цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йюрецнпхх: юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ |
в ПРИЮТ СТРАДАЮЩЕЙ ВДОВИЦЫ
И к колыбели сироты!
Вся Россия могла бы присоединиться к этим трогательным словам любви. Но императрица получила известность и как искусный медальер. По её инициативе в Петербургской Академии художеств был создан специальный класс, а её медали, в основном посвященные сыну, стали достоянием крупнейших музейных коллекций. Международным признанием таланта Императрицы стало избрание её в 1820 году членом Берлинской Академии художеств. Еще одним из Августейших художников был Великий Князь Петр Николаевич (1864-1931), сын Великого Князя Николая Николаевича Старшего. Будучи Генерал-адъютантом (с 1908 г.), Петр Николаевич в армии занимался инженерно-фортификационным делом. Но главным его призванием, являлись, безусловно, живопись и архитектура. В этих искусствах Великий Князь достиг немалого профессионализма. Так, в 1913 году Петр Николаевич даже участвовал в выставках Императорской Академии художеств, проходивших в Петербурге. В области архитектуры особенно увлекался церковным зодчеством. По его проекту велось строительство храма-памятника русским воинам, павшим в Русско-японскую войну. По его же проекту в крымском имении Дюльбере был возведен дворец, похожий на неприступную средневековую крепость. Великий Князь Александр Михайлович вспоминал: «Я никогда не думал, что прекрасная вилла Петра Николаевича имеет так много преимуществ с чисто военной точки зрения. Когда он начал его строительство, мы подсмеивались над чрезмерной высотой толстых стен и высказывали предположение, что он, вероятно, собирается начать жизнь " Синей Бороды". Но наши насмешки не изменили решения Петра Николаевича. Он говорил, что никогда нельзя знать, что готовит нам отдаленное будущее". Правоту этих слов Романовы оценили, когда в страшные дни революционной смуты стены великокняжеского дворца укрывали их от грозившей расстрелом революционной солдатни». Выдающимися способностями в области изобразительного искусства обладали также Великая Княгиня, а впоследствии Императрица[15] (в изгнании) Виктория Федоровна (1876-1936), бабушка ныне благополучно здравствующей Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны - Главы Российского Императорского Дома, и её, Виктории Федоровны, двоюродная сестра, родная сестра Императора Николая II, Великая Княгиня Ольга Александровна (1882-1960). Ольга Александровна писала русские иконы, которые дарила друзьям и знакомым, пейзажи для фарфоровой фабрики в Копенгагене. В общей сложности она оставила после себя несколько сотен живописных и графических работ.
Владимире Александровиче (1847-1909), большом знатоке и ценителе живописи, истинном меценате и коллекционере, которого шведский журналист С. Скотт назвал " воплощением русского Великого Князя" и " фигурой Возрождения". В двадцать лет третийсын Императора Александра II Николаевича вступает в управление своим имением. Получив 600 тысяч рублей на устройство собственного дома, Владимир Александрович начинает строительство великокняжеского дворца, одного из красивейших зданий Санкт-Петербурга, известного сейчас как " Дом ученых". Строительство было поручено профессору и ректору Императорской Академии художеств Александру Ивановичу Рязанову. Рязанов был специалистом в области русской архитектуры, четыре года работал в Москве, помогая в возведении храма Христа Спасителя. Видимо это и определило выбор Владимира Александровича, который всегда отличался любовью к русскому национальному искусству. 21 сентября 1867 года состоялась торжественная закладка дворца в присутствии Великого Князя Владимира Александровича. По принятому обычаю архитектор был пожалован серебряной сигарошницей, а 173 рабочим были выданы ситцевые рубахи и устроено угощение. По окончании строительства, и, особенно, после свадьбы двадцатисемилетнего Великого Князя и дочери Великого Герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца II, Марии Павловны-старшей, Дворец Владимира Александровича стал настоящим средоточием культурной жизни российской столицы. Великокняжеский двор не уступал по пышности приемов, красоте фрейлин и роскоши апартаментов Зимнему дворцу. Так, для своей Малиновой гостиной Великая Княгиня привезла из Европы великолепный камин XVI века из бременского песчаника, а Владимир Александрович украсил ее замечательной люстрой из молочного венецианского стекла, которая приглянулась ему, когда он путешествовал по Италии. Высокое положение Великого Князя, как следующего по старшинству брата Императора Александра III, обязывало Августейших супругов к устройству у себя во дворце музыкальных вечеров, карнавалов, балов и маскарадов. Бал 25 января 1883 года превзошел все забавы Зимнего дворца. Залы были заполнены русскими боярами, воеводами, витязями, варягами и печенегами. Костюмированный бал в исторических костюмах еще раз подчеркнул вкус хозяина дворца, который, по отзывам современников, был знатоком и радетелем отечественной истории. Владимир Александрович появился на балу в костюме боярина XVII века, сшитом из темно-зеленого бархата и отороченного собольим мехом. Мария Павловна была одета в роскошный костюм новгородской боярыни, кокошник и шубка которого были унизаны драгоценными камнями и жемчугом. Владимир Александрович, среди всех членов Императорской Фамилии, вообще выделялся пониманием ювелирного искусства. Именно он являлся одним из авторов первого императорского пасхального яйца, которое он заказал фирме Фаберже 4 мая 1887 года. Особой страстью Великого Князя было собирательство произведений живописи. Обладая тонким художественным вкусом и соответствующими их статусу финансовыми возможностями, супруги постоянно приобретали для своего дворца самые изысканные произведения искусства. Задумав оформить парадную столовую в русском стиле, князь заказал художнику Верещагину картины на сюжеты русских былин и сказок. В русском стиле была выполнена печь, заказанная известному в то время керамисту Бонаферу, имевшему свою мастерскую на Императорском стеклянном заводе. Свои заказы художникам Владимир Александрович тоже очень хорошо оплачивал. Так, Илья Ефимович Репин за картину " Бурлаки на Волге", когда-то эта картина висела в бильярдной Великого Князя, получил 2 тысячи рублей, сумма весьма значительная, если учесть, что золотое колечко стоило тогда 6 рублей. С этой картиной, в частности, связан такой забавный случай: " Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая вас дернула писать эту картину?! " - воскликнул министр путей сообщения Зеленой, рассматривая новое полотно - " Бурлаки на Волге", - " Да это допотопный вид транспорта. Он уже совсем сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину! А вы - пишите картину и везете ее на выставку в Вену?! Я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников". " Ну, скажите", - вспоминал Илья Ефимович, - " мог ли я после этой тирады сказать министру, что картина писалась по заказу Великого Князя Владимира Александровича и принадлежит ему? " Большая часть коллекции живописи Великого Князя Владимира Александровича после революции была передана Русскому музею, но некоторые картины по-прежнему украшают интерьеры дворца. " Искусство он считал не забавой, а делом важным, имеющим государственное значение, и всегда был готов защищать русское искусство" - писал о Владимире Александровиче вице-президент академии художеств граф Иван Иванович Толстой. Конечно, художественным наклонностям князя, как нельзя больше, соответствовала и должность президента Императорской Академии художеств, которую он занимал 34 года, вплоть до самой своей смерти в 1909 году. Он много сделал для знакомства Западной Европы с русским искусством. При его содействии с 1883 года в международных выставках участвуют все русские художественные силы, в том числе и самые левые его направления. Крупным событием в художественной жизни России было открытие в 1898 году, при участии великого князя, Русского музея. Брат Великого Князя Владимира Александровича, Сергей Александрович (1857-1905) также был весьма одаренной личностью. Он хорошо рисовал, играл на фортепьяно, превосходно разбирался в литературе и изящных искусствах, подробно изучил все коллекции Императорского Эрмитажа, особенно любил итальянские школы живописи. Поэтому не случайно, что именно он стал председателем Комитета по устройству Музея изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете. Так, что это было не просто звание по положению члена Императорской фамилии. Образование Великого Князя отличалось всесторонностью: его обучали и естественным, и техническим, и гуманитарным наукам, нескольким языкам, в том числе латыни, искусствам. Рисование Великому Князю преподавали члены Академии художеств А.Е. Бейдеманн и барон М.П. Клодт, историю - С.М. Соловьев, гражданское право - К.П. Победоносцев, будущий обер-прокурор Святейшего Синода. Особенно большие способности проявил он в гуманитарных предметах. Довольно легко давались Сергею Александровичу языки. Итальянский Великий Князь изучил настолько хорошо, что мог читать в оригинале Данте. Первым из Романовых Сергей Александрович познакомился с творчеством Ф.М. Достоевского. Великий князь стал горячим почитателем таланта великого русского писателя. Высоко ценил раннее творчество Льва Толстого в особенности " Севастопольские рассказы" и " Войну и мир". К гражданской позиции писателя Сергей Александрович относился негативно, но он был единственным, из высокопоставленных лиц, кто согласился передать Александру III письмо Толстого с призывом помиловать народовольцев. Очень хорошо знал Великий Князь отечественную и мировую историю. О его горячей любви к прошлому говорит хотя бы то, что Сергей Александрович был избран почетным членом Московского археологического общества. Великий Князь был также основателем и почетным членом Русского археологического института в Константинополе, председателем Императорского Российского Исторического музея и председателем Императорского Православного Палестинского общества, а также Августейшим покровителем Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений. Наиболее известным среди Романовых представителем науки был свободно владевший шестью языками Великий Князь Николай Михайлович (1859-1919), являвшийся также увлечённым коллекционером портретной живописи, миниатюр, рисунков и гравюр. Кстати, именно ему принадлежит инициатива издания справочника-альбома «Русские портреты XVIII— XIX вв.» в нескольких томах. В этом справочнике впервые был обобщён громадный корпус портретных изображений русских людей почти за два века истории живописи в России. К справочнику прилагались биографии изображенных на портретах лиц (над ними трудились замечательные историки — друзья и соратники Николая Михайловича). Николай Михайлович прославился как крупный историк. Его авторитет в области истории царствования Александра I был общепризнан. Великий Князь был автором фундаментальных научных работ об этом Государе и его эпохе, о супруге Александра I - Императрице Елизавете Алексеевне, о сподвижниках Александра Павловича. Николаем Михайловичем была издана также переписка Императора с сестрой, Екатериной Павловной. Николай Михайлович трудился не только в петербургских архивах, но и в хранилищах Мюнхена и Парижа. Он ввёл в научный оборот множество новых источников и материалов. Бесценным начинанием Николая Михайловича стала подготовка многотомного справочника по русскому некрополю - списков захоронений, надгробных надписей кладбищ Москвы, Петербурга и других городов. До Первой мировой войны под его руководством увидели свет многотомные «Петербургский некрополь» и «Московский некрополь». Учитывая гибель множества кладбищ, эти издания составляют золотой фонд отечественной исторической науки. Оставил Великий князь след и в истории русской охоты, выпустив в 1917 году книгу «Наблюдения по охоте на диких гусей». За свои научные работы Николай Михайлович удостоился звания почётного члена Императорской Академии наук и ряда других научных званий (в том числе, доктора Берлинского университета, от которого Великий Князь отказался после начала Первой мировой войны). Даже после революции, будучи уже в тюрьме и не имея под рукой необходимых материалов, Николай Михайлович продолжал свою научную работу — писал книгу о деятельности М. М. Сперанского. Но истинным его призванием была зоология, в частности, тот её раздел, который называется энтомологией - наукой о насекомых. Николай Михайлович был всемирно известным специалистом в области лепидоптерологии, т.е. в той части энтомологии, которая занимается чешуекрылыми (бабочками). Уже в 18 лет Николая Михайловича избирают членом Французского энтомологического общества. Вот как характеризует работу Великого Князя в этой области известный энтомолог, сотрудник Зоологического музея Московского университета А.В. Свиридов: " Николай Михайлович проводил сборы бабочек, даже находясь на театре военных действий в Карской области. Так, экземпляр одного из открытых им новых видов был пойман прямо в его походной палатке. В течение 10 лет Николай Михайлович посвящал все свое свободное время изучению чешуекрылых Кавказа. В 1878 г. (т.е. в 19 лет - А.С.) он был принят в действительные члены Русского энтомологического общества… 2 ноября 1881 г. он принял предложение Общества стать его почетным президентом. На этом посту он с честью и пользой для Общества и науки трудился вплоть до 1917 года". Николай Михайлович собрал крупнейшую по сей день в России коллекцию чешуекрылых, содержащую по оценке на 1900 г. 13904 вида и 110220 экземпляров. Специалисты писали, что она «чрезвычайно полна во всех отношениях, главным же её достоинством является удивительно богатый, один из первых в мире, подбор видов палеарктической фауны» (под палеарктикой в зоогеографии понимается область, охватывающая Европу, Северную Африку и Азию умеренного климата). Коллекция бабочек Великого Князя включала типы (эталонные экземпляры) таксонов (так зоологи называют группы животных объектов в составе их классификации — виды, роды и т. д .), описанных самим Николаем Михайловичем, а также целым рядом сотрудничавших с ним известных лепидоптерологов: Э. Л. Рагоно, С. Н. Алфераки, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Н. Г. Ершовым, В. Гедеманом, Г. Ф. Христофом, Ю. Кеннелем, О. Штаудингером и др. В коллекции, помимо их сборов, находились бабочки, собранные Л. Ф. Млокасевичем, А. Беккером, Г. И. Сиверсом (управляющим делами Николая Михайловича) и др. С 1880 г. для занятий с коллекцией Николай Михайлович привлек энтомолога Г. Ф. Христофа, а для издательской деятельности в 1887 г., приобретя коллекцию ученого, — С. Н. Алфераки. В 1900 г. находившаяся в 30 шкафах коллекция была подарена Николаем Михайловичем Зоологическому музею Императорской Академии наук. Один шкаф с материалом был тогда же передан Кавказскому музею в Тифлисе. Коллекция сохранилась поныне в тех же шкафах, пережив невзгоды последующих времён. На 1900 г. в ней насчитывалось 13774 экземпляра экзотов и 96446 — палеарктов. Среди палеарктов было 18258 экземпляров булавоусых (дневных), а также 51238 разноусых (ночных, включая 18 988 микрочешуекрылых). Кроме того, 26950 экземпляров составляли дублеты и материал. Куратор петербургского музея отмечал, что это было «самое ценное и самое крупное поступление... за всё существование Зоологического музея». В фундаментальном труде Великого Князя «Чешуекрылые Закавказья» описано 1125 видов — на сегодняшний день это самая полная сводка данных по этому региону. Свои научные труды Великий князь подписывал просто «Н. М. Романов», деликатно ставя себя в ряд с другими учёными. Он описал 10 таксонов и ввёлих в научный оборот. Среди них — прекрасная бабочка Colias olga Rom., названная им в честь матери — Великой княгини Ольги Фёдоровны. Демонстрируя признательность за труды Великого Князя, в его честь коллеги назвали 18 таксонов насекомых. Среди тех, кто давал эти названия, мы видим и замечательного географа Г. Е. Грумм-Гржимайло, и сына великого путешественника П. П. Семёнова Тян-Шанского — А. П. Семёнова Тян-Шанского, а также британских, французских, германских, швейцарских и голландских учёных. И сегодня в Панаме обитает Romanoffia imperialis, а в Центральной Азии — жужелица Carabus romanowi. Мало кто из представителей царствующих династий может похвастаться такой честью. Другим замечательным итогом деятельности Николая Михайловича в области энтомологии является 9-томное издание «Научные исследования («мемуары») по чешуекрылым», выходившее под редакцией Великого Князя на французском и немецком языках в 1884 – 1901 годы. Это издание содержит большое число описаний новых таксонов, в первую очередь с территории Российской Империи и соседних стран. Оно прекрасно иллюстрировано, снабжено множеством таблиц, раскрашенными от руки изображениями чешуекрылых, а также превосходными географическими картами соответствующих регионов. В написании статей принимали участие многие известные лепидоптерологи России и других стран, с которыми сотрудничал Николай Михайлович. Помимо Николая Михайловича, научной деятельностью занимались и другие члены Императорской Фамилии, в частности, сын Великого Князя Владимира Александровича, муж знаменитой балерины Мариинского театра Матильды (Марии) Феликсовны Кшесинской Андрей Владимирович - сенатор, Председатель Русского истрико-генеалогического общества во Франции (1879-1956), имевший серьезную юридическую подготовку, а также Великий Князь Константин Николаевич (1827-1892) - почетный член Петербургского, Дерптского, Казанского университетов и Императорской академии наук, председатель Императорских Русских Географического, Археологического и Музыкального обществ. Говоря о вкладе Российского Императорского Дома в русскую культуру, мы не можем не уделить особого внимания творчеству самого, наверное, известного в этой связи из Романовых, Великого Князя Константина Константиновича (1858-1915), сына Константина Николаевича. Константин Константинович даже для своего времени, когда в среде образованного общества стихосложение, рисование и музицирование не было исключением, был выдающейся по своим художественным способностям личностью. В истории российской науки он навсегда останется своею деятельностью во главе Императорской Академии наук, а также как действительный член Императорских обществ: Поощрения художников и Русского Музыкального, почетный член Николаевской Инженерной академии, Русского археологического института в Константинополе, Русского Исторического и Русского Астрономического Императорских обществ, Президент Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русского Археологического общества, Русского общества деятелей печатного слова, председатель Комиссии по вопросу о русском правописании при Академии наук, председатель академической комиссии по реформе календаря, основатель женского педагогического института в Санкт-Петербурге и, кончено же, главный начальник и генерал-инспектор военно-учебных заведений. Однако настоящую славу принесло ему художественное творчество. Летом 1886 года вышел из печати первый сборник стихотворений, подписанных " К.Р." (Константин Романов), за ним последовали регулярные публикации поэтических и драматических произведений, переводов[16], критических статей. Именно литературное творчество считал Великий Князь главным делом своей жизни. В одном из стихотворений " державный пиит" писал: Но пусть не тем, что знатного я рода, Что царская во мне струится кровь, Родного православного народа Я заслужу доверье и любовь, Но тем, что песни русские родные
|