Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Северное море (южная часть). Берега.Описываемый берег представляет собой чередующиеся высокие скалистые и низменные песчаные участки
Берега. Описываемый берег представляет собой чередующиеся высокие скалистые и низменные песчаные участки. Северная часть берега скалистая; к югу берег постепенно понижается. Местами на нем встречаются невысокие холмистые гряды. Восточный берег Англии изрезан сравнительно мало. Наиболее значительными бухтами, вдающимися в него, являются Алнмут, Тис, Брид-лингтон и Уош. Кроме того, этот берег прорезан широкими устьями рек Хамбер, Темза и Медуэй. В бухте Тис и Уош, а также в устьях рек Хамбер, Темза и Медуэй берега низменные и окаймлены обширными осыхающими отмелями. Реки на описываемом берегу незначительны по длине, но полноводны. Наибольшими реками, впадающими в Северное море, считая с севера на юг, являются реки Тайн, Тис, Хамбер, Уитем, Уэлленд, Нин, Темза и Медуэй. Некоторые из них доступны для морских судов. Почти все реки соединяются между собой широко разветвленной системой каналов. Большинство этих каналов доступно только для небольших судов и барж с малой осадкой. Обрывистые и утесистые участки восточного берега Англии окаймлены рифами. Песчаные и гравиевые пляжи, на которые можно производить высадку, встречаются только в приустьевых участках рек и в некоторых заливах и бухтах. Глубины, рельеф дна и грунт. В западной части Северного моря вдоль восточного берега Англии глубины не превышают 100 м.и уменьшаются с севера на юг. У северной части описываемого берега на участке от порта Берик до мыса Фламборо-Хед опасности удалены от береговой черты на расстояние не более 5 миль. К югу от мыса Фламборо-Хед рельеф дна весьма неровный; глубины здесь не превышают 50 м, за исключением отдельных впадин с глубинами до 90 м. Против участка берега от устья реки Хамбер до мыса Норт-Форленд лежит много опасностей в виде отмелей и банок. Наиболее опасными районами являются подходы к бухте Уош, порту Грейт-Ярмут и устьям рек Хамбер, Темза и Медуэй. Отдельные банки лежат в 45 милях от берега. Наиболее удаленной из них является банка Доггер-банка, расположенная между параллелями 54°05'—55°50' N и меридианами 1°10'-5°00'W. Грунт против восточного берега Англии в основном песок различных оттенков, а во впадинах песок с черным илом. На отмелях и банках грунт состоит из гравия, песка, ракушки; местами встречаются камни. Особые физико-географические условия. У восточного берега Англии изредка, обычно осенью, наблюдается рефракция. Это явление предвещает дождливую длительную погоду. Порты и якорные места. У восточного берега Англии в устьях рек и в их нижних плесах расположены крупные порты, доступные для морских судов: Блайт-Харбор, Шилдс, Сандерленд, Хартлпул, Гримсби, Гуль, Грейт-Ярмут, Лоустофт, Лондон, Ширнесс, Чатем и гавань Харидж-Харбор. Главнейшими рыболовными портами являются Гримсби, Гуль, Грейт-Ярмут и Лоустофт.
У восточного берега Англии хорошо защищенные от западных ветров якорные места имеются почти всюду. Лучшие якорные места для морских судов находятся в бухтах Тис, Бридлингтон и Уош, на рейдах Хок, Гримсби, Санк-Род, Уайт-Бут, Гулльском и Ярмут, в устье рек Темза и Медуэй, в реках Тайн и Медуэй, а также в проходе Тэ-Вуд. Против многих портов и гаваней имеются открытые рейды, где в хорошую погоду суда могут стоять в ожидании прилива для входа в эти порты и гавани. Лоцманская служба. Для обеспечения лоцманами судов, идущих в порты и гавани, расположенные у восточного берега Англии, имеется сеть лоцманских станций. Кроме того, в некоторых портах и гаванях находятся местные лоцмана, которые осуществляют проводку в гавани и бассейны. В интересующем нас устье реки Хамбер также имеется служба лоцманской проводки. Спасательная служба. На восточном берегу Англии в большинстве портов, гаваней и прибрежных городов и селений имеются посты береговой охраны и спасательные станции. Все станции и посты ведут наблюдение за прилегающим к ним водным пространством и проходящими судами и, если суда терпят бедствие, оказывают им помощь специальными средствами или сообщают об этом по телефону учреждениям, располагающим спасательными средствами. Навигационная информация. На описываемом побережье имеется несколько радиостанций, передающих для судов гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ). Кроме того, в районе Северного моря имеются радиостанции, ведущие факсимильные радиопередачи гидрометеорологических сведений.
2. Пролив Ла-Манш. Общие сведения. Северо-восточной границей пролива Ла-Манш, или Английского канала (La Manche, English channel), является линия, соединяющая мыс Летеркот (51°10' N, 1°24'О) на северном берегу со светящим знаком Вальд (51°00' N, Г55' О) на южном. Юго-западная граница пролива проходит по ломаной линии, соединяющей следующие объекты: мыс Лендс-Энд, скалы Лонгшипс (50°04' N, 5°45' W), скалы Лайон и Бишоп (острова Силли), мысы Перн и Ледеснес (остров Уэссан) и далее по параллели 48°28' N до южного берега пролива Ла-Манш. Пролив Ла-Манш является бывшим опасным от мин районом, открытым для плавания судов. Здесь еще остались некоторые районы, опасные от мин. Кроме того, в проливе имеются районы, запретные для якорной стоянки и лова рыбы, и районы боевой подготовки. Якорная стоянка в бывших опасных от мин районах разрешается только в специально отведенных местах; лов рыбы в этих районах допускается лишь при строгом соблюдении специальных инструкций. Из-за интенсивного судоходства наибольшую угрозу при плавании в проливе Ла-Манш создает опасность столкновения, особенно в плохую видимость. Суда, следующие по проливу, должны учитывать, что пролив с большой скоростью пересекают суда, курсирующие между английскими и французскими портами. В районах наиболее оживленного судоходства, а именно в проливе Па-де-Кале, к северо-западу от скал Каскетс (49°43' N, 2°23' W), к S от мыса Лизард (49°58' N, 5°12' W), к NW от острова Уэссан (48°28' N, 5°05' W), а также к О, S и W от островов Силли (49°57' N, 6°20' W) установлены системы разделения движения. Берега. Северный берег пролива Ла-Манш, являющийся южным берегом острова Великобритания, преимущественно скалистый и утесистый. По характеру рельефа он делится на две части: восточную и западную, граница между ними проходит по меридиану 3°00' W. Вдоль восточной части северного побережья пролива тянется длинная цепь меловых гор Дауне (Downs) высотой не более 300 м. К западу от меридиана 3°00' W, побережье становится выше; здесь находятся горы высотой до 621 м, сложенные из красного песчаника и других твердых пород. Северный берег пролива Ла-Манш от мыса Норт-Форленд до мыса Селси-Билл изрезан мало. К западу от мыса Селси-Билл в берег вдается несколько бухт и заливов. Наибольшее значение из них имеют бухта Портсмут-Харбор, заливы Саутгемптон-Уотер, Лайм, Плимут-Саунд и Maунтc-Бей. Обрывистые и утесистые берега окаймлены узкой полосой осыхающих рифов и скалами. Низменные участки берега сравнительно омелы, окаймлены осыхающими песчаными отмелями. Вблизи берега опасностей мало. На всем протяжении южного берега пролива Ла-Манш обрывистые и скалистые участки берега окаймлены полосой осыхающих рифов, а низкие песчаные участки — песчаной осушкой. Берег к западу от полуострова Котантен окаймлен многочисленными опасностями и имеет шхерный характер; плавание вдоль этого берега с навигационной точки зрения является наиболее сложным. Глубины и рельеф дна. Дно пролива Ла-Манш постепенно понижается с востока на запад и от обоих берегов к его середине. Однако в западной части пролива у северного берега дно более пологое, чем у южного. Посредине пролива Па-де-Кале, который является восточным входом в Ла-Манш, наименьшая глубина составляет около 30 м., а на границе пролива Ла-Манш с Атлантическим океаном около 110 м. Почти на всем протяжении средняя часть пролива Ла-Манш чиста от опасностей. Только посредине западной части пролива Па-де-Кале расположено несколько длинных мелководных банок — Варн, Тэ-Ридж, Ле-Риденс и др.; грунт на банках крупный песок и битая ракушка. Эти банки делят и без того узкий пролив Па-де-Кале на два прохода и в значительной мере затрудняют плавание по нему. У северного берега пролива Ла-Манш рельеф дна довольно ровный. Здесь расположено всего лишь несколько скалистых банок, удаленных от берега на расстояние до 8 миль. Остальные опасности находятся вблизи берега. Основной путь судов, следующих вдоль пролива Ла-Манш, проходит вблизи северного берега пролива. Грунт в проливе Ла-Манш песок, гравии, камень, ракушка, мел и ил. Вблизи берега часто встречается скала. В западной части пролива на его северной стороне грунт темнее, чем на южной, песок мельче, а камни меньше. Порты и якорные места. У северного берега пролива Ла-Манш расположены крупные порты — Дувр, Портсмут, Саутгемптон, Портленд, Плимут и Девонпорт. Порты Портсмут, Портленд и Плимут являются военными портами. Глубина в этих портах поддерживается дноуглубительными работами, и эти порты доступны для больших судов. Лучшие якорные места у северного берега пролива Ла-Манш находятся на Спитхедском рейде, у южного берега — на Брестском рейде. Бывший опасный от мин район № 7, расположенный вблизи порта Дюнкерк, открыт только для надводной навигации. Постановка на якорь, траление и подводное плавание в указанном районе запрещены. Лоцманская служба. Во всех портах и гаванях северного берега пролива Ла-Манш имеются свои дипломированные лоцмана. При входе в английские порты и гавани и выходе из них лоцманская проводка, как правило, обязательна для всех торговых судов. Лоцманские суда в портах Пул, Эксмут, Плимут и Фалмут, а также в лоцманском районе острова Уайт оборудованы радиостанциями. Вызов лоцмана производится сигналами по Международному своду сигналов. Английские лоцманские суда имеют черный корпус, желтую трубу и надпись «Pilots» белыми буквами на бортах. Спасательная служба. У северного берега пролива Ла-Манш имеются спасательные станции и посты береговой охраны, которые оборудованы моторными спасательными ботами, линеметательными установками и другими спасательными средствами. Эти станции и посты ведут наблюдение за судами и самолетами и оказывают им в случае необходимости помощь либо путем применения спасательных средств, имеющихся на станции, либо путем информации соответствующих организаций, располагающих спасательными средствами. Навигационная информация. Гидрометеорологические сведения, навигационные извещения и оповещения на описываемый район передаются радиостанциями Англии и Франции. В проливе Па-де-Кале и на подходах к нему организована служба навигационной информации пролива Ла-Манш (CNIS). В передачах не сообщается о многочисленных паромах и других рейсовых судах, пересекающих систему разделения. Связь судов с английским оперативным центром, находящемся на берегу бухты Сент-Маргаретс, осуществляется на канале 10, а при невозможности его использовать – на канале 16. В некоторых портах игаванях пролива Ла-Манш имеется служба портовой информации, передающая по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему (ограждение, глубины, допустимая осадка, погода, движение судов и т. п.).
|