Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности подготовки
Учитель оказывает на своих учеников огромное влияние. Прямое следствие плодотворной работы учителя — готовность ученика к дальнейшему обучению, да и к самой жизни. Живые реакции учеников, их восприятие урока (и учителя) определяют дальнейшие научные симпатии и антипатии, в том числе и те, которые могут привести к принятию жизненно важных решений. Ценности, убеждения и предпочтения учителя сообщаются ученикам с удивительной силой. По словам Господа нашего, «ученик не бывает выше своего учителя» (Лк. 6: 40). Поскольку воздействие учителя является как экстенсивным, так и интенсивным, очень важно, чтобы он прошел тщательную и глубокую подготовку. Какой должна быть подготовка высококвалифицированного кандидата на должность учителя в христианской школе? Она охватывает, по крайней мере, три основных научных сферы, изучаемых на уровне колледжа или университета: Библия и богословие; общеобразовательные дисциплины; теория и методика преподавания. В настоящей христианской школе каждый предмет программы должен быть представлен как единство истины, исходящей из общего и частного откровения Божия. Учителя должны быть хорошо осведомлены в этих областях. Работники христианской школы обязаны лично изучать Слово Божие. Библейское учение, воспринимаемое от местной церкви, может быть также существенным благом, но систематическое изучение Писания — по меньшей мере, краткий обзорный курс — необходимое требование для учителя. Чтобы адекватно толковать библейские тексты, а также применять библейские истины в других областях, необходимы определенные экзегетические и герменевтические навыки. Хотя для христианских школ и разработаны превосходные программные пособия, если учитель полностью полагается лишь на эти источники, нельзя сказать, что он готов ответить на неожиданные вопросы учеников и развить личное понимание текста. В процессе подготовки нужно научиться эффективно пользоваться исследовательским инструментарием. Учитель должен разбираться в общеобразовательных дисциплинах. Во многих программах для подготовки учителей с незаконченным высшим образованием это является слабой стороной, так что начинающему учителю приходится самому пополнять свои недостаточные познания в области математики, естественных наук и истории. В недавнем исследовании, посвященном американским государственным школам, Джон Гудлэд отметил, что 10% учителей начальных классов испытывают дискомфорт, связанный с уровнем своей компетентности, недостаточным для преподавания одной и более обязательных дисциплин программы. Даже на среднем уровне, когда обычно вводится специализация, приблизительно 4% опрошенных учителей чувствуют себя непригодными или недостаточно пригодными для выполнения одной (или более) из своих учительских обязанностей.1' Забота о качестве образования в Америке послужила причиной многочисленных попыток реформировать процесс подготовки учителей. Один из важных моментов — место общеобразовательных дисциплин в сравнении со специальными предметами и профессиональной подготовкой. Поскольку в христианских школах часто ощущается нехватка учителей и все же они стремятся 1 John I.Goodlad, A Place Called School. New York: MeGraw-Hill Book Co., 1984, pp. 183-184. 285 -- 19. ОБУЧЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ШКОЛЕ к высоким академическим достижениям, учительский состав должен пройти многостороннюю и основательную подготовку. Для такой школы идеальный учитель — тот, кто обладает широкими познаниями в гуманитарной сфере, но при этом достаточно глубоко специализируется хотя бы в одной области (для средних кандидатов). Внимание, уделяемое библейским и гуманитарным дисциплинам, не уменьшает роли педагогических навыков. Перед учителем, как в учебных занятиях, так и в жизненном общении с учениками, стоит две цели: развивать ряд преподавательских навыков и проявлять свои личные духовные дарования, необходимые для эффективного обучения. Попытка учить, опираясь на свое духовное воздействие, не имея дарованной от Бога духовной силы, приводит только к взаимному недовольству. Наставники будущих учителей должны внимательно подходить к развитию этого важнейшего качества. Если учитель обладает необходимыми дарованиями, ему важно продолжать «открывать себя» как учителя. Нет единого стиля преподавания, равно как нет никакого обязательного стиля. Учителя пользуются самыми разными методиками для эффективного преподавания и классного руководства. Важно определить, какие методы преподавания и наставления подходят вам как будущему учителю. Во время вашей профессиональной подготовки вы ознакомитесь с различными возможностями, но каждый учитель должен, в конечном итоге, решить, что для него применимо. Преподавание студентам дает возможность принять решение без слишком большого риска. Дети очень восприимчивы к разнообразным методам обучения при том условии, что учитель последователен в их применении. Но в одних учреждениях учителям дается меньше свободы, чем в других, так что эффективность уроков падает, если политика школы не находит поддержки и одобрения со стороны учителя. «Познай самого себя и познай систему!» — вот хороший практический совет тому, кто намеревается стать учителем в христианской школе.
|