Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности организации налоговой политики.
Определение эффективности методов налоговой политики пока одна из малоисследованных проблем современной налоговой науки. Само понятие “оценка эффективности” какого–либо метода в экономической литературе толкуется по-разному. В основном учеными используются два методологического подхода: первый – характеризует результативность какого-либо метода как степень достижения поставленной цели (отнесения фактически полученного эффекта к его предварительно заданной величине); второй – характеризует уровень отдачи затраченных для реализации какого-либо метода ресурсов (отнесения суммы эффекта к общей сумме затрат всех видов ресурсов), показывающий, какая сумма затрат была потрачена на получение эффекта. Для оценки эффективности применяемого метода налоговой политики, по нашему мнению, более правильным будет оценка результатов и их соответствие поставленным целям. При этом необходимо учитывать результаты не только налоговой политики, но и сопряженного использования методов другой политики государства. Вместе с тем немаловажное значение имеет анализ правильности поставленных целей. Если цель ошибочна и противоречит общему характеру социально – экономической и налоговой политики государства, то это может привести к негативным результатам, несмотря на эффективность используемого отдельно взятого метода. Так неоднократно ставилась цель борьбы с налоговыми льготами, при этом применялся метод уменьшения масштаба их предоставления. Однако результат остался отрицательным – количество льгот не уменьшилось. Следовательно, винить нужно не метод, а цель, которая должна быть заявлена иначе, например, как реализация принципа равенства налогообложения для придания льготам стимулирующего характера. Тогда методы были бы выбраны другие и результат был бы иной. Так же при оценке эффективности налоговой политики государства, необходимо проанализировать уровень налоговой нагрузки в Республике Казахстан. В расчетах оптимальной налоговой нагрузки многие экономисты склонны использовать так называемую кривую Лаффера, которая показывает параболическую зависимость налоговых поступлений от ставки налога. В соответствии с этой кривой существует критическое значение налоговой ставки, при котором сумма налоговых поступлений достигает своего максимума. Из экспериментальных данных, полученных на основе анализа налоговых поступлений в разных странах, было установлено, что максимальный объем таких поступлений достигается при ставке налога в 40-50%. При более высокой ставке происходит резкое снижение деловой активности, исчезают стимулы к предпринимательству, возникает мощный толчок к развитию теневой экономики. На практике уровень относительной налоговой нагрузки по странам значительно различается. Для ее сравнения наиболее часто используется показатель соотношения налоговых поступлений к объему валового внутреннего продукта (ВВП). И хотя данный показатель является в какой-то мере методом сравнения налоговой нагрузки в разных странах, необходимо учитывать, что реальная налоговая нагрузка страны зависит от особенностей национальной налоговой системы, качества налогового администрирования и фактора формирования налоговой культуры. Анализ уровня налоговой нагрузки, свидетельствует о значительном снижении налогового бремени в динамике лет, так по сравнению с 2006 годом, налоговая нагрузка снизилась на 7, 5 процентных пункта, или 65, 3%. Поиск «критической точки», оптимальной налоговой нагрузки может быть направлен на разработку отраслевых нормативов предельной налоговой нагрузки путем обоснования доли оплаты труда, амортизации и чистой прибыли в добавленной стоимости. Нормативы налоговой нагрузки могут иметь максимальное и минимальное значение в зависимости от наличных бюджетных резервов. Такие нормативы в известной степени ограничили бы налоготворчество в регионах и на местах. В случае их превышения имелись бы объективные основания для ходатайств об отсрочках или сложении платежей. Очевидно, показатели налоговой нагрузки должны найти место в отчетности предприятий.
Таблица
Уровень налоговой нагрузки в Республики Казахстан.
Следует отметить, что уровень налоговой нагрузки существенно уменьщился в 2009 году, в связи с введением нового Налогового кодекса с 17, 6% до 14, 0%. В целом с 2003 по 2012 год средний показатель налоговой нагрузки составил 20%, наибольший процент приходится 2005 год – 26, 8%, наименьший на 2009 год – 13, 1%. То есть это говорит о том, что на сегодняшний день, нет стабильной тенденции увеличения или же снижения налоговой нагрузки, показатели имеют плавающий характер. Принятие Налогового кодекса № 99-IV от 10.12.2008 г. явилось новым этапом развития казахстанского налогового законодательства. Его положения позволяют в достаточной степени реализовать основную цель проводимой налоговой политики – создание налоговой системы, гармонично сочетающей интересы государства и налогоплательщика. Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки разработки нового Налогового кодекса, можно с уверенностью сказать, что он существенно приближает налоговую политику Казахстана к мировой экономике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования. Так же целью снижения налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательно, в течении трех лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%. Новый Налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса. Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года равна 12%. Это делает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, при этом с 2009 года предусматривается поэтапный переход на возврат всего превышения суммы НДС. Так, в Налоговым кодексом № 99-IV от 10.12.2008 г. предусматривается применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, сложившегося после 1 января 2009 года. Упрощенный порядок возврата превышения НДС заключается в осуществлении возврата без предварительного проведения налоговой проверки, что позволит в короткие сроки осуществлять возврат превышения НДС. Право на применение упрощенного порядка возврата имеют следующие плательщики НДС: 1) Состоящие на мониторинге крупных налогоплательщиков и не имеющие на дату представления декларации по НДС неисполненного налогового обязательства по предоставлению налоговой отчетности. Срок возврата 15 рабочих лней; 2) Лица, по которым в результате камерального контроля не выявлены расхождения между информацией, отраженной в налоговой отчетности налогоплательщика НДС и его непосредственных поставщиков и покупателей. Данные положения вводятся с 1 января 2011 года. Срок возврата 45 рабочих дней. С 2012 года упрощенный порядок возврата превышения НДС могут применять все налогоплательщики НДС, не попавшие в результате применения системы управления рисками. Срок возврата 35 рабочих дней. Всем остальным налогоплательщикам возврат превышения будет производиться после проведения налоговой проверки. Согласно закону о налогах 2001 года, срок возврата составлял 60 рабочих дней, т.е. сократился в 2 раза. В рамках реформирования социального налога предусматривается переход о действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. В настоящее время в Казахстане проводится активная государственная политика, направленная в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных инвестиций в обрабатывающую промышленность, и поэтому следует охарактеризовать основные экономические рычаги стимулирования процесса привлечения частных инвестиций. Так, Законом РК от 08.01.2003 г. “Об инвестициях” предусмотрено предоставление инвестиционных преференций юридическим лицам РК, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта. Посредством заключения контракта с уполномоченным органом предоставляются следующие преференции: - инвестиционные налоговые преференции; - освобождение от обложения таможенными пошлинами; - государственные натурные гаранты. Инвестиционные преференции предоставляются в приоритетных видах деятельности, перечень которых утвержден постановлением Правительства РК от 08.05.2003 г. № 436. Инвестиционные налоговые преференции – это освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога вновь созданных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционного проекта по созданию новых производств, либо предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков – юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта, а так же освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного проекта. Инвестиционные налоговые преференции предоставляются на срок, определяемый в зависимости от объемов инвестиций в фиксированные активы, но не свыше пяти лет. Кроме того, Налоговым кодексом РК предусмотрены специальные положения, устанавливающие особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, связанные с необходимостью создания стимулирующих условий для развития приоритетных отраслей экономики, отхода экономики Казахстана от сырьевой направленности. Так, установлены особые льготные режимы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность по 23 наименованиям производств. Так же с 1 января 2009 года предусмотрены значительные изменения в налогообложении недропользователей, как-то: - отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контрактов, утвержденных Президентом РК. - отказ от контрактов о разделе продукции как вида контрактов на недропользование; - введение налога на добычу полезных ископаемых взамен роялти. Вышеназванные меры направлены на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в Казахстане, стимулирование роста деловой активности бизнес – среды, а также на повышение привлекательности несырьевого сектора экономики Казахстана. При этом следует отметить, что налоговым законодательством РК списание налоговой задолженности не предусмотрено. В новом Налоговом кодексе предусматривается переходный период по унификации ставок на алкогольные виды продукции отечественного производства и импортируемые. Я 1 января 2014 года. В целях администрирования рынка подакцизной продукции в республике проводится мероприятия по внедрению новейших технологий и программных продуктов. Так, в республике введена в действие система контроля над производством и оборотом алкогольной продукции с использованием учетно – контрольных марок. Данная система позволит обеспечить организацию полного учета всей алкогольной продукции, производимой и вводимой на таможенную территорию РК, посредством создания единой информационной базы данных о движении алкогольной продукции с доступом к ней компетентных органов. В дальнейшем планируется распространение действия данной системы на осуществление контроля над оборотом табачных изделий. В рамках внедрения информационной системы “Мониторинг предприятий” начата работа с предприятиями республики, осуществляющими деятельность на рынке нефтепродуктов. В настоящее время налогоплательщики предоставляют сведения в электронном виде, посредством Интернета. В рамках подготовительных мероприятий по вступлению Казахстана в ВТО проводится работа по приведению законодательной базы в соответствие с международной практикой применения акцизов. Одним из проблемных моментов для плательщиков акцизов являлось то, что на протяжении ряда лет ставки акцизов утверждались Правительством РК и, соответственно, могли меняться неоднократно, в том числе и в течении года, что вызвало определенные недовольства и нарекания со стороны налогоплательщиков. И для того чтобы максимально способствовать налогоплательщикам в планировании своей предпринимательской деятельности и создании возможности в состоятельном исполнении налоговых обязательств, было принято решение о включении ставок в новый Налоговый кодекс. Кроме того, в целях разработки единой акцизной политики со странами КвразАзЭС и Таможенного союза, а также в связи с проводимой политикой работой по переговорному процессу во вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, принято решение о постепенном выравнивании ставок акцизов на отечественные и импортируемые товары. С целью упрощения налогового администрирования, а так же устранения нареканий со стороны налогоплательщиков в пункт 1 статьи 587 Налогового кодекса внесены изменения в соответствии с которыми, нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, будут ранжироваться с применением единой системы управления рисками. При помощи единой системы СУР распределение налогоплательщиков будет производиться по характеру и размеру нарушения на 3 группы: 1-я группа – налогоплательщики, у которых установлены нарушения с высокой степенью риска – им будут направляться уведомления в соответствии с действующим порядком; 2-я группа налогоплательщики, у которых установлены нарушения со средней степенью риска – им будут направляться извещения о выявленных нарушениях, которые не требуют обязательного реагирования со стороны налогоплательщиков. 3-я группа – налогоплательщики, у которых установлены нарушения с незначительной степенью риска, которым не будут направляться уведомления и извещения. Совершенствование налогового регулирования сегодня очень актуальный вопрос, его качественная роль важна для решения экономических проблем на современном этапе.
С каждым днем вопросы налоговой политики в республике приобретают все более выраженный политический и социальный характер. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, общей направленностью экономической политики, а также конкретными методами налоговой политики, которые зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику.
|