Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Стратегия развития налоговой политики Республики Казахстан.






1. Совершенствование налоговой политики Казахстана.

2. Перспективы развития налоговой политики современного государства.

 

Понятие налоговой политики, говорит нам об определенных действиях государства в сфере налогообложения. Существует множество трактовок и определений налоговой политики, которые широко рассматриваются в научной и учебной литературе, а так же в профессиональной среде. В экономической литературе налоговая политика рассматривается в основном как система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения. Такой подход является наиболее распространенным. Нельзя не отметить вклад в развитии данного понятия ведущих казахстанских ученых, профессиональных деятелей в сфере налогообложения, таких как Мельников В.Д., Зейнельгабдин А.Б., Интыкбаева С.Ж., Ли В.Д., Ермекбаева Б.Ж., Идрисова Э.К., Аттапханов К.А.

Мельников В.Д. и Ли В.Д. в работе “Общий курс финансов” отмечают, что “Государство проводит налоговую политику – систему мероприятий в области налогов – в соответствии с выбранной экономической политикой в зависимости от социально – экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития”. (Мельников В.Д., Ли В.Д. Общий курс финансов: учебник. – Алматы: Институт развития Казахстана, 2001. – 285с.).

Заслуживает внимание позиция М. Т. Кульжабаева, автора одного из последних казахстанских исследований по вопросам совершенствования механизма налогового администрирования, которая определяет налоговую политику как составную часть социально – экономической политики государства, направленную на формирование налоговой системы, ориентированной на стимулирование накопления и рациональное использование национального богатства республики, способствующую гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивающую социально – экономический прогресс общества.

К примеру российские ученые В.А.Парыгина и др. под налоговой политикой понимают “систему осуществляемых государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом”.

В более широком смысле рассматривают понятие налоговой политики известные ученые Д.Г. ЧЕРНИК и Л.П. Павлова. По их мнению, “налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально – экономической ситуации в стране”. При таком определении, налоговая политика кроме фискального инструмента приобретает характер инструмента регулирования интересов государства и налогоплательщика.

Более полное определение дает И.А. Майбуров: “Налоговая политика – это составная часть социально – экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально – экономический прогресс в стране”.

А.С.Захаров в своей монографии пишет, что “налоговая политика государства – это система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения для обеспечения доходной части государственного бюджета и защиты налогового суверенитета”

Ермекбаева Б.Ж., и Лесбеков Г.А. в своей работе “Основы налогообложения”, расшифровывают налоговую политику, как систему мероприятий в области налогов – в соответствии с выбранной экономикой в зависимости от социально – экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития. (Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. “Основы налогообложения – г.Алматы 2002 год Казахский Национальный Университет имени аль – Фараби”) Налоговая политика вместе с бюджетно – финансовой и денежно – кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.

Так же можно сказать, что налоговая политика – это совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежах в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков – согласно действующему налоговому кодексу Республики Казахстан. (Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” статья 10.)

Согласно этому определению “в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков” налоговая политика тождественна политике государственных доходов, а также политике в сфере налогов и других обязательных платежей в бюджет.

При рассмотрении вопроса налоговой политики, прежде всего, важна реализация основополагающих теоретических подходов в решении данного вопроса. Возрастающая роль налогов в течении прошлого столетия требовало нового восприятия их места в экономической теории. Главной исходной точкой служил посыл, что система рыночных отношений несовершенна и несаморегулируема. В наиболее концентрированном виде эти положения были сформулированы английским ученым Дж. М. Кейнсом – основоположника современной системы государственно системы регулирования. Согласно его теории занятости, процента и денег, максимальный экономический рост могло обеспечить только вмешательство государства. Эффективность такого регулирования определялась способностью изыскания средств для инвестиций, достижения полной занятости и перспективами снижения процентной ставки по кредитам на основе использования налогов, как “встроенных стабилизаторов” экономики. В период рецессии это предполагало снижение налогов, предоставление большого количества различных льгот для повышения инвестиционной активности. В фазе экономического подъема предлагалось свертывание преференций, повышение налогов для сдерживания экономического роста и предотвращение наступления кризиса перепроизводства.

Не менее значимой научной заслугой Дж. М. Кейнса следует считать развитие неоклассической трактовки налогов. По его мнению, общественные потребности должны рассматриваться шире неделимых коллективных, в виде исключительно государственных нужд. Считая частные инвестиции слабым регулятором, он предлагал их активно дополнять инвестициями из бюджета за счет налоговых поступлений, которые путем мультипликативного эффекта должны были увеличивать занятость и рост национального дохода. Общественная потребность, по Кейнсу, так же включала необходимость повышения выплат за счет бюджетных средств малообеспеченным слоям населения для увеличения эффективного спроса на предметы потребления. Тем самым обосновывалась регулирующая функция налогов, а так же возможность их воздействия на перераспределение ресурсов в экономике.

Данные постулаты в современной налоговой политике не утратили своей значимости и требуют учета при построении современной системы понятий в сфере налогового регулирования. Таким образом, налоговая политика, по нашему мнению представляет собой комплекс государственных регулятивных мер целенаправленного использования налоговых систем в целях обеспечения общественных потребностей и развития экономики на основе накопления, распределения и использования финансовых ресурсов.

Как относительно самостоятельная сфера деятельности государственная налоговая политика базируется на научной теории налогообложения, характеризующей вполне конкретную совокупность общественных отношений. Налоговые отношения, как и всякие другие, должны воспроизводиться, не утрачивая стимулов и источников постоянного возобновления. Определяющим фактором в этом движении выступает компромисс интересов государства и налогоплательщиков как основных субъектов налоговых отношений. Наиболее точно достигается в рамках теории коллективных потребностей, предполагающей приоритетность интересов государства, не отрицая необходимости их сбалансированности с интересами физических и юридических лиц.

Одним из первых кто сделал верный прогноз об усилении регулирующей роли государства в развитии экономики, был немецкий ученый А.Вагнер. Им был сформулирован закон возрастающей государственной активности, согласно которому в странах с быстро развивающимися рыночными отношениями должны увеличиваться государственные расходы. По мнению Вагнера, в условиях рынка, именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно – технический прогресс. Важнейшим инструментом государства в реализации своих целей выступает налоговая политика.

 

Так же трудно не согласиться с доводами ряда российских экономистов, что налоговая политика неразрывна связана со многими элементами государственного управления, такими как кредитно денежная политика, ценообразование, структурные реформы, торгово – промышленная политика. Ее в полнее справедливо рассматривать как часть финансовой политики, что уже признано в казахстанской теории и практике.

В научных источниках имеют место различные трактовки данного понятия. В частности, налоговая политика рассматривается как совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а так же развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. По нашему мнению ей присущи определенная неточность и некоторая утилитарность. Безусловно, проведение любой государственной политики невозможно без соответствующего финансового обеспечения, но последнее может и не выступать ее составной частью. Кроме того, приоритетность общественных интересов выступает неотъемлемой существенной характеристикой налоговой политики, что изначально отрицает ее целевую направленность на обеспечение финансовых потребностей отдельных социальных групп.

Не отрицая возможность существования новых целевых трактовок налоговой политики, считаем недостаточно оправданным узкоцелевые трактовки или однозначную ориентированность на эффективное использование общественных ресурсов. Фискальная направленность нередко вступает в прямое противоречие со стимулирующей ролью налогов и других их функциями.

В данный период налоговая политика государства должна помогать “нуждающимся” предприятиям выжить и продолжать свою деятельность. В условиях кризиса правительства нередко предоставляют предприятиям в сфере материального производства возможность дополнительного снижения амортизационных отчислений как составляющей издержек и цен своей продукции. Для государства искусственное занижение цен предприятий равно искусственному завышению их налогооблагаемой прибыли, что означает дополнительное поступление в государственный бюджет и, следовательно, частичное приближение финансовой стабилизации.

На мой взгляд, рассматривая полемику ученых по поводу понятий налоговой политики, можно предположить следующее определение налоговой политики:

Налоговая политика – это составная часть социально – экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, ориентированной на стимулирование накопления и рациональное использование национального богатства республики, способствующая гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивающая социально – экономический прогресс общества.

Налоговая политика подчиняется решению социально – экономических проблем, особенных для каждого этапа развития общества, политического строя, зависящих от ряда объективных и субъективных факторов, влияющих на историческое развитие.

Основной целью налоговой политики государства с рыночной экономикой является обеспечение достаточными финансовыми ресурсами доходной части бюджета государства.

Таким образом, главным субъектом налоговой политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал