Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование налоговой политики Республики Казахстан.






Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.

На основе проведенного анализа налоговой политики Республики Казахстан, по моему мнению, казахстанское налоговое законодательство имеет явные признаки избыточности администрирования, что нарушает концептуальные подходы к построению налогового законодательства. С этих позиций, во – первых, необходимо сохранение Налогового кодекса в виде законодательного акта прямого действия, что предполагает максимальное сокращение норм отсылочного характера. И ревизии в сторону расширения действия подзаконных актов не могут способствовать реализации данного подхода. Во – вторых. Не менее существенно обеспечение однозначности норм, исключающее возможность их расширительного или двоякого толкования. Серьёзную угрозу в этой ситуации представляет не только нарастание административного пресса на предпринимательскую деятельность, но и возможность на этой основе создания условий для недобросовестной конкуренции.

Характерное явление в реформировании налогового администрирования – перенос функций налоговых органов на хозяйствующие субъекты.

К требованиям постановки на учет по НДС и снятию с учета разработчиками добавлена необходимость получения специального Свидетельства о постановки на этот вид учета. Соответственно вводится отдельный порядок выдачи, замены, аннулирования или приостановления данного документа. Фактически создан своеобразный аналог лицензии.

Введен дополнительный отдельный учет налогоплательщиков, осуществляющих такие виды деятельности, как:

- производство бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;

- оптовая и (или) розничная реализация бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;

- производство этилового спирта и (или) алкогольной продукции;

- оптовая реализация алкогольной продукции;

- производство и (или) оптовая реализация табачных изделий;

- организация, проведение лотереи и реализация лотерейных билетов;

- игорный бизнес;

- услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров для игр, игровых дорожек, карт, бильярдных столов.

Налоговый орган выдает в этих случаях регистрационные карточки учета объектов.

Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.
Пока не преодолены кризисные явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством банковского обслуживания.
Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность. За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов. В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе налоговых инспекторов.
Например, налог на добавленную стоимость. В Республике Казахстан он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).
Во всех развитых странах в понятие добавленной стоимости входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость продукции плюс средняя прибыль.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:

-устойчивость и сбалансированность бюджета;

-формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;

-обеспечение широкомасштабных инвестиций;

-всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Решение этих задач позволит достичь экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан. В межгосударственных двухсторонних экономических связях часто возникает проблема двойного налогообложения, затрагивающая в первую очередь интересы тех физических и юридических лиц, которые получили доходы не только на территории своей страны, но и за рубежом. В мировой практике для смягчения двойного налогообложения налогоплательщику часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое бремя. В частности в США налогоплательщику могут разрешить вычет выплаченных им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать как налоговый кардит. Наряду с этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами США, может быть исключен из американского налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика из налогообложения его страны).

Для Республики Казахстан в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась необходимость привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются двойного налогообложения. Поэтому Республика Казахстан имеет с рядом стран соглашения об избежание (устранения) двойного налогообложения доходов и имущества иностранных инвесторов.
По этим соглашениям иностранные инвесторы освобождаются или платят налоги на доходы, полученные в Республике Казахстан по уменьшенным ставкам.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

 

 

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.
Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем резко начинает снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разорятся, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия, уже не будет платить налогов в полном объеме. В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщика играет важную роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства - как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.
Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила. Налоговая система отдельных стран, в частности Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и более своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. Парадокса в этом нет, поскольку в этих странах государства за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет доходов, оставшихся у него после уплаты всех причитающихся налогов. Так что баланс интересов в данном случае все же сохраняется.
При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьезным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Но вместе с тем, этот показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учитывать этот средний показатель.
Действительно, в любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять на формирование их налогооблагаемой базы и, соответственно, на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и скорость оборота капитала, и различная фондоемкость и наукоемкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Между тем, для каждого конкретного налогоплательщика не суть важно, какова степень налоговой нагрузки на макроуровне. Налоги в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды он платит из собственных доходов, и поэтому для него существуют конкретные показатели, характеризующие уровень налогового бремени. Однако в экономической науке и практике не выработан единый подход к данному показателю. При этом нет ясности в определении как числителя (какие налоги необходимо учитывать), так и знаменателя (что следует понимать под доходом предприятия или организации).
Если при определении макроэкономического показателя налоговой нагрузки проблем в части определения сумм налогов практически не существует (берется вся совокупность поступающих в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов и сборов), то на уровне предприятия такая проблема есть. Вопрос заключается, главным образом, в том, следует ли включать в сумму налогов ту ее часть, которая представляет собой уплачиваемый работниками предприятия налог на доходы физических лиц. Здесь среди ученых и практиков страны нет единой точки зрения.
Представляется более логичным при определении налогового бремени конкретного налогоплательщика все же включать налоги и сборы, уплачиваемые населением. В данном случае предприятие выступает по поручению государства не в роли плательщика налога, а только в роли их сборщика, удерживая эти налоги из доходов своих работников. Изменения условий указанного налогообложения не в какой мере не отражаются на доходах, остающихся в распоряжении предприятия.
Здесь же неизбежно возникает и активно обсуждается вторая часть данной проблемы, относящаяся к косвенным налогам надо ли их учитывать при определении налоговой нагрузки предприятий имея в виду особенность их формирования и уплаты. В этом случае указанная проблема несколько надумана. Деление налогов на прямые и косвенные носит не абсолютный, а относительный характер в той части, которая относится на переложение уплаты косвенных налогов наконечного потребителя. Дело в том, что все налоги в результате уплачивает конечный потребитель.
Вопрос заключается в том, допускают ли спрос и предложение, а также сложившийся уровень цен на продукцию, выпускаемую данным предприятием, возможность переложить дополнительный налог будь то прямой или косвенный, на плечи потребителя. И если такая возможность есть, то любой налогоплательщик ею воспользуется, вне зависимости от того, прямые или косвенные налоги он при этом платит.
При прочих равных условиях возросли доходы предприятий, но налоговая нагрузка на население осталась прежней. И если возрастет ставка налога на доходы или будут отменены льготы по данному прямому налогу, любой товаропроизводитель попытается переложить этот дополнительный налог в цену, что непременно вызовет цепочку роста цен и тяжесть роста налога опять же отразится на конечном потребителе.
Часть налогов, и достаточно значительная (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д.), вносится в бюджет из выручки предприятия, и как мы уже выяснили ранее, фактически уплачивается потребителем продукции, так как представляет собой надбавку к цене предприятия. Объектом некоторых налогов является фонд оплаты труда, и, в конечном итоге, источником уплаты являются издержки предприятия. Это относится, в частности, к единому социальному налогу. Думается, более правильно соотносить сумму уплачиваемых налогов конкретного налогоплательщика с показателем, который был бы всеобщим единым источником для всех налогов. Таким показателем многие ученые и практики считают объем реализованной продукции, работ и услуг, включая выручку от прочей реализации, учитываемую предприятиями при определении результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Отдельные экономисты при расчете налоговой нагрузки конкретного предприятия предполагает брать за основу или добавленную стоимость, или же вновь созданную стоимость.
В течение последних нескольких лет проводилась работа по снижению налоговой нагрузки на экономику и совершенствованию налогового законодательства через введение норм, стимулирующих развитие конкурентоспособных высокотехнологических производств.
В рамках программы борьбы с правонарушениями в сфере экономики в Республике Казахстан предусматривается реализация комплексных задач, направленных на предотвращение и пресечение противоправных проявлений в налогообложении, совершенствование базы для контролирующих и правоохранительных органов, укрепление международного сотрудничества.
В сфере совершенствования нормативно-правовой базы будут инициированы следующие меры:
- совершенствование вопросов банкротства, возврата экспортерам суммы НДС из бюджета с целью добросовестного исполнения налоговых обязательств; совершенствование системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. Предусмотреть в качестве основания для приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика в случае отсутствия его по юридическому адресу по неуважительным причинам или регистрации юридического лица на подставное лицо; установления ответственности должностных лиц банка за несвоевременное предоставление либо сокрытие предусмотренной законодательством информации;
- с учетом международного опыта и правоприменительной практики совершенствование уголовного законодательства Республики Казахстан в части декриминализации отдельных составов присвоения или растраты чужого имущества и усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с банкротством, налогообложением, нецелевым использованием кредитов, производством и реализацией фальсифицированной продукции, опасной для здоровья людей, а также созданием и руководством организованной преступной группой или преступным сообществом в сфере экономики;
- совершенствование административного законодательства в части конкретизации норм в сфере оборота подакцизной продукции, банкротства;
- создание эффективного механизма обмена информацией между уполномоченными правоохранительными органами и соответствующими организациями о регистрируемых предприятиях, о случаях возврата НДС из бюджета с целью предотвращения и пресечения фактов лжепредпринимательства;
- совершенствование механизма оперативного взаимодействия налоговых служб, органов финансового контроля, антимонопольных органов с органами финансовой полиции. В этом механизме следует предусмотреть порядок привлечения финансовой полиции с целью оперативного сопровождения при производстве проверок и ревизий, проводимых контролирующими органами, проведения контролирующими органами проверок и ревизий по постановлению органов финансовой полиции при доследственной проверке на основании необходимых документов;
- совершенствование механизма обмена информацией между судами и уполномоченными органами по вопросам банкротства и исполнительного производства;
- конкретизация понятия дохода от предпринимательской деятельности и порядка проведения проверок по вопросам исчисления доходов от предпринимательской деятельности;
- разработка механизма проверок достоверности деклараций государственных служащих;
- внесение предложений Правительству Республики Казахстан об изменении и дополнении в подзаконные акты Республики Казахстан в части оптимизации правил транспортировки, хранения и реализации конфискованного имущества;
- конкретизация законодательства и усиления взаимодействия государственных органов по вопросам борьбы с нарушениями в сфере лицензионного законодательства.

 

Налоговым кодексом Республики Казахстан предусмотрены определенные прогрессивные меры, направленные на совершенствование системы налогового регулирования деятельности малых предприятий. Наиболее важными из них являются дифференцированный подход к предоставлению льготного режима налогообложения субъектам малого предпринимательства в зависимости от организационно-правовой формы, уровня дохода, а также введение особого режима для сельхозтоваропроизводителей.
Так, отдельным разделом Налогового кодекса Республики Казахстан предусматриваются специальные налоговые режимы, существенно снижающие налоговую нагрузку и упрощающие систему налогообложения, в том числе в отношении субъектов малого бизнеса, крестьянских фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельхозпродукции. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса определяется на основе разовых талонов, патента и упрощенной декларации.

Устойчивое развитие банковского сектора позволяет совершенствовать рынок финансовых услуг и формировать многоуровневую систему финансово-кредитного обеспечения, стимулирующую увеличение активов предприятий малого предпринимательства.
Вместе с тем проведенный анализ выделил ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого предпринимательства.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров.
Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

«Одним из ключевых факторов совершенствования работы налоговых органов является существенное улучшение качества менеджмента. Как вы знаете, руководством страны поставлена задача внедрения лучшего мирового опыта корпоративного управления в государственном аппарате», - заявил председатель комитета.

В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, снижения выплаты теневых зарплат, дальнейших стимулов развития субъектов малого бизнеса, а также обеспечения полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и снижения налоговой задолженности основным направлением совершенствования налогового законодательства является снижение налоговой нагрузки и усиление администрирования сбора налогов.
Одним из приоритетных направлений совершенствования и улучшения качества налогового администрирования является автоматизация процессов налогового администрирования, в том числе: внедрение электронного выставления инкассовых распоряжений на банковские счета налогоплательщиков; повышение качества контрольно-экономической работы (сокращение количества налоговых проверок за счет внедрения электронного камерального контроля, совершенствование методов отбора налогоплательщиков на проведение налоговых проверок, повышение качества налоговых проверок, сокращение количества рейдовых проверок посредством внедрения базы данных налогоплательщиков, систематически нарушающих налоговое законодательство и др.); осуществление контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет посредством использования электронного взаимодействия с уполномоченными органами;
создание базы данных налогоплательщиков «повышенного риска» с целью пресечения регистрации лжепредприятий, взаимодействие с государственными органами по противодействию лжепредпринимательству.
В настоящее время Налоговым комитетом МФ РК проделана работа в рамках «электронного правительства» по совершенствованию налогового администрирования с применением информационных технологий. Уже сегодня налогоплательщикам Казахстана предоставляются следующие информационные и технологические услуги:
1. налогоплательщики имеют возможность представлять всю налоговую отчетность в электронном виде и получать результаты ее приема и обработки в налоговом органе, в том числе:
2. заполнить и отправить электронную налоговую отчетность по всем видам налогов за любой налоговый период, не приходя в налоговый орган. Распечатать любую форму налоговой отчетности, как на обычном листе бумаги, так и на стандартном типографском бланке;
3. получить электронное уведомление о приеме и обработке налоговой отчетности;
получить электронное уведомление об исполнении налогового обязательства, выставленное налоговым органом;
4. получить информацию о состоянии расчета с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности;
«заказать» через Web к определенной дате документ, например, справку об отсутствии или наличии задолженности перед бюджетом, а также получить информацию о готовности к выдаче налоговым органом документа;
5. воспользоваться комплексом информационных услуг с помощью Web-портала для налогоплательщиков www.taxkz.kz, в том числе, информацией налоговых органов обо всех налогоплательщиках Республики Казахстан (плательщиках налога на добавленную стоимость, лжепредприятиях, а также налогоплательщиков «повышенного риска»), а также с помощью Web - режима рассчитать сумму пени;
7. воспользоваться услугой по использованию специального компьютерного оборудования и телекоммуникаций Налогового Комитета МФ РК для формирования и отправки электронной налоговой отчетности через «Терминал» налогоплательщика, установленного во всех налоговых органах;
8. обратиться с жалобой на работу работников налоговых органов с помощью электронной книги жалоб call-e-tax@mgd.kz для налогоплательщиков;
воспользоваться открытыми XML-форматами для возможности интегрирования программного обеспечения предприятия с программным обеспечением Налогового комитета МФ РК;
9. изменить персональные регистрационные данные налогоплательщика и др.

При этом запланировано дальнейшее расширение перечня электронных услуг, предоставляемых налогоплательщикам:
- дистанционное направление налогоплательщикам уведомлений;
- прием заявлений на зачет (возврат) сумм налогов и платежей;
- прием заявлений на обжалование результатов налоговых проверок;
- автоматизированное взаимодействие с органами прокуратуры и финансовой полиции в части регистрации предписаний, передачи материалов налоговых проверок и получение результатов их рассмотрения;
- совершенствование работы Web - сайта и Web - портала Налогового комитета МФ РК;
- разработка информационных материалов (буклеты, памятки, информационные листы) для налогоплательщиков;
Для создания максимально удобных условий для представления налогоплательщиками налоговой отчетности и других документов в налоговых органах функционируют Центры приема и обработки информации.
Кроме того, в работе по совершенствованию налогового законодательства принимают участие члены Экспертного совета Налогового комитета МФ РК по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которого входят представители ассоциаций и общественных объединений предпринимателей.
Следует отметить, что членами Экспертного совета рассмотрены и учтены при внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство предложения по оптимизации форм налоговой отчетности, изменению налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан в целях широкой пропаганды основных положений налогового законодательства постоянно проводится разъяснительная работа по актуальным вопросам налогового законодательства, в частности публикуются статьи в СМИ; организовываются выступления на телевидении, радио, газетах; издается ведомственный журнал «Вестник налоговой службы»; проводятся круглые столы-семинары, «Горячие линии» по телефону; готовятся письменные заключения по запросам налогоплательщиков и др.
Таким образом, основными параметрами улучшения работы должны являться снижение количества налоговых правонарушений путем обеспечения неотвратимости наказания, снижение уровня коррупции в сфере внешнеэкономической деятельности, увеличение реального возмещения ущерба (убытков) государству и количества приговоров по уголовным делам и решений по делам об административных правонарушениях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал