цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йюрецнпхх: юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ |
гДЕ РОДНОЙ СОЛОВЕЙ ПЕСНЬ РОДНУЮ ПО╪Т
И, не зная земных огорчений, Заливается целую ночь напролёт Над душистою веткой сирени.
В период декаданса, когда в поэзии царили мотивы смерти, отчаяния и безнадежности, Константин Константинович, продолжая традиции Жуковского, Пушкина, Тютчева, Алексея Константиновича Толстого, сочинял светлые, радостные, одухотворённые стихи. С такими яркими представителями русской лирики, как Фет, Майков, Полонский, Великого Князя связывала горячая и искренняя дружба. Константин Константинович преклонялся перед творчеством Ф.М. Достоевского, который, по воспоминаниям К.Р., предсказал поэту великую будущность. По приглашению Великого Князя многие мэтры русской литературы участвовали в так называемых " Измайловских досугах", литературно-музыкальных вечерах, организованных Константином Константиновичем для своих сослуживцев по одноименному гвардейскому полку. Здесь звучала музыка, читались стихи, ставились любительские спектакли, зачастую не уступавшие профессиональным. Проводились " досуги" под девизом " Доблесть, Доброта, Красота", на эмблеме были изображены обвитые цветами лира и меч. Несмотря на то, что Великий Князь, в отличие от большинства родственников, не отличался быстрым продвижением в чинах, он горячо любил армию и военную службу. Дух воинского товарищества был одной из основных тем его поэтического творчества:
Наш полк! Заветное чарующее слово Для тех, кто смолоду и всей душой в строю. Другим оно старо, для нас - всё так же ново И знаменует нам и братство, и семью.
О, ветхий наш штандарт, краса полка родного, Ты, бранной славою увенчанный в бою! Чьё сердце за твои лоскутья не готово Все блага позабыть и жизнь отдать свою.
Полк учит нас терпеть безропотно лишенья И жертвовать собой в пылу святого рвенья. Всё благородное: отвага, доблесть, долг,
Лихая удаль, честь, любовь к отчизне славной, К великому Царю и вере Православной В едином слове то сливается: наш полк! 1899 Заслуги Великого Князя Константина Константиновича перед русской культурой, действительно, огромны. Именно он организовал в 1900 г. отделение (разряд) изящной словесности Императорской Академии наук, в состав которого были избраны Лев Толстой, Чехов, Владимир Соловьев, Короленко. По инициативе Великого Князя был создан Пушкинский Дом (сейчас - Институт русской литературы Российской академии наук). Любовь Константина Константиновича к родному слову была безграничной. Наделенный безупречным вкусом, он был одним из постоянных рецензентов представлявшихся на Пушкинскую премию произведений. Рецензии Великого князя, составившие изданный в 1915 году отдельный том его сочинений, всегда были глубоки и беспристрастны. Много сил отдавал К.Р. и музыке, в которой обладал значительными познаниями. Теорию музыки ему преподавал известный критик Г.А. Ларош, исполнительскому искусству учили виолончелист И.И. Зейферт и пианист Р. Кюндигер. Многие выдающиеся композиторы - уже упоминавшийся П.И. Чайковский, а также С.Р. Рахманинов, Ц.А. Кюи, Э.Ф. Направник, А.К. Глазунов - писали свои произведения на слова К.Р. Сам он сочинил три романса на слова А.К. Толстого, А.Н. Майкова и даже Виктора Гюго. Великий Князь с успехом давал домашние концерты, а однажды выступил на публике. Одним из первых исполнил Константин Константинович Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. В своих постановках " Гамлета" и " Царя Иудейского" выступал Константин Константинович и как актер. В последней пьесе, на сцене Эрмитажного театра, Великий Князь играл Иосифа Аримофейского. В спектакле также участвовали его сыновья: Константин, Иоанн, Игорь [17]. Именно эти трое сыновей Константина Константиновича, убитые большевиками летом 1918 года под Алапаевском вместе с сестрой Императрицы Александры Федоровны, вдовой Великого Князя Сергея Александровича - преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, 1 ноября 1981 г. были в сонме Новомучеников Российских канонизированы зарубежной Русской Православной Церковью. Среди сброшенных большевиками в шахту был и князь Владимир Палей (1896— 1918). Сын Великого Князя Павла Александровича от морганатического, неравнородного брака, он не приобрел статуса члена Императорской Фамилии, но его мужество перед лицом смерти, когда он счел невозможным остаться на свободе в обмен на отречение от отца и своих родственников, дает нам полное право, рассматривая культурное наследие Российского Императорского Дома, посвятить ему несколько строк Владимир Павлович Палей - писатель, писавший на русском и французском языках, в России до недавнего времени был практически неизвестен. Он обращался к драматургии и прозе, писал в жанре притч - " Человек и его вера", " Сад скорби и радости". Но главное в литературном наследии Владимира Палея - его поэзия. Он успел выпустить всего два сборника стихов, в 1916 и 1918 годах. И, хотя в год издания его первого сборника ему было всего чуть больше двадцати лет, в своих произведениях поэт выступает вполне зрелым человеком. Владимир Палей, окончивший в 1913 году пажеский корпус и уже в двадцать один год переведший на французский пьесу Великого Князя Константина Константиновича " Царь Иудейский", был весьма замечательной личностью. Богатая одаренность, огромная культура и глубокие духовные искания позволили ему сразу войти в поэзию с произведениями высоко художественными и современными, способными указать и сегодня важные нравственные ориентиры: Куда вы стремитесь так жадно, Глядеть на ваш пьяный содом? Владимир Павлович, семья которого жила в Царском Селе, остро ощущал свою принадлежность русской поэзии, возводил истоки своего творчества к Пушкину, которому посвящены " Смерть Пушкина" и стихотворение " Перед памятником Пушкину". Он ощущал свою принадлежность к традиции А. Майкова и А.К. Толстого, ценя сравнение с ними. Он был предан и своему дяде Константину Константиновичу. Он ценил Тургенева. Он - продолжатель лучших и особенных традиций русской поэзии. Но, вместе с тем, он - поэт своего времени, ему близка поэзия символистов. Глубокие размышления о связи временного и вечного способно пробудить в поэте буквально каждое, даже и незначительное, явление, каждый самый, казалось бы, незаметный предмет. Стихи, посвященные сложнейшим проблемам бытия могут называться " Аметист", " Клавесин", " Пепельница"... В целом, поэзию Палея следует отнести к области философско-религиозной лирики. В этом несомненная и особенная ценность стихотворений поэта: Черные ризы... Тихое пенье... (Великим постом, 1917) Религиозная тема - одна из ведущих в его творчестве, и поэтому назначение поэта у него, как у многих поэтов начала прошлого века, неразрывно связано с призванием человека к вечной жизни. ...Разве не узник и ты, о Поэт? Ты телесно (1915) Отдаваясь святому лиризму, (Посвящается К.Р., 1915) В то же время поражает глубокий трагический лиризм двадцатитрехлетнего поэта: В исканиях любви мы ценим только то, … … … … … … …. В исканиях любви желаем мы себя, (1917) О, не бледней, Хранитель мой крылатый,
Но поэзии Палея не были свойственны декадентская разочарованность и бегство от жизни. Он - полный жизни молодой человек, который любит природу, свой народ, ценит радостные впечатления: Мне дорог час, когда царицей властной Встает вдали румяная заря, (1915) Настоящая культура всегда связана с прошлым. Частое обращение к истории характерно и для поэзии Владимира Павловича. В преддверии ужасной смуты его неоднократно привлекал трагический образ Марии Антуанетты: На этих клавишах, обвеянных мечтой, Предчувствия трагической судьбы постепенно обретают более определенные очертания. В мае 1917 года поэт вкладывает в уста казненной королевы страшное пророчество: Настал кровавый, бурный век. Отныне В ежедневных, происходящих на его глазах событиях Палей безошибочно почувствовал приближение " врага человеческого". Кажется, никто из крупных деятелей культуры того времени не воспринял революцию в таком ракурсе, никто из них не увидел в ней прямого богоборчества, вместе с верой разрушающего и уничтожающего все высокие и светлые проявления жизни. В августе 1917 года, он написал стихотворение " Антихрист", где есть такие строки: Идет в одежде огневой Республиканское смятенье. Лучшие произведения Палея по силе и красоте не уступают творениям великих поэтов " серебряного века", а по нравственной чистоте он, зачастую, оказывается выше многих из них. Помимо литературы, заметное место в жизни Российских Государей занимала музыка. Как уже говорилось, музыкальному творчеству не были чужды Иван Грозный, Алексей Михайлович, Император Петр III. Но ими, как и Великим Князем Константином Константиновичем, не исчерпываются примеры музыкальной одаренности представителей Августейшей Семьи. Так, правнук императора Павла I Петровича - Герцог Георгий Георгиевич Мекленбургский (1859-1909), с детства живший в России, также страстно увлекался музыкой и даже занимался сочинительством. Георгий Георгиевич, в частности, выступал в составе основанного им в 1896 г. струнного квартета - так называемого " Квартета Мекленбургского". Человеком, проявлявшим немалые музыкальные дарования, запомнился тем, кто его знал, и Великий Князь Вячеслав Константинович (1862-1879), скончавшийся в шестнадцатилетнем возрасте от туберкулеза. Нельзя не сказать об отношении к музыке и Императора Александра III Александровича ( 1845 - 1894). Его представляют себе, как правило, угрюмым, немногословным и не всегда сдержанным в выражениях домоседом, этаким увальнем, " настоящим русским медведем". Думается, что такое впечатление складывается, в основном, из-за крупной фигуры Государя и отражавшегося, естественно, в манерах Самодержца осознания всей полноты достоинства Божьего Помазанника. В действительности же Александр Александрович был и достаточно много знающим, и тонко чувствующим, и очень простым, даже, застенчивым в общении человеком. Он любил и хорошо знал отечественную историю, был Почетным Председателем Императорского Русского исторического общества, годовые собрания которого довольно часто проходили в Аничковом дворце[18], где Наследник жил со своею семьей. Как и его младшие братья, Государь прекрасно разбирался в живописи и имел довольно обширную собственную коллекцию произведений русского и зарубежного искусства. Число произведений только западноевропейских мастеров к 1894 году в ней достигало ста тридцати. Для экспозиции собрания живописи во Дворце по проекту архитектора И. Монигетти был создан личный музей. В 1869 году этот же архитектор устроил театр для домашних спектаклей. Проект театральной занавеси для Дворца, который изображал легкие, фантастические, смеющиеся, женственные сюжеты был выполнен академиком М.А. Зичи. Из театральных представлений Наследник любил веселую, французскую комедию и от души громко и добродушно смеялся в комических местах. Довольно часто актерами были представители петербургской придворной знати и члены императорской семьи, в том числе молодые Великие Князья Владимир и Алексей Александровичи. В 1871 году на балу у Наследника были показаны одноактная комедия " Вавилонская башня", водевиль " Бедовая бабушка" и музыкальная буффонада " TROMB-AL-CA-ZAR". Программу к этим спектаклям рисовал художник А. Шарлемань. Среди представителей творческой интеллигенции в Аничковом дворце бывал и художник Алексей Петрович Боголюбов, у которого с Наследником сложились теплые, дружеские отношения, основывавшиеся на общей любви к искусству. Укреплению этой дружбы способствовала супруга Александра Александровича, Великая Княгиня Мария Федоровна, занятиями искусством которой художник руководил. Написанный Марией Федоровной в 1870 году " Портрет кучера Григория" свидетельствует о том, что она хорошо владела техникой масляной живописи. Эту картину отличают тщательность и педантичность исполнения. 16 декабря 1880 года Александр Александрович познакомился с великим русским писателем Ф. М. Достоевским, который хотел поделиться с Наследником своими идеями по русскому и славянскому вопросу. С особенным интересом и увлечением относился Александр Александрович к музыке. Ещё в ранней молодости он вместе со своим старшим братом, Великим Князем Николаем Александровичем (1843-1865), который, между прочим, был замечательным спортсменом и подающим надежды поэтом, а также с генералом Половцевым, музыкантами Вурмом и Тюрнером составляли скромный домашний квартет. Впоследствии Наследник Престола часто посещал также музыкальные вечера, устраиваемые молодежью из высшего общества. На одном из таких вечеров, по воспоминаниям офицера лейб-гвардии Преображенского полка Александра Александровича Берса, Цесаревич прекрасно сыграл на корнете с аккомпанементом оркестра маленькую арию из оперы Гунно " Фауст". Затем Великий Князь, сидя рядом с бароном Владимиром Александровичем Фредериксом, пел партию второго тенора в известных в то время квартетах из Liedartafel (сборник музыкальных пьес) - квартет Hä rtel'а " Ich grü sse dich" (Приветствую тебя - нем.) в течение всей жизни был любимым произведением Александра Александровича. Этот полное вдохновения сочинение было аранжировано по его желанию на все лады: и для септета, и для большого медного оркестра. Потом, каждый раз, вспоминая о нём, Государь начинал слегка его напевать, а на лице его можно было прочесть воспоминания чего-то хорошего, мягкого, выливавшегося прямо из глубины души. В 1869 году образовался духовой септет, в котором помимо Наследника (корнет), участвовали А.А. Берс (бас) и принц Александр Петрович Ольденбургский[19] (альтгорн), граф Адам Васильевич Олсуфьев (корнет), граф Александр Васильевич Олсуфьев (корнет), граф Михаил Викторович Половцев. В составе септета выступали также профессиональные музыканты Шрадер, Тюрнер и Бергер. В позднейшее время к септету присоединился барон Александр Егорович Мейендорф (альтгорн). В 1872 г. на основе септета по инициативе Великого Князя был основан " Хор[20] Наследника Цесаревича Александра Александровича". Кроме наследника Цесаревича, из Высочайших особ, в состав оркестра входили трое принцев Ольденбургских, Николай, Александр и Константин Петровичи [21]. Хотя хор состоял в основном из военных музыкантов, как правило, офицеров гвардейских полков, в его выступлениях принимали участие также и штатские лица - А.А. Волоков, П.К. Альбрехт, князь А.А. Прозоровский-Голицын, В.Е. Бок, И.И. Горбунов, Н.А. Вонлярлярский, А.А. Александров и музыканты, участвовавшие в первом септете. Его Высочество играл уже не на корнете, а исполнял партию самого низкого баса на очень большом медном геликоне, в который надо было сначала влезть головой, а уже потом положить на плечо. Александр Александрович заказал себе инструмент особенно больших размеров, так как в геликоны обыкновенных размеров ему было влезть невозможно. Как и ко всему, чем занимался в своей жизни, Августейший музыкант относился к репетициям и концертам с большой ответственностью и во время скучного, но необходимого разучивания пьес никогда не выказывал хотя бы малейшего нетерпения. Напротив, он был всегда рад, когда Вурм добирался до басов и проходил с ними отдельно их партию. В таких случаях Его Высочество всегда беспрекословно и с большим терпением исполнял все требования дирижера, относившегося к басам не менее требовательно, чем к другим голосам. В самом начале оркестром дирижировал Беккель, помощник заведующего хорами гвардии, а после его смерти - Шрадер. В позднейшее время заведование оркестром перешло к Вурму, а Шрадер стал исполнять партию 1-го корнета. Недостатка в хороших пьесах не было. В репертуаре музыкантов были, например, Бетховен, Глинка, Шуман, Вагнер, Мейербер и др. Оркестр выступал три первых четверга месяца в большой зале морского музея в здании Адмиралтейства. В четвертый четверг хор давал концерт в Аничковом дворце. Эти концерты давались для Цесаревны, не имевшей нигде более возможности послушать музыку, в которой участвовал Великий Князь. Кстати, Мария Федоровна не только обладала тонким художественным вкусом, проявившемся в убранстве Дворца, но отличалась замечательной музыкальной памятью. Когда оркестр сыграл " Frü hling's Erwachen" (Пробуждение весны - нем.) Баха, Цесаревна подошла к оркестру и заметила Цесаревичу, что самый конец пьесы передан не совсем верно. И, действительно, как вспоминал А.А. Берс, тот, кто ангажировал пьесу, не обратил должного внимания на характер конца; он вышел тяжелым, тогда как у Баха в оригинале он был мягкий, изящный. Во дворец к сыну весьма часто послушать музыкантов приезжал Император Александр II Николаевич, который иногда просил исполнить его любимые пьесы и с улыбкой следил за своими тремя свитскими генералами, подвизающимися в турецкой музыке. Выступал оркестр также в Зимнем и Павловском дворцах. Концерты давались как бесплатно, так и за плату. Причем средства от выступлений зачастую направлялись на благотворительные цели, например, в пользу раненных в Русско-турецкую войну нижних чинов. К сожалению, после восшествия на Престол Александр III уже не имел досуга для подобного времяпрепровождения, но оркестр, переименованный в " Общество любителей духовой музыки", продолжал свои выступления. В память о счастливых и беззаботных временах, окончившихся для Александра Александровича с убийством народовольцами его отца Александра II, всем членам " Хора" был вручен для ношения на шее жетон с инициалами и Царской над ними короной.
* * * Долгое время монархический период нашей истории расценивался исключительно, как царство жестокости и невежества, а сами Российские Государи и их Августейшие родственники представлялись, как люди бездарные и недалекие. Однако, как мы видим сегодня, мало, кто из послереволюционных лидеров нашей страны, да, что греха таить, и из нас с вами, по уровню своего развития хотя бы близко подошёл к, казалось бы, самому " незаметному", в прочтении кичащейся интеллигентностью либеральной историографии, представителю славного рода. Сегодня, когда остался позади кровавый ХХ век, когда отброшены известные идеологические установки, каждому объективному читателю очевидно, что Царская Семья, даже и по сравнению со знаменитыми династиями в области искусства и науки, представляет собой в русской культуре, явление выдающееся, если не уникальное.
|