Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Анализ и оценка эффективности проводимой налоговой политики Республики Казахстан на современном этапе.






1. Анализ современного состояния налоговой политики.

 

 

В налоговой политике Республики Казахстан процедура анализа поставленных целей, приемлемости выбираемой модели и ее оценка не нашли должного применения. Это можно объяснить тем, что в реформировании нашей налоговой системы акцент дается на сам процесс как на самодостаточный элемент налоговой политики, а не на конечный результат. Авторы налоговых реформ в основном придают значение совершенствованию отдельных элементов налогового механизма (особенно налоговому законодательству), не учитывая подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политике.

По мнению Ермекбаевой Б.Ж.: процессы совершенствования и реформирования налоговой системы – это непрерывный процесс, связанный с изменением отдельных элементов, реализующийся в контексте изменения тактики налоговой политики. Сколько времени существует налоговая система страны, столько она будет совершенствоваться.

Реформа налоговой системы – это проведение принципиальных преобразований, ограниченное во времени, носящее комплексный характер, с целью проведения налоговой системы в соответствие с новым содержанием государственной налоговой политики. Налоговая реформа для приведения налоговой системы в соответствие с новыми потребностями социально – экономического развития страны и новым курсом налоговой политики. Реформа налоговой системы должна сопровождаться взвешенной и разумной налоговой политикой. В качестве исходных предпосылок определена необходимость:

· Снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики;

· Повышение налоговой нагрузки на добывающий сектор;

· Сочетание качества налогового администрирования и интересов налогоплательщика;

· Пересмотра подходов к предоставлению налоговых льгот отраслевого характера.

В зависимости от выбранного типа модели используется метод налоговой политики. В современной мировой практике, можно выделить следующие методы налоговой политики:

· Регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

· Регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· Регулирование отраслевой нагрузки, перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на других;

· Регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Соотношение поступлений в бюджет за счет прямых и косвенных налогов характеризует перераспределительные возможности налоговой системы. Различные их сочетания по-разному влияют на распределение доходов и могут порождать различные представления о справедливости налогов, даже если суммарный объем налоговых обязательств при этом не изменяется. При построении налоговой системы следует учитывать целый комплекс противоречивых требований. Например, расширение косвенного налогообложения может быть более удобным для государства, поскольку не требует жесткого контроля за доходами граждан и затрудняет уклонение от уплаты налогов. Увеличение ставок косвенных налогов ощущается гражданами опосредованно, в форме повышения цен товаров, а значит и порождает меньшее недовольство в обществе, чем манипулирование прямыми налогами. Однако, оно имеет негативный социальный эффект за счет переложения налоговой нагрузки на менее обеспеченных граждан, снижает прозрачность налоговой системы и затрудняет контроль граждан над действиями государства.

В РК до 30% (в среднем) налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Косвенный налог воздействует на субъект налогообложения, которое в свою очередь, перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плетельщиком (носителем налога).

Косвенные налоги (налоги на потребление) в виду их регрессивности постоянно подвергаются критике со стороны рядовых налогоплательщиков. Однако с точки зрения властей у косвенных налогов есть одно несомненное достоинство -- простота их сбора. Начиная с 1992 г. в Казахстане вводится налог на добавленную стоимость (НДС). Причиной введения НДС являлась, с одной стороны, неспособность оптовых и розничных цен отражать общественно-необходимые затраты труда в условиях происходившего распада СССР, с другой, в условиях свободно складывающихся цен на средства производства и предметы потребления необходимо было найти альтернативный налог налогу с оборота., долгое время служившего наиболее значительным каналом формирования бюджета денежными средствами. С введением НДС был отменен и налог с продаж и введен акцизный налог. Все это связано с процессом активизации реформ, направленных на создание рыночных отношений.

Прямые налоги составляют основную часть поступлений госбюджета Казахстана. К ним относят налог на прибыль (корпоративный подоходный налог с юридических лиц) и налоги с населения. Переход к рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.

Любая налоговая система, как известно, обязана выполнять ряд определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует иметь в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам их достижения.

Перераспределительный эффект прямых налогов также не столь однозначен. Как правило, выравнивание доходов за счет применения прогрессивных налогов в масштабах всего общества весьма незначительно. Во-первых, повышение налогов, взимаемых с богатых людей, ведет к большему сокрытию доходов от налогообложения, снижению экономической активности и, следовательно, сокращению налогооблагаемой базы, в результате чего доходы государства могут не только не увеличиться, но и уменьшиться. Во-вторых, даже если доходы бюджета в результате подобных мероприятий возросли, это не означает одновременный прирост социальных расходов государства, хотя может повлечь за собой сокращение расходов предпринимателей на зарплату и другие социальные цели.

С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции - поступления налога на прибыль и подоходного налога могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).

Следует также отметить, что доминирование тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

Таблица содержит фактические данные всех доходов, поступивших в государственный, республиканский и местный бюджеты за 2013 год.

 

Наименование показателей Государственный бюджет Республиканский бюджет Местный бюджет
Доходы      
налоговые поступления      
неналоговые поступления      
поступления от продажи основного капитала      

 

По данным следующей диаграммы, так же можно увидеть явное преобладание налоговых поступлений.

 

 

 

Необходимо так же отметить, что среди налоговых платежей, явно преобладает сумма внутренних налогов на товары, работу и услуги, что составляет около 40% всех налоговых поступлений.

 

Наименование показателей Государственный бюджет Республиканский бюджет Местный бюджет
Доходы      
налоговые поступления      
неналоговые поступления      
поступления от продажи основного капитала      

 

По содержанию данной таблицы, мы можем рассмотреть количество поступившего дохода, на разных уровнях бюджета.

 

 

Поступление налогов и платежей в Национальный фонд Республики Казахстан в разрезе регионов за 2015 год

  январь февраль Март Апрель
ДОХОДЫ, всего 316 094 102 444 546 778 315 961 996 381 755 136
Акмолинская 4 785 185 8 851 708 4 690 999 7 027 275
Актюбинская 10 847 895 28 023 849 9 071 298 16 506 202
Алматинская 17 445 101 25 011 214 16 180 178 17 800 262
Атырауская 10 986 302 40 221 670 29 495 196 33 759 855
ВКО 2 059 550 11 936 375 6 372 938 16 055 485
Жамбылская 3 475 803 6 689 730 3 783 807 4 277 788
ЗКО 21 571 910 13 421 683 21 350 074 11 625 297
Карагандинская 14 182 570 19 550 413 8 585 502 21 865 784
Кызылординская 4 322 492 10 156 717 3 113 273 4 724 641
Костанайская 6 476 435 9 435 121 5 894 938 8 577 562
Мангистауская 27 482 735 25 976 860 24 278 767 21 390 299
Павлодарская 7 206 575 18 221 693 9 409 348 12 312 565
СКО 4 425 492 6 108 519 4 452 581 4 036 454
ЮКО 14 890 941 18 839 495 14 519 584 17 424 461
г.Алматы 105 865 735 117 005 984 95 198 096 105 355 968
г.Астана 51 734 751 68 054 462 46 054 327 61 691 119
КГД МФ РК 8 334 630 17 041 285 13 511 090 17 324 119
         

 

Поступление налогов и платежей в Национальный фонд Республики Казахстан по видам налогов и платежей за 2015 год  
         
         
  январь январь-февраль январь-март январь-апрель
Налоговые поступления        
Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-организаций нефтяного сектора 77 084 882 162 409 724 248 515 955 280 434 438
Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов, удержив. у источника выпл.орган. нефтяного сектора 2 586 931 2 612 621 2 630 295 2 655 994
Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-нерезидентов, удержив. у источника выпл. орган. нефтяного сектора 17 797 229 18 885 604 20 707 984 21 684 667
Налог на сверхприбыль от организаций нефтяного сектора -907 924 -2 053 261 1 988 328 48 532 987
Бонусы от организаций нефт. сектора 744 383 6 477 581 6 477 581 7 427 035
Налог на добычу полезных ископаемых от организаций нефтяного сектора 150 655 848 194 358 101 194 377 104 191 648 234
Рентный налог на экспорт.сырую нефть, газ.конденсат, от предприятий неф.сектора 59 830 68 210 712 69 860 805 74 479 158
Доля РК по разделу прод. по закл. контр. от организ. нефтяного сектора 121 989 106 634 827 106 994 998 107 111 579
ИТОГО по налоговым поступлениям 248 143 168 557 535 909 651 553 050 733 974 092
Административные штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые центральными госорганами, их территориальными подразделениями, на предприятия нефтяного сектора 473 169 3 226 929 3 709 664 1 996 238
Прочие штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые гос.учрежд., финансир. из респ.бюджета, на предпр. нефтяного сектора(204202) 9 608 12 351 12 351 32 232
Средства, получ.от природопольз.по искам о возмещ.вреда организ.нефт.сект. 3 663 64 956 145 587 158 347
Другие неналоговые поступ.от предпр. нефтяного сектора        
Поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения 89 209 172 378 286 183 473 701
ИТОГО по указанным позициям 248 718 817 561 012 523 655 706 835 736 634 610

 

 

Одним из важнейших элементов этой системы, помимо контроля своевременности, полноты и правильности уплаты налогов, является установление, а точнее сказать, регулирование налоговых ставок. Именно регулирование, потому как опыт экономически развитых стран показывает, что фиксация налоговых ставок на длительном временном интервале ведет к снижению эффективности функционирования экономики.
Налоговым кодексом Казахстана закреплен порядок исчисления и уплаты в государственный бюджет сборов, плат, государственных пошлин. Почти по всем сборам и платам ставки устанавливаются правительством, в отдельных случаях (плата за размещение наружной (визуальной) рекламы, плата за использование особо охраняемых природных территорий, плата за лесные пользования) такое право предоставляется местным представительным или исполнительным органам.
Основным направлением совершенствования налогового законодательства республики является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе Казахстана продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по электронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.

На сегодняшний день, ставки налогообложения Республики Казахстан имеют следующий вид.

По корпоративному подоходному налогу:

 

  КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода 20%  
  КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства 10%  
  КПН, удерживаемый с доходов у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан 15%  
  КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам, определенным статьей 192 Налогового кодекса и указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанным в подпунктах 2) - 6) статьи 194 20%  
  КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам страхования рисков, прироста стоимости, дивидендов, вознаграждений, роялти 15%  
  КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам перестрахования рисков и от оказания услуг по международной перевозке 5%    
  КПН с чистого дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение 15%    
   

 

· Плательщиками КПН являются Юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие общеустановленный порядок, а так же Юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

·

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
  ИПН с доходов физических лиц 10%
  ИПН с доходов физических лиц в виде дивидендов, полученных из источников в РК и за ее пределами 5%

 

 

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
  НДС к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта 12%
  НДС при оборотах по реализации: • на экспорт; • по международным перевозкам; • ГСМ, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки; • на территорию СЭЗ поперечню товаров; • товаров собственного производства в рамках контракта на недропользование 0%

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
  Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами 11%
  Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, за исключением применяющих СНР, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами: - за себя; - за работника     2 МРП* 1 МРП*
  Социальный налог, исчисляемый специализированными организациями, где работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиямпункта 3 статьи 135 Налогового кодекса 4, 5%
  Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами - производителями сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), осуществляющими исключительно деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 147 Налогового кодекса, и применяющими общеустановленный порядок 6, 5%
  Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, применяющими СНР для крестьянских или фермерских хозяйств за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства 20% от 1 МРП*

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
  На основе патента: 1) ИПН - 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения; 2) социальный налог - 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений 2% к объекту налогообложения
  На основе упрощенной декларации: 1) ИПН (КПН) - 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения; 2) социальный налог - 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений 3% к объекту налогообложения

 

 

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
  Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами 1, 5%
  Налог на имущество, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, применяющими СНР на основе упрощенной декларации 0, 5%
  Налог на имущество, исчисляемый: • юридическими лицами, определенными статьей 134 Налогового кодекса, за исключением религиозных объединений; • юридическими лицами, определенными статьей 135 Налогового кодекса; • организациями по деятельности в области библиотечного обслуживания; • государственными предприятиями, осуществляющими функции в области государственной аттестации научных кадров; • юридическими лицами по объектам водохранилищ, гидроузлов и других водохозяйственных сооружений природоохранного назначения, находящимся в государственной собственности и финансируемым за счет средств бюджета; • юридическими лицами по объектам гидромелиоративных сооружений, используемым для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских или фермерских хозяйств; • юридическими лицами по объектам питьевого водоснабжения; • управляющими компаниями СЭЗ - по объектам обложения в течение пяти налоговых периодов, включая налоговый период, в котором возникло налоговое обязательство по соответствующему объекту. 0, 1%
  Налог на имущество, исчисляемый автономными организациями образования 0%

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ
  Социальные отчисления за участников системы ОСС - от объекта исчисления социальных отчислений 5%
Социальные отчисления для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется СНР, - от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5% от МЗП** и не превышая сумму исчисленного социального налога

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ  
  ОПВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов и не превышающего 75-кратный размер МЗП** 10%
ОПВ от ежемесячного дохода судьи за счет бюджетных средств
ОПВ для получателей социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года от дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений
ОПВ в свою пользу для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, а также индивидуальных предпринимателей - от заявляемого дохода, но не менее МЗП** и не выше 75-кратного размера МЗП**
ОПВ для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР, в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства от МЗП** и не выше 75-кратного МЗП**
  ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ
  ОППВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов 5%
         

 

Месячный расчетный показатель на 1 января 2015 года = 1 982 тенге

Минимальная заработная плата на 1 января 2015 года = 21 364 тенге

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал