Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и недостатки налоговой политики Казахстана.






 

В условиях мирового финансового кризиса и в посткризисный период налоговая политика строилась на поддержке отечественных предприятии, либерализации налоговых режимов. С одной стороны казахстанские предприятия получили дополнительный стимул к развитию, но при этом появилось много неконкурентоспособных, зависимых от государства предприятий.

Мы проведем анализ мнений отдельных специалистов по проблеме налоговой политики в сфере налогообложения в Казахстане и путях ее решения, их обобщение и систематизация.

Тема исследования достаточно хорошо освещена в казахстанской экономической литературе. Среди наиболее известных теоретиков в сфере налоговой политики можно назвать Худякова А.И., Сейдахметову Ф.С., Бродского Г.М., Ермекбаеву Б.Ж., Ли В.Д., а так же авторский коллектив Идрисова Э.К. и Ильясова К.К.

Понятие налоговой системы детально описываются в работе Худякова А.И. “Налоги: понятие, элементы, установление, виды”. Этой теме он посвящает целую главу. Анализирую различные определения налога в работах зарубежных авторов, он выводит следующее определение: “Налог – это установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый субъектом налога в определенные сроки и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения”. Понятие налоговой системы употребляемое Худяковым А.И. в своей работе, близко по содержанию к определению налоговой системы, которое дает Сайдахметова Ф.С.

Проект Налоговой политики достаточно активно обсуждался в казахстанском обществе. Особую активность проявили представители исполнительной и законодательной власти, так же представители Высших Учебных Заведений, так в экономическом журнале “Налоги и финансы” опубликованы точки зрения Али Шаукенова, так же в журнале “Финансы Казахстана” опубликована статья Инкербаева Ж.Д. под названием “Основные направления совершенствования современной налоговой политики в условиях индустриально – инновационной стратегии Республики Казахстан”. Так же достаточно объемная информационная база найдена в статьях Л.А.Попп, Г.К.Байжапаровой, Б.Ж.Ермекбаевой, Б.Ж.Акпанбетовой и др.

Касаясь проблемы уклонения от уплаты налогов, нельзя не согласиться с мнением бывшего Мажилиса Парламента РК. М.Оспанова, который писал “Отсутствие серьёзных научно – технических разработок в области налоговых отношений и управлении налогами, слепое копирование западного быта без глубокого анализа его использования в конкретных условиях современного Казахстана привели сегодня к тому, что Налоговый кодекс был пропитан отрицательным отношением налогоплательщику как к заведомому злоумышленнику – потенциальному нарушителю налогового законодательства, и поэтому ориентирует не на сотрудничество с ним, а на превентивное выявление и беспощадное пресечение якобы задуманных им правонарушений”. Данные авторы определяют “виновника” этих явлений и предлагают “борьбу с уклонением от уплаты налогов надо начинать с совершенствования налоговой системы и того законодательства, которое эту систему создает, делая налоги экономически обоснованными и приемлемыми для налогоплательщиков”.

Так же в данной теме задействована диссертация Сыпатаевой Мадины Шаяхметкызы, работа которой обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования налоговой политики государства, составной частью которой является правотворческий процесс. Опыт развитых стран мира в области налогообложения достаточно глубоко представлен в статье Лесбекова Г. “Анализ тенденции развития налоговых систем развитых стран и особенности функционирования основных налогов в Республике Казахстан”. Работа интересна тем, что автор не только описывает налоговые системы других государств, но и рассматривает основные тенденции развития некоторых важных налогов в развитых странах, показывает на основе их анализа множество позитивных функций и некоторые позитивные черты.

Основной вывод, который можно сделать на основании статьи Лесбекова Г., заключается в том, что накопленный зарубежный опыт применения и развития налоговых систем для обеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет большое практическое значение для Казахстана и может быть использован при формировании его бюджетной и налоговой политики.

Характеризуя налоговую систему Казахстана на современном этапе, необходимо отметить, что с момента введения нового Налогового кодекса, сделано достаточно много в области совершенствования налогового законодательства – основного звена налоговой системы. Но даже самый совершенный закон не будет действовать без создания определенных условий для его реализации.

Если развитые государства мира решают проблем регулирования экономики посредством эффективной налоговой политики, то для казахстанской налоговой системы еще актуальны проблемы осуществления фискальной функции, не говоря уже о реализации таких функций, как экономическая и контрольная.

Конечно же, не во всем виновато Правительство Республики. Низкая сознательность населения, правовой нигилизм в области уплаты налогов – вот одна из причин, которая существует объективно и оказывает решающее воздействие на осуществление налоговой политики государства.

Республика Казахстан долгое время находилось в составе социалистического государства, где в условиях государственной собственности налоговая система была не развита, что, в свою очередь, приводило к неразвитости налоговых отношений между государством и обществом, в лице налогоплательщиков.

Формирование гражданского сознания – достаточно сложный и длительный процесс. Чтобы гражданин добросовестно выполнял свои налоговые обязательства перед государством, необходимо с самого раннего возраста привить ему мысль о том, что “налоги – цена цивилизованного общества”. Частично эту задачу можно решить введением курса “Налоги и налогообложение” в программе общеобразовательной школы и на всех ступенях средне – специального и высшего образования. Так, если в средней школе будет разъяснена сущность налога, то при получении средне – специального и высшего образования гражданам можно разъяснять их права и обязанности, особенности уплаты отдельных видов налогов, то есть формировать правовую и налоговую культуру граждан. Вместе с тем не нужно забывать, что теория всегда должна находить подтверждение на практике, особенно когда речь идет об обучении. Недостаточно просто объяснять что “налоги – это цена цивилизованного общества”, нужно доказать, что те условия, которые создает государство – “цивилизованное общество”, действительно стоят требуемой за них “цены” в виде отдельных налогов.

Так в полнее объяснима сознательность граждан США, Франции, Швеции и других стран по уплате налогов: они видят реальные результаты своих действий и готовы добровольно отдать за них часть своих доходов, в то же время, идеальными налоговые системы этих стран не назовешь, есть и там проблемы, требующие разрешения.

Таким образом, государство, наряду с воспитанием граждан страны, должно обеспечить условия для гармоничного развития общества и каждого гражданина в отдельности, и тогда проблема “недоимки” по причине несознательности граждан будет решена. С другой стороны, налоги – острый и социально опасный инструментарий, и им следует пользоваться весьма осторожно и продуманно

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных усилий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития человечества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему нужна определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение его основных функций. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Существующая в Казахстане система налогообложения имеет довольно много недостатков. Основные из них заключаются в следующем:

- около трети всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, носят косвенный характер, то есть объектом налогообложения становятся не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования.

 

- налоговая система недостаточно эффективно стимулирует предпринимательские структуры (особенно малый бизнес), накопление финансового капитала и инвестирование его в основные и оборотные активы;

 

- налоговая система нестабильна как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, так и по методике исчисления сумм налогом, а так же в части сроков и порядка введения налогов в действие.

 

Из этого далеко не полного перечня недочетов налоговой системы видно, что принципы, заложенные в законах, реализуются плохо.

Главными направлениями налоговой политики, как представляется, должны стать создание условий для динамичного развития организаций и отраслей национальной экономики, которые могут обеспечить быстрый оборот финансового капитала, максимальный рост объемов производства и прибыли; расширение сферы малого бизнеса; увеличение благосостояния населения за счет социальной направленности бюджетных расходов; увеличение роли прямых налогов, в частности, налогов на прибыль.

Налоговая система каждого государства отражает его специфические особенности, поэтому в мире нет и не может быть государств с одинаковыми налоговыми системами. Но это не означает, что налоговая система и налоговая политика могут формироваться спонтанно.

Универсальные подходы к построению налоговой системы были заложены еще в классической теории налога.

Базовыми принципами налогообложения, сформулированными еще А.Смитом, являются принципы равномерности, определенности, удобства и дешевизны.

Принцип равномерности – это своего рода условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов соразмерно доходу налогоплательщика. К сожалению, в нашей практике он не всегда соблюдается.

К примеру, метод начислений, то есть метод налогового учета, согласно которому доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки с целью реализации и оприходования имущества, независимо от времени оплаты. При таком методе налогоплательщик обязан заплатить налог не только при отсутствии средств на его уплату, но даже при отсутствии самого объекта налогообложения. Естественно, это приводит к нарушению налогоплательщиком сроков уплаты налога и влечет финансово – правовую ответственность.

Для отдельных видов налогов их сумма исчисляется нарастающим итогом в течении года. Отчасти это обоснованно, но поскольку налоги взимаются ежемесячно, единство моментов получения дохода и взимания с него налога не соблюдается. В результате возможна ситуация, когда при наличии дохода за определенный период времени и его налогообложении за тот же период отсутствие дохода (убыток) в последующем периоде приводит к необходимости возврата уже уплаченного налога.

Такая система не стимулирует эффективность деятельности организаций. В связи с этим равномерность должна обеспечиваться взиманием налогов именно с тех доходов (иных объектов налогообложения), которые получены в конкретный период времени.

Определенность, ровно как удобство, то есть исключение произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов и налогоплательщиков, наличие ясных, недвусмысленных методов взимания и уплаты налогов, является базой для построения любой налоговой системы. Отсутствие таких разграничений между такими, казалось бы, близкими понятиями как объект налогообложения, облагаемый оборот, налоговая база нередко приводит к непониманию законодательной нормы.

Принцип дешевизны в классической теории А.Смита описывается под углом зрения рациональности величины самого налога сообразно потребностям государства. В современных условиях дешевизна налога трактуется как его окупаемость, эффективность затрат на его администрирование. Оптимален тот налог, затраты на сбор которого не превышают сами поступления в бюджет.

При формировании налоговой системы необходимо уточнить и другие принципы налогообложения.

Например принцип справедливости, обеспечивающий равное налогообложение всех налогоплательщиков, означает, что недопустимо установление налоговых каникул для отдельных налогоплательщиков либо повышение ставок налога в зависимости от формы собственности, организационно правовой формы предпринимательской деятельности и иных установленных законом оснований.

Одним из основополагающих принципов является принцип установления налогов законом, принятым законодательным органом в соответствии с конституцией страны и общими принципами налогообложения. Налоговый кодекс должен быть не орудием борьбы с уклонением от уплаты налогов, а нормативным правовым актом, помогающим налогоплательщику правильно платить налоги.

Как мы знаем, налог носит общественный характер. Развитие социума любой общественно – экономической формации связано с необходимостью взимания налогов для обеспечения общественных интересов.

Чтобы стимулировать уплату налогов, необходимо обеспечить налогоплательщикам право свободного доступа к информации о государственных затратах на те или иные нужды. Это будет способствовать воспитанию у населения налоговой культуры.

Налоговая система Казахстана должна стать достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства. По словам Президента Нурсултана Назарбаева, “малый бизнес является одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства”. Поддержка предпринимательства в нашей стране определена как одно из приоритетных направлений развития государства.

Разумеется, налоговая система должна быть стабильной. Постоянные корректировки, вносимые в налоговое законодательство, вызывают недовольство всех субъектов налоговых правоотношений. А наличие проблем бюджетной обеспеченности свидетельствует о том, что действующая налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития страны и уровень общественного сознания.

Задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают его финансовые и имущественные интересы. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками. Некоторые исследователи в области налогообложения считают, и в полнее обоснованно, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказывается на судьбе налоговой реформы.

Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускали неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в ком случае не корректировали и не подменяли.

Для развивающейся страны при проведении налоговой реформы немаловажен и вопрос достижения оптимального баланса фискально – распределительной и стимулирующей функции вводимой налоговой системы. Вот здесь как раз и возникает больше всего сложностей.

Одна из первостепенных – проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения и инвестиций. Между указанными показателями существует прямая зависимость – ведь сбережения со временем становятся источником инвестиций. Стимулирование сбережений, кроме того, ведет к более высокому соотношению капитала и активов, капитала и труда, повышению доходов на душу населения.

Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны служат розничная торговля и общественное питание. В последнее время розничный товарооборот в Казахстане несколько снизился, что объясняется уменьшением платежеспособного спроса населения вследствие финансового кризиса. Вместе с тем, стала улучшаться структура спроса, что выразилось в уменьшении удельного веса продовольственных товаров. Позитивно сказываются и меры, предпринимаемые по борьбе с теневой экономикой в сфере оптовой и розничной торговли.

Объем теневой экономики в этой сфере составляет 21, 3% ВВП, а налоговые поступления в компетенции Налогового кодекса – 21, 7% ВВП. Согласно Стратегии развития налоговой службы РК дополнительные налоговые поступления за счет улучшения налогового администрирования будут составлять около 5%.

Примерно такая же картина, как в торговле, только в меньших масштабах, наблюдается на рынке услуг: снижение платежеспособного спроса сразу после кризиса и постепенное оживление, которому в этой сфере весьма способствует наличие реальной конкуренции. Более трети услуг в настоящее время оказывают населению организации негосударственной формы собственности и более четверти – частные индивидуальные предприниматели.

Серьёзные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на то, что прибыльность организаций несколько увеличилось (о чем безусловно свидетельствуют суммы налоговых поступлений в бюджетную систему страны), взаимная задолженность не снижается. Растут и недоимки перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В следствии низкой расчетной дисциплины не могут в полной мере восстановить свои оборотные фонды, утраченные в период обострения кризиса. По этим же причинам остается чрезвычайно низкой инвестиционная активность.

Отсутствие финансовых ресурсов организаций приводит к увеличению доли бартерных операций, к выплате заработной платы работникам не деньгами, а продукцией. В итоге снижается прибыль, недопоступают в бюджет налоги и прибыль организаций и подоходный налог с физических лиц. Все это приводит к нарушению ритмичного производственного процесса.

Реальное поступление налогов и сборов в бюджет, дополненное неналоговыми источниками доходов, - один их основных критериев уровня социально – экономического развития государства.

Перед страной сейчас стоит задача закрепить и развить позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль здесь принадлежит налоговой система, где должны быть найдены оптимальные пропорции прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, государственных и местных налогов.

В Республике Казахстан проводятся серьёзные реформы в области налогообложения. Принят и действует Налоговый кодекс, реформируется система прямых и косвенных налогов. Налоговая система приобретает комплексный характер, что позитивно воздействует на все стороны жизни общества.

С помощью налоговой системы можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы торговли. Путем определения государственных приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые ставки и налоговые льготы, придавать производству желаемое направление. Налоговое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Необходимость в этом порой возникает для регулирования развития местностей с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к резкому обострению проблем охраны окружающей среды, энерго – и ресурсообеспечения и т.д

В основе ограничивающих мер лежит дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот и лицензирование предпринимательской деятельности. Проблемы экологии и сохранения ландшафта во всех странах обычно решаются через налоги.

Роль налоговой системы в реформировании экономики Казахстана возрастает с введением в действие нового Налогового кодекса, который определяет общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных анлогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций, налоговых органов – всех участников налоговых отношений. Практически речь идет о формировании новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию экономики рыночного типа.

Что касается косвенных налогов, то акциза, как и таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно участвую в регулировании экономики, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а так же обеспечение интересов местных предпринимателей.

Мы ни в коем случае не должны отказываться ни от прямых, ни от косвенных налогов. Но следует помнить, что они являются мощным орудием воздействия на экономические процессы. Поэтому соотношение видов налогов на разных этапах страны должно меняться.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. А это приводит к необходимости по – новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Обеспечение позитивности налогообложения – сложная задача, решение которой зависит от многих объективных и субъективных факторов. Налогообложение является отражением экономической и политической зрелости общества.

Так же известно, что налоговое правоприменение представляет собой одну из разновидностей правореализационной деятельности субъектов налогового права в целом. Особенность ей придает то, что она осуществляется усилиями компетентных государственных органов в использовании ими государственной власти и направлена на обеспечение реализации юридических норм на практике. Ценность налогового правоприменения в том и заключается, что оно призвано организационными действиями уполномоченных государственных органов, обеспечить реализацию права в интересах всех субъектов права.

Таким образом, налоговое правоприменение носит дополнительный и обеспечительный характер по отношению как к правотворческой, так и другим видам правореализационной деятельности. Это особенно важно понимать при постановке перед правоприменительными органами целей и задач налогового правоприменения.

Зачастую на практике цель налогового правоприменения ошибочно приравнивается к цели только реализации и охраны имущественных прав государства, которая тоже имеет место быть, особенно в финансовых правоотношениях. Неформально в правоприменении могут ставиться и другие цели, которые и вовсе отличаются о государственных и законных. Но в таком случае они тщательно скрываются под всякого рода благовидными обоснованиями. Однако в обоих указанных выше случаях при целеполагании налогового правоприменения про права и интересы других участников налоговых правоотношений забывается напрочь. В результате такой изначальной ошибки в неформальной постановки и следовании цели деятельности всех правоприменительных органов начинает сводиться не к объективному применению налогового права, а к реализации прав государства любыми путями и способами и нередко за счет интересов и прав других участников налоговых правоотношений.

В итоге все государственные функции в сфере применения права сводятся усилиями практически всех государственных органов (налоговых органов, финансовой полиции, прокуратуры и судов) только к представительским функциям государства. На практике это приводит к тому, что сначала налоговые органы производят нелепые и необоснованные доначисления налогов, а затем уже прокуратура и суды из чувства государственной солидарности начинают вместе придумывать, как бы эти доначисления обосновать и оставить в силе, несмотря на все законные доводы и аргументы налогоплательщика к их отмене. При этом прокуратура забывает о своей главной функции надзора за законностью деятельности всех участников налоговых правоотношений, а суды в свою очередь, - о своей непосредственной функции осуществления правосудия и защиты и восстановления нарушенных прав. Думы субъектов правоприменения – о главном для них: о защите государственных интересов, которые чаще всего понимаются в налоговом правоприменении утрированно – материально: взыскать с налогоплательщика в доход государства как можно больше налоговых доначислений, возместить государству, так сказать, материальный ущерб от неуплаты налогов, обеспечить любыми путями его финансовое благополучие.

Налоговое правоприменение не может быть самодовлеющим и вымещающим собой обеспечиваемые им виды деятельности, а тем более диктующим им свои цели и задачи.

Налоговое правоприменение всегда должно носить подзаконный характер. Законность по – прежнему остаётся основным и главным требованием к налоговому правоприменению. Субъекты налогового правоприменения должны подчиняться в своей деятельности, прежде всего, конституции, законам и соответствующим им подзаконным нормативным правовым актам правоприменения вышестоящих органов и должностных лиц.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал