Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор трансокеанского пути
Для подавляющего большинства судов основными критериями при выборе их оптимального пути являются безопасность плавания и минимум времени перехода. При движении через Атлантический океан представляется возможность двигаться по кратчайшему пути на поверхности Земли – по дуге большого круга. Этот путь является наиболее выгодным и быстрым. На меркаторской карте такое движение описывается ортодромией. Однако при проектировании данного перехода мы не можем воспользоваться одной ортодромией, т.к. она пройдёт по району распространения льдов. Согласно атласу " Океанские пути мира" при плавании в первой половине года в северной части Атлантического океана западными курсами не рекомендуется заходить выше параллели 43, 5°N в районе острова Ньюфаундленд и Большой Ньюфаудлендской банки. В связи с этим, из соображений безопасности, проложим курс через океан по двум ортодромиям, чтобы обойти район распространения дрейфующих айсбергов. На карте меркаторской проекции ортодромия будет изображаться дугой, которую можно представить в виде ломаной (локсодромических курсов, координаты концов отрезков которых имеют фиксированный интервал долгот). Дуга большого круга на морской навигационной карте имеет вид кривой, обращенной выпуклостью к ближайшему полюсу. Практически плавание осуществляют по ломаной линии, состоящей из отрезков прямых, сопрягающихся в точках, лежащих на дуге большого крута, то есть по отрезкам локсодромий, вписанных в ортодромию. Эти точки могут быть нанесены на морскую навигационную карту: -по координатам, снятым с карты в гномонической проекции; -посредством вычислений по формулам сферической тригонометрии; -с использованием ортодромических поправок, выбранных из таблиц 23-6 МТ—75; -по номограмме для определения начального курса при плавании по дуге большого круга. На карте в гномонической проекции дуга большого круга изображается прямой линией. Поэтому, соединив прямой начальную и конечную точки плавания, через равные интервалы долгот (5—10°) определяют широту точек пересечения этой прямой Карты в гномонической проекции, в связи с необходимостью охватывать большие районы Земли, изданы в мелком масштабе, поэтому возможны ошибки в снятии координат точек. Следовательно, этим способом пользоваться неудобно. Для вычисления ортодромии используют формулы: φ i = arctan((sinРДi /tanKн + sinφ 1*cosРДi) / cosφ 1) (1.1)
Кн’ = arctan(sin│ РД│ /(tgφ 2*cosφ 1-sinφ 1*cosРД)) (1.2)
где, φ i и РДi – широта и разность долгот промежуточных точек дуги большого круга, Кн’ – начальный курс.
Рассчитаем параметры первой локсодромии: РШ = j2 – j1 = 42° 20’ N – 49° 40’ N = 07° 20’ к S РМЧ = МЧ2 – МЧ1 = 2793, 17 – 3425, 89 = -632, 72 миль РД = l2 – l1 =045° 00’ W – 008° 25’ W = 036° 35’ к W
По формуле 1.8 находим Клок =253, 9° По формуле 1.3 находи Sлок1=1588, 6 миль
Рассчитаем параметры второй локсодромии: РШ = j3 – j2 = 42° 20’ N – 42° 20’ N = 00° 00’ РМЧ = МЧ3 – МЧ2 = 2793, 17 – 2793, 17 = 0 миль РД = l3– l2 =069° 30’ W – 045° 00’ W = 024° 30’ к W
По формуле 1.8 находим Клок =270, 0° По формуле 1.3 находим Sлок2=1086, 7 миль
В нашем случае рассчитаем элементы двух ортодромий для обхода границы распространения льдов (φ 1 = 49º 40, 0' N, λ 1 = 008º 25, 0' W; φ 2 = 42º 20, 0' N, λ 2 = 045º 00, 0' W; φ 3= 42º 20, 0' N, λ 3 = 069º 30, 0' W).
Результаты расчетов ортодромических курсов показаны в таблице 1.5. Таблица 1.5 Расчет ортодромии
С помощью формулы 1.1 находим ортодромическое расстояние:
Таким образом, двигаясь через океан по ортодромии, получаем выигрыш в расстоянии: DS = 1588, 6 + 1086, 7-2598, 6 = 76, 7 мили
|