яРСДНОЕДХЪ

цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ

йюрецнпхх:

юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ






кАПИТАЛИЗМ И МОНАРХИЯ 4 ЯРПЮМХЖЮ






 

КЕСАРЮ КЕСАРЕВО [106]

 

Для Монархии нет такого зла, которое было бы хуже подрыва легитимности... во всякое время и при каких бы то ни было обстоятельствах лечить монархию посредством нарушения легитимности - это все равно, что лечить головную боль посредством ампутации головы.

Л.А. Тихомиров

 

Англичане говорят: " Если из клетчатого пиджака выдергивать только белые нити, то можно доказать, что пиджак белый". К сожалению, некоторые авторы используют именно этот приём. Вместо того чтобы делать выводы из анализа всего комплекса относящихся к той или иной проблеме исторических фактов, они приводят лишь ряд удобных для обоснования своих априорных суждений примеров, переворачивая действительность с ног на голову. Таким образом весьма спорным мнениям придается вид доказанных, чуть ли не научных положений. К прискорбию, такие методы применяются при толковании законодательства о российском престолонаследии.

Так, в опубликованной на сайте Канцелярии Начальника Российского Имперского Союза-Ордена, старейшей русской монархической организации, " Легитимистъ" (www.legitimist.ru) статье Андрея Захарьева " Может ли Анна Семенович быть Великой Княгиней? " автор утверждает, что равнородные браки - это де " традиционно институт германского династического права, чуждый русской традиции". И далее: " единственная русская традиция, существовавшая на Руси при выборе царской избранницы – чтобы царица была «люба» Царю, то есть, любима им". При этом предпочтительно чтобы избранница была именно русской по крови, что якобы было исключено ст.ст. 36 и 188 Основных Государственных Законов Российской Империи (ОГЗРИ).

Представляется, что данное утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Династически равнородные браки совсем не исключают того, что оба брачующихся являются русскими. Достаточно вспомнить хотя бы брак Великого Князя Александра Михайловича и Великой Княгини Ксении Александровны, дочери Императора Александра III. Да и не всегда русские принадлежали к одному только монаршему или владетельному дому. Так, в период раздробленности Руси представители правивших в разных княжествах ветвей Рюрикова дома были, несомненно, в отношении браков равнородными. Опять же требование о равнородности браков совсем не исключало возможности такого брака с поданными. В подданстве России были, например, и принцы Ольденбургские, и герцоги Мекленбург-Стрелицкие, и князья Багратион-Мухранские. Ещё раньше равнородными были различные, находившиеся в русском подданстве потомки ордынских ханов, именовавшихся на Руси царями или царевичами (e.g. Сибирские, Касимовские).  Тем не менее, факт подданства никоим образом не лишал представителей таких владетельных домов равнородности.

Однако всё же история династии Рюриковичей и её продолжательницы – династии Романовых[107] свидетельствуют, что национальность брачующихся, в отличие от наличия у них равного династического статуса, была далеко не на первом месте.

Обратимся сначала к легендарному периоду русской государственности. Уже тот факт, что отражающая народное сознание легенда называет  родоначальника первой русской династии Рюрика (женат на  Урманской княжне) сыном Умилы, дочери новгородского посадника Гостомысла, свидетельствует о том, что право на власть в государстве достаточно прочно связывалась с родственными, а, следовательно, и с брачными, узами. Об этом же говорят слова вещего Олега, сказанные им киевским правителям Аскольду и Диру в обоснование прав представителя второго поколения династии, Игоря – " Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика".

Происхождение жены Игоря Рюриковича, святой княгини Ольги по одной из легенд выводится из рода болгарских князей, причем родилась она якобы в древней болгарской столице Плиске (так преобразовалось название русского Пскова – Плескова). По другой версии удочеренная вещим Олегом Ольга была из рода того же Гостомысла, что и Рюрик. Даже если эти легенды и не соответствуют настоящему положению вещей, они явно доказывают, что для народа княгиня должна быть ровней русскому князю, а не просто неизвестной девушкой.

О том же говорит легендарное происхождение жены князя Святослава Игоревича и матери крестителя Руси – Малуши, плененной дочери древлянского князя Мала. Традиция важности в вопросах брака происхождения подтверждается и таким случаем. Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволда на предложение правнука Рюрика, Великого Князя Киевского Владимира I Святославича Красное солнышко ответила так: " Не хочу разути робичича" [108] (древний обычай, когда в знак покорности в день свадьбы жена разувала мужа).

Пусть всё вышеизложенное – легенда, но уже брак равноапостольного Владимира I Святославича Святого с Анной, сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VII, дочерью императора Романа II и внучкой императора Константина Багрянородного, является безусловным историческим фактом, в результате которого русский государь вошел согласно Кормчей книге в состав наследников престола Римской Империи (Византии).

Далее по прямой нисходящей линии. Сын Святого Владимира, Ярослав I Владимирович Мудрый был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олава Шётконунга. Его сын, Всеволод I Ярославич - на Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Владимир II Всеволодович Мономах был женат на Гите, дочери английского короля Гарольда II Годвинсона. Юрий Владимирович Долгорукий взял в жены дочь половецкого хана Аепы Осенева, а вторым браком был женат на родственнице византийского императора Мануила Комнина (в 1122 году женой сына императора Иоанна II, Алексея Комнина стала дочь смоленского князя Мстислава Великого Ирина-Добродея). Женами Всеволода-Дмитрия III Юрьевича Большое Гнездо[109] были Любава Васильковна полоцкая, а затем Мария, дочь чешского короля Шварна. Ярослав II Всеволодович взял в жены дочь половецкого хана Юрия Кончаковича, внучку Кончака (см. Слово о полку Игореве), а затем Ростиславу – дочь князя Мстислава Мстиславича Удатного (смоленская ветвь старшей линии Мономашичей). Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский женился на  дочери полоцкого князя Брячеслава Васильковича, Прасковье-Александре.

Статус жен Даниила Александровича Московского и его сына  Ивана I Даниловича Калиты не ясен, но, сын последнего, Семен Иванович был женат последовательно на 1) литовской княжне Айгусте, дочери князя Гедемина (при крещении – Анастасия), 2) Евпраксие, дочери смоленского князя Федора Святославича, 3) Марии, дочери тверского князя Александра Михайловича.

Иван II Иванович Красный был женат на Феодосии, дочери брянского князя Дмитрия Романовича. Дмитрий Иванович Донской – на Евдокии, дочери Великого Князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича (предок Шуйских).

Супругой Василия I Дмитриевича была дочь великого князя литовского Витовта, Софья.

Василий II Васильевич Тёмный был женат на Марии Боровской, внучке женатого на дочери литовского князя Ольгерда - Елене, Владимира Андреевича Храброго Донского, князя боровского и серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Ивановича Донского, дочери князя Ярослава Владимировича малоярославецкого, сестре серпуховского и боровского князя Василия.

Иван III Васильевич, прозванный, как и его внук, Грозным, первым браком был женат на Марии, дочери тверского Великого князя Бориса Александровича, а вторым  - на Софье (Зое) Фоминичне Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога (в очередной раз наследование русским Государем византийского императорского Престола - по свойству).

К этому времени, с точки зрения территориального устройства, Россия представляла собой почти унитарное государство. После объединения Руси потомки Рюриковичей уже не воспринимались как члены правящей династии, которой признавалась только московская ветвь Рюриковичей[110]. Все они были неравными царской семье, поданными или Москвы, или Речи Посполитой. Одновременно Россия фактически оказалось в религиозно-политической изоляции. Поэтому пришлось, отнюдь не по собственному предпочтению к бракам с поданными, отказаться от обычая равнородности.

При отце Ивана Грозного, Василии III Ивановиче впервые был устроен выбор невесты. По царскому указу все дворяне и бояре должны были привозить своих дочерей на смотр в Москву. Но и тогда не игнорировался принцип формальной равнородности. После того как государь делал свой окончательный выбор,   над избранницей совершался церковный обряд наречения царской невестой, даже и с переменой данного при крещении имени (невеста как бы удочерялась[111] династией), после чего её брали во дворец (" на Верх"). Жизнь её с этого момента полностью менялась. Невеста государя становилась священной особой, юридически равнородной царственному жениху и не принадлежащей более роду, к которому принадлежала до того по крови. Родные уже не могли называть ее своей родственницей. Обряд, следовавший вскоре после царского выбора невесты, превращал для них, как и для всех остальных, простую девушку в царевну, поминаемую вместе с женихом на церковных службах " благоверной".

Опять же не следует забывать, что супругой Василия III стала представительница  старинного рода литовских князей Глинских, предком которых был темник Мамай, Елена Васильевна. Вполне равнородным можно считать брак первого венчанного русского Царя Иоанна IV Васильевича с княжной Марией (Кученей) Темрюковной Черкасской. Впрочем, Грозный Государь, подтверждая отсутствие традиции предпочтения браков с " русскими красавицами",   сватался к английской королеве Елизавете I, а после её вежливого отказа к родственнице королевы – Марии Гастингс.

Отношение этого русского Царя к вопросу о равенстве родства ярко иллюстрирует его послание шведскому Королю Юхану III 1573 года: "...Нам брат - цесарь римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться им братом, ибо Шведская земля честью ниже этих государств... Если ты говоришь, что Шведская земля вотчина отца твоего, то ты бы нас известил, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и был ли твой дед на королевстве, и с какими царями он был в братстве и в дружбе, укажи нам всех их поименно и грамоты пришли, и мы тогда уразумеем...

А это истинная правда, а не ложь, - что вы мужичий род, а не государский. Пишешь ты нам, что отец твой - венчанный король, а мать твоя - также венчанная королева; но хоть отец твой и мать - венчанные, а предки-то их на престоле не бывали!.. Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим... Вот еще почему нам известно, что вы мужичий род, а не государский: когда при отце твоем Густаве приезжали наши торговые люди с салом и с воском, то твой отец сам, надев рукавицы, как простой человек, пробовал сало и воск и на судах осматривал и ездил для этого в Выборг; а слыхал я это от своих торговых людей. Разве это государское дело? Не будь твой отец мужичий сын, он бы так не делал...

Какие ваши предки жили в городах и столицах, а не в мужицких деревнях, и кто входил в ваш род, кроме твоего отца, ты назови по именам, и какие были еще короли и из какого рода...

...Ваш род мужичий и государство не великое... И тебе поэтому нельзя равняться с великими государями... Если же кто-нибудь не бережет своего государского достоинства и называет тебя своим братом, то это его дело, а мы на это смотреть не будем, мы соблюдаем свою честь, как подобает нашему царскому величеству...

А что ты писал о печати Римского царства, то у нас есть своя печать от наших прародителей; а римская печать нам также не чужда: мы ведем род от Августа-кесаря,.. нам твоей мужичьей чести добиваться нечего и подлаживаться к твоему величию ни к чему...

...Ты, обезумев, можешь, пожалуй, и государем вселенной назваться, да кто тебя послушает?..

С тобою... столь ничтожным государем, как ты, сноситься нам не подобает...

А себя мы не хвалим и не прославляем, а только указываем на достоинство, данное нам от Бога..."

Вернемся к бракам. Сын Иоанна IV Васильевича, Феодор Иоаннович был женат на Ирине из рода Годуновых, происходившего от татарского мурзы Чета. Сам Феодор Иоаннович планировал выдать свою  дочь, царевну Феодосию за одного из австрийских принцев. Шурин Феодора Иоанновича, Царь Борис Феодорович Годунов – хотел выдать свою дочь царевну Ксению за шведского королевича Густава, сына короля Эрика XIV, дав жениху в удел Калугу, а затем за герцога Иоанна, брата датского короля Кристиана IV и английской королевы Анны (герцог умер в Москве в октябре 1602 г.).

Василий Иванович Шуйский еще до избрания на престол был женат на княжне Елене Михайловне Репниной (ветвь рода князей Оболенских, потомков черниговских Рюриковичей), а вторым браком – на княжне Екатерине (после венчания нареченной Марией) Петровне Буйносовой-Ростовской (Буйносовы-Ростовские - потомки Юрия Долгорукого).

Родоначальник династии Романовых, Царь Михаил Феодорович, хотя и был женат дважды на своих русских поданных из простых дворянских фамилий – сватался к Доротее Августе, племяннице датского короля Кристиана IV, затем к сестре бранденбургского курфюрста Георга.

 Дочь свою, Ирину, Михаил Феодорович сватал за Вальдемара Кристиана Гильденлеве, графа Шлезвиг-Голштинского с обещанием дать жениху в приданное суздальское и ярославское княжества. О внимании к равнородности брака говорит такой казус - в мае 1644 года королевич пытался бежать, но был схвачен стрельцами, и в Данию был отпущен только в августе 1645 г., после смерти Михаила Феодоровича. В связи с несогласием женихов перейти в Православие русским царевнам вплоть до Петра I так и не удалось выйти замуж.

В качестве примера несуществовавшей традиции Андрей Захарьев приводит тайный брак Императрицы Елизаветы Петровны с графом Алексеем Григорьевичем Розумовским. Не вдаваясь в рассуждения о том, был ли такой брак в действительности, отметим лишь следующее: сам факт того, что брак был тайным свидетельствует о несоответствии неравноронодных браков именно русской династической традиции (обычаю).  Закон-то о престолонаследии был издан только её внучатым племянником - Императором Павлом в 1797 г.

Заметим, что даже спорность статуса была достаточным основанием для сомнения в равнородности брака. Так, Великий Князь Борис Владимирович не получил согласия Императора Александра III на брак с вышедшей впоследствии замуж за испанского короля Альфонса XIII принцессой Викторией Евгенией Баттенбергской (род. 1887 г.), так как этот род происходил от морганатического брака (бабушка принцессы – графиня Юлия Тереза фон Гауке, дочь генерала русской службы, внучка цирюльника, по рождению не принадлежала к царствующему или владетельному (преждецарствовавшему) дому). И это несмотря на то, что Юлия Тереза  ещё в 1858 г., т.е. до рождения принцессы Виктории, была возведена с потомством княжеское достоинство.

Таким образом, некорректное приведение Андреем Захарьевым примеров неавнородных браков меньшинства членов династий Рюриковичей и Романовых, совершенно игнорирует гораздо большего числа равнородных браков[112], в том числе Императоров Петра III Феодоровича, Павла I Петровича, Александра I Павловича, Николая I Павловича, Александра II Николаевича, Александра III Александровича (знаменита его фраза: " Я со многими Дворами в родстве, но с гостиным не буду"), Николая II Александровича, Кирилла I Владимировича, Великого Князя Владимира III Кирилловича и нынешней Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны.

Говоря по существу, " изобретение" традиции браков с " русскими красавицами" представляет собой единственную, заслуживающую внимания попытку аргументации Андреем Захарьевым необходимости отмены содержащихся в ОГЗРИ положений о последствиях неравнородных браках. Остальные, с позволения сказать, " доводы" слишком эмоциональны и абсолютно бездоказательны.

Почему равнородность брака Цесаревича исключает роль русской монархии в защите русских интересов? Разве не верностью подданства крепка царская власть?

Почему брак с " русской красавицей" – " единственный путь, который позволит воспитать русского Наследника в русской семье"? Разве не доказывает иное пример Императора Александра III и святого мученика цесаревича Алексея Николаевича, Августейшие матери которых принадлежали к Гессенскому Великогерцогскогому Дому, но семьи были несомненно русскими? Другое дело – желательность воспитания Наследника в России. Опять же, почему Андрей Захарьев игнорирует  роль в воспитании будущего Наследника его отца и бабушки?

Чем дочка " испанской телеведущей" и испанского принца хуже пост-советской эстрадной " дивы", дочки поварихи и гаишника? [113]

Почему г-ном Захарьевым принимаются во внимание правила только царствующих домов, и игнорируются правила преждецарствоваших, но, тем не менее, равных в отношении брака? Опять же не от " хорошей жизни" отменяются правила о равнородности. Зачем же следовать такому примеру, если имеется другая возможность?

Почему единственным достоянием Российского Императорского Дома Андрей Захарьев считает квартиру в Мадриде и жалование Наследника? Вопрос об имущественном благосостоянии Российского Императорского Дома, конечно же, важен, но при таких обстоятельствах следует искать пути к разрешению именно этого вопроса. Вариантов множество – от реституции (например, Владимирского дворца в Санкт-Петербурге и Запасного Владимирского дворца в Царском селе) до факультативной продажи по соглашению с министерством культуры благотворительных билетов за посещение императорских театров (e.g Мариинка) или дворцов-музеев (e.g. Эрмитаж) с доплатой к номиналу и розыгрышем по номерам билетов призов (открыток или книг с дарственной надписью членов Императорской Фамилии) или выпуска по соглашению с министерством связи благотворительных почтовых марок (с доплатой к номиналу), наподобие тех, которые выпускались в России в период Первой Мировой войны.

Это, впрочем, требует официального признания Императорского Дома, например, в результате подписания публично-правового договора между Императорским Домом и Российской Федерацией. В таком договоре Российский Императорский        Дом должен  быть юридически признан как государствоподобный субъект публично-правовых отношений и юридическое лицо – субъект гражданско-правовых, имущественных отношений. В нем можно было бы закрепить официальное признание суверенитета Императорского Дома во внутридинастических делах, в отношении династических правил, личную неприкосновенность членов Императорского Дома, иммунитет Его движимого и недвижимого имущества, архивов, освобождение от налогов и т.д., по примеру консульских соглашений. Поскольку такой договор не будет являться международным, то и ратификации его Федеральным собранием не потребуется. Только воля Главы Дома и президента. Это явно приблизит возвращение Императорской Фамилии на Родину. Вот чем надо заниматься настоящим монархистам, а не выступать с сомнительными предложениями об изменении законов. Кесарево Кесарю. А наше дело -служивое.

Кстати, хотелось бы напомнить, что, например, в 1969 году уровень материального благосостояния Российского Императорского Дома немногим отличался от нынешнего. Тем не менее, никому и в голову не пришло по этому поводу предлагать изменить ОГЗРИ. Напротив, именно для предотвращения возможной попытки изменения законов в пользу потомков от неравнородных браков, в лице сегодняшней Главы Династии, тогда Великой Княжны Марии Владимировны, было учреждено блюстительство Престола.

Почему в противовес " африканским" и " арабским" " монархическим(!?) домам" Андрей Захарьев приводит пример только трех фамилий? В Европе монарших и владетельных домов, включая медиатизированные, около полусотни. Представители далеко не всех из них находятся в гораздо лучшем положении, чем Члены Российского Императорского Дома, и  столь уж претенциозны в материальном плане. В конце концов, так ли уж печально, что не состоится брак Наследника с принцессой, ставящей во главу угла богатство или тщеславие, от чего, кстати, не застрахована и " русская красавица", может быть даже в большей степени.

Почему собственно " русская красавица" должна быть менее феминистична и более искренна в православии, чем иностранная принцесса? Разве пример святых мучениц Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны не опровергает этот домысел. Или духовно-нравственный уровень нынешних российских девиц многим отличается от уровня их зарубежных сверстниц?

Почему изменение положений ОГЗРИ о последствиях морганатических браков сначала преподносится, как вынужденная необходимость, а затем как соответствующее обычаю безусловно желательное решение?

Следует отметить также недопонимание источника положений ОГЗРИ о последствиях неравнородных браков. Формально эти положения (ст. 36. " Дети, происшедшие от брачного союза лица Императорской Фамилии с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, на наследование Престола права не имеют" и ст. 188. " Лице Императорской Фамилии, вступившее в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть, не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, не может сообщить ни оному, ни потомству, от брака сего произойти могущему, прав, принад­ лежащих Членам Императорской Фамилии") введены Императором Александром I в 1820 году.

Однако эти положения с необходимостью вытекают из положений ст. 35.  - " Когда наследство дойдет до такого поколения жен­ ского, которое царствует уже на другом Престоле, тогда наследующему лицу предоставляется избрать веру и Престол, и отрещись вместе с Наследником от другой веры и Престо­ ла, если таковой Престол связан с законом; когда же отри­ цания от веры не будет, то наследует то лицо, которое за сим ближе по порядку". Эта правило было установлено самим автором акта о порядке наследования Престола, Императором Павлом I в 1797 году и закрепляло прецеденты воцарения Иоанна VI Антоновича и Петра III Феодоровича. Данные правила, а также правила ст. 126. - " Все лица, происшедшие от Императорской Крови в законном, дозволенном царствующим Императором, браке, с лицом соответственного по происхождению достоинства, при­ знаются Членами Императорского Дома" – неразрывны.

Поэтому их изменение  теоретически возможно лишь в совокупности. Но такое изменение будет игнорировать, что   " семья" монархов мира,   члены которой, даже  не будучи в кровном родстве, испокон обращаются друг к другу " брат" или " сестра", расценивается как коллективная носительница верховной власти, особая международная публично-правовая корпорация, обеспечивающая замещение оказавшихся вакантными вследствие пресечения династий престолов представителями родственных династий без ущерба для достоинства власти и государства.

В связи с этим возникнет вопрос о том, насколько обосновано привилегированное положение морганатического потомства русских государей по сравнению с равнородным потомством, сохранившимся в других династиях? Опять же если закону, исключающему из ст. 126 ОГЗРИ условие о равнородности браков, не будет придана обратная сила, то потомки членов Императорской Фамилии от ранее заключенных с согласия Главы Династии неравнородных браков (e.g. светлейшие князья Юрьевские, Романовские-Ильинские) окажутся в весьма неоднозначном положении. С одной стороны, они формально юридически по-прежнему не будут принадлежать к Российскому Императорскому Дому, а, с другой стороны, их фактическое положение не будет отличаться от того, в котором будут находиться потомки от аналогичных браков, заключенных после соответствующего изменения ОГЗРИ. Если же обратная сила изменениям будет всё-таки придана, то с учетом прав лиц, указанных в ст. 35 ОГЗРИ, порядок наследования Престола будет чрезвычайно запутан.

Ещё один довод в пользу равнородных браков. С точки зрения хромосомной генетики, гены человека имеют непосредственное отношение к его социальному поведению, к его духовной стороне, к напряженности его, как писал Л.Н. Гумилев, пассионарности. Как свидетельствует история, высокий, обусловивший, в частности, возникновение и развитие государств и наций уровень пассионарности есть характерное свойство прежде всего монарших домов. Поэтому равнородность браков представляет собой, в известном смысле, способ генной комбинаторики. Сохранение высококачественного генного пула в таком тончайшем  слое суперэлиты, как монаршии и владетельные фамилии Европы, иначе генофонда этой элитарной субпопуляции, позволяет обеспечить необходимо высокий общий наследственный потенциал. И, поскольку, этот потенциал равнородностью браков защищен от размывания, он с большей силой так или иначе проявляет себя в потомках.

Немаловажно и следующее обстоятельство. Состояние здоровья тех, кто наследует российский Престол, есть достояние всей России. Поэтому мы и возносим к Господу особые молитвы о здравии благоверных наших Государей. К сожалению, как и простые люди, представители монарших Домов, не застрахованы от тех или иных наследственных недугов. Но, как правило, о таких фактах в соответствующей среде более или менее известно. Полюбившаяся же " красавица" вполне может и сама ничего не знать о своих предках дальше двух-трех поколений.

Помимо прочего, совершенно очевидно, что достоинство Династии и достоинство государства, нации, народа суть понятия очень тесно связанные. Вследствие этого " задача поставить царствующую фамилию возможно выше в глазах подданных приводит к тому, что браки эти объявляются законными только в том случае, если заключаются в среде каких-либо царствующих же домов. Это ограничение повышает августейший характер царствующих домов, и мы даже в начале собственной истории видели, насколько возвышение младшей линии Рюриковичей было связано с уважением к " царской крови" Мономаховичей от браков с греческими царевнами" (Л.А. Тихомиров).

По словам Л.А. Тихомирова нравственное единство, необходимое между монархом и нацией и составляющее первое необходимое условие, " при котором власть единоличная способна становиться верховной, порождая, таким образом, монархию, совершенно закрепляется только династичностью.

Поэтому повсюду, где состояние народных идеалов допускает возникновение монархии, сама собой возникает идея династичности.

Это ее необходимое дополнение.

При соответственном миросозерцании народ сам стремится к монархии как единоличному выражению Верховной власти правды. Но для достижения этого требуется, чтобы для власти всегда имелась личность, не возбуждающая никаких споров и сомнений... Такую личность дает династия. Посредством династии единоличный носитель верховной правды становится как бы бессмертным, вечно живущим с нацией". Он же писал: " Государь в глазах монархического народа есть наследник одной и той же династии, как бы вечно бывшей с нацией. Если даже физически преемство прерывается, то идеально это не допускается, этого перерыва не признают. Династия остается, во что бы то ни стало, единой" (именно положение о переходе прав на Престол в родственные династии и " не признает" перерыва преемства). " Монархически настроенная нация поэтому всегда стремится к выработке династии, стараясь жить с одной царствующею семьей, которая передает своим членам от поколения к поколению задачу хранения народных идеалов точно так же, как они переходят от отцов к детям в самой нации. Эта династическая задача, однажды хорошо разрешенная, ясно, всем удобопонятно, исполняется затем без затруднений даже в случае физического пресечения династии, которая продолжает тогда свое преемство как бы посредством усыновления другого царственногорода, ибо здесь физическое преемство важно не само по себе, а лишь как внешнее выражение и обеспечение духовного преемства".

 " Династичность является также лучшим средством для сохранения монархической идеи в самом монархе. Она в высочайшей степени обязывает самого монарха быть не тем, что ему нравится, а тем, чего требует идеал, соединяемый для него с родовым делом предков... Все дело сводится к доброму воспитанию в среде царствующей династии, к правильной жизни и к вопросу о браках". Представляется, что лицо, с младенчества воспитывавшееся в составе династии и в осознании особого значения своего личного и своего царственного рода служения, лучше сможет передать это сознание, чем тот, кто до вступления в брак (а может и после вступления) эти вопросы и " в голове не держал".

Затем необходимо иметь в виду, что даже после разрешения Святейшим Патриархом от принесенной Главой Российского Императорского Дома в соответствии со ст. 206 ОГЗРИ торжественной присяги в соблюдении права наследства и установленного фамильного распорядка, для того чтобы соответствующие правила могли быть изменены новая редакция ОГЗРИ должна быть одобрена Государственным Советом и Государственной Думой Российской Империи, а также – обнародована Правительствующим Сенатом[114]. Соблюдение такой, установленной ОГЗРИ процедуры в настоящих условиях невозможно, что при игнорировании порядка изменения ОГЗРИ неизбежно повлечет те самые ненужные споры и сомнения.

В конце концов, если ситуация будет совсем уж безвыходной, то, как правильно писал, С.В. Думин в статьеСовещание Великих Князей 1911 года (неравные браки в Российском Императорском Доме),   Глава Императорского Дома имеет право и возможность пересмотреть решение своего предшественника и в соответствующем случае вернуть тому или иному роду ранее отобранный династический статус или пожаловать невесте Цесаревича либо её родителям соответствующий ранг (e.g. с правами медиатизированного дома). Такой вариант хоть и не предусмотрен, но и не исключен законом - для этого нужно только одно условие - чтобы на то была Высочайшая воля (см. сноску 5 и ст. 19 ОГЗРИ: " Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалова­ ния титулов, орденов и отличий").

 

 


оНДЕКХРЭЯЪ Я ДПСГЭЪЛХ:

mylektsii.su - лНХ кЕЙЖХХ - 2015-2024 ЦНД. (0.013 ЯЕЙ.)бЯЕ ЛЮРЕПХЮКШ ОПЕДЯРЮБКЕММШЕ МЮ ЯЮИРЕ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН Я ЖЕКЭЧ НГМЮЙНЛКЕМХЪ ВХРЮРЕКЪЛХ Х МЕ ОПЕЯКЕДСЧР ЙНЛЛЕПВЕЯЙХУ ЖЕКЕИ ХКХ МЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ оНФЮКНБЮРЭЯЪ МЮ ЛЮРЕПХЮК