, но вряд ли они отвечают общим задачам христианского образования. Виды работы преподавателя маленького колледжа регулярно меняются, а это требует от преподавательского коллектива гибкости, необходимой для удовлетворения нужд института и студентов.
|