Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая политика: цели модели и методы.






Разрабатывая и реализуя налоговую политику, государство определяет цель налоговой политики, которая непосредственно влияет на выбор ее форм и методов. Из международной практики можно выделить следующие группы целей налоговой политики: фискальные, экономические, социальные, экологические и международные. Перераспределяя часть создаваемого национального продукта т формируя доходную базу государственного бюджета, фискальные цели налоговой политики всегда являются первостепенными. Это можно объяснить тем, то фискальная функция налогов является основой в налогообложении. Другие цели носят второстепенный характер, ввиду того, что они являются основными в соответствующей политике государства: экономической, экологической, международной. На конкретном этапе развития государства исходя из уели выбирается конкретная модель налоговой политики. В мировой практике в современный период сложились следующие три ее модели:

· Политика максимальных налогов;

· Политика экономического развития;

· Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов характеризуется следующими признаками: максимальная налоговая нагрузка, максимальные государственные инвестиции в экономику, максимальные социальные расходы. характеризующая принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготованы “налоговые ловушки”, когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Политика экономического развития предусматривает минимальную налоговую нагрузку, средние государственные инвестиции в экономику и минимальные социальные расходы, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

При политике разумных налогов практикуется достаточно сбалансированный уровень налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять рост экономики; при этом сохраняется значимый объем социальных расходов. Такая модель используется в основном высокоразвитыми странами США, Великобритания, Канада и др.), уже достигшими пределов экономического роста.

Выбор наиболее приемлемой национальной модели налоговой политики по своей сути – вопрос системный. Не менее существенным является обеспечение компромисса между эффективности налоговой политики и справедливостью распределения налогового бремени на основе разумного сочетания международного опыта и национальных особенностей экономического развития. Построение модели эффективной налоговой политики требует действия общих закономерностей предполагающих, что универсальный налог на потребление не оказывает влияние на выбор между настоящим и будущим потреблением, а налоги на доходы от капиталов замедляют инвестиционный процесс.

В отношении налогов на факторы производства (труд, земля и капитал) существует несколько зависимостей. Во – первых налог на каждый из факторов требует повышение общей нормы прибыли производства,, одновременно, сокращает их предложение и понижает чистую норму прибыли. Поэтому решающее влияние эти налоги оказывают на доходы, а не на расходы хозяйствующих субъектов.

В процессе государственного регулирования экономики страны используются определенные финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике государства.

В связи с этим необходимо отметить, что налоговую политику государства можно определить как систему актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Несмотря на экономические, политические, национальные и иные различия, налоговая политика любого государства определяется в первую очередь тем, что государство само выступает в качестве активного участника процесса общественного регулирования.

Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с помощью этих механизмов, одним из которых являются налоги, регулировать экономические процессы.

Для процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику и выбранной моделью экономического развития. Существуют три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

Первая из них – “либеральная” модель. Наиболее последовательно либеральная стратегия развития национальной экономики реализует правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объём налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

Вторая модель – “планово – административная экономика”. Ее важнейшая черта – высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, поскольку государство не решало вопрос распределения прибыли предприятия между собой, с одной стороны, и собственниками (акционерами) предприятия, управляющими (высшними менеджерами) и работниками предприятия – с другой. Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той ее индивидуально установленной для каждого предприятия части, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.

Третья модель – это условно называемая модель “стратегии ускоренного развития”. Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющий наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпорацией на физических лиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах модели “ускоренного экономического развития” достаточно высока.

Все эти три модели сходны в одном – даже в странах, экономическая политика которых исповедует либерализм, существует государственное регулировании экономики и налоговая политика как его составная часть. Государственное регулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

- обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономики;

- обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства:

- обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства;

- оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;

- сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные типы налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит так же от форм и методов экономической политики государства.

Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во – первых у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресрусов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы рост производства во всех отраслях.

Во – вторых, широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, пришедшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй – налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

В – третьих, массовый характер приобрела так называемая “теневая экономика”, уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 процентов (по официальным данным Госкомстата) до процентов (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и “работали” на экономику других стран.

Исходя из мнения Бекболсыновой А., то для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты (Бекболсынова А. “Налоги и налогообложение”):

1. Четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

2. Ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижение наиболее важных из них;

3. Проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

4. Оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

5. Анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

6. Анализ исходных условий;

7. Корректировка политики с учетом национальной специфики момента времени.

 

Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

1. Соотношение прямых и косвенных налогов;

2. Применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

3. Дискретность или непрерывность налогообложения;

4. Широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

5. Использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

6. Степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

7. Методы формирования налоговой базы.

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применения тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

 

Методы осуществления налоговой политики зависит от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

 

Цели налоговой политики не являются чем – то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально – политических сил в обществе. В современных словиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей.

1. Участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а так же в общественном воспроизводстве;

2. Обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а так же для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

3. Обеспечение государственной политики регулирования доходов;

Задачи налоговой политики сводятся к:

- обеспечению государства необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своих функций и задач,

- созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом,

- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. От того на сколько правильно проводится налоговая политика, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций, так же финансируются расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов между людьми.

 

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Проведение налоговой политики регулирования доходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректирую установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются так же налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть представлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно – технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название “налоговых каникул”

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется перенос убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям, новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное обслуживание прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные формы создания налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат.

Проведения активной налоговой политики способствует так же то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует отнести полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, перенос убытков, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности, или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

В настоящее время управление налогами следует рассматривать в двух аспектах: государственное управление налогами и налоговый менеджмент хозяйствующих субъектов. Управленческие задачи, поставленные перед каждым из них, прямо противоположны друг другу. Например перед управленческим персоналом государственных служб ставится задача принятия таких управленческих решений, которые позволяли бы более полно мобилизовать налоговые поступление в бюджет, в соответствии с принятым налоговым законодательством, и задача, стоящая перед налоговым менеджментом предприятий, заключается в том, чтобы добиться уменьшения налоговых платежей в бюджет и защиты своих интересов согласно законодательным условиям республики.

В связи с этим сформулированные еще в 50-х годах прошлого века Анри Файолем 14 универсальных принципов управления остаются актуальными и в настоящее время как для работников налоговой службы, так и для финансовых менеджеров фирм (предприятий).

Принципы Файоля сводятся к следующему:

- разделение труда (специализация работников по выполнению отдельных видов деятельности, что повышает качество работы);

- дисциплина;

- единоналичие;

- единство направления;

- подчиненность личных интересов общим;

- вознаграждение персонала;

- централизация труда в необходимых границах;

- скалярная цепь;

- порядок;

- справедливость;

- стабильность рабочего места для персонала;

- инициатива;

- корпоративный цех.

Главный вопрос мобилизации налоговых поступлений должен быть решен налоговыми органами путем использования технологии принятия управленческого решения, основанной на следующих требованиях: научной обоснованности, правомерности, соответствия, компетентности, результативности и контроля. Всё это является синтезом теории налогообложения и практики действующих способов управления налогами.

Схема принятия управленческих решений показана в соответствии с рисунком

 

 

Рисунок 1.

 

                                               
   
Правомерность
 
   
 
Научная обоснованность
   
Эффективность
 
   
 
 
       
 
 
   
       
 
   
Соответствие
       
Комплексность
 
     
 
 
   
Контроль

 


В нашей стране налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.

В урыночных условиях, как отметила Г.Д.Карагусова (Карагусова Г.Д. Налоги: Сущность и практика использования. Алматы Каржы – Каражат, 1994, 45 с.), налоги могут собираться практически везде и со всего, а именно:

- на рынке товаров или факторов производства;

- с продавцов и покупателей;

- с домашних хозяйств и компаний;

- с источника дохода и со статьи расхода.

Государство широко использует налоговую политику для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, но главной целью налоговой политики государства с рыночной экономикой является обеспечение достаточными финансовыми ресурсами доходной части бюджета государства. Главным субъектом налоговой политики является государство, а основанием налоговой политики являются отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства. Каждый налог в системе финансово – правовых отношений выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику, которые в целом представляют собой систему налоговых отношений.

Так же налоговая политика является важнейшим экономическим регулятором, основой финансово – кредитного механизма государственного регулирования экономики. С помощью налоговой политики, государство оказывает оздоровительные воздействия на негативные явления рынка.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно - правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Внутреннюю структуру налогового механизма можно выразить схемой, приведенной в приложении.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположных начала:

- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства

- стихийно - рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

Одним из основных показателей, характеризующих уровень изъятия средств налогоплательщика в бюджет, является коэффициент налоговой нагрузки (КНН), рассчитываемый путем отношения уплаченных им налогов к объему реализации (при этом в объеме реализации не должны присутствовать косвенные налоги). Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно – технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название “налоговых каникул”.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется перенос убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям, новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное обслуживание прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные формы создания налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат.

Правильный выбор налоговой политики того или иного правительства, определяется правильным выбором объектов налогообложения как по применяемым налоговым режимам, так и по размерам налоговых платежей.

Сегодня, налоговая система Казахстана стала более эффективной и приближенной к международным стандартам. Пройдя качественную реорганизацию, налоговая политика, стабилизировала условия налогообложения. Все эти изменения в целом оказали положительное влияние на поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет страны.

Для увеличения поступлений налогов и других платежей в бюджет необходимо устанавливать такой предел налоговых изъятий, который будет учитывать как интересы государства, так и налогоплательщика. Для этого необходимо более детально анализировать влияние налогов на эффективность или рентабельность предприятия. Данная цель достигается через осуществление мониторинга крупных налогоплательщиков, когда путем изучения факторов, влияющих на финансовое положение предприятий, выявляются факторы, определяющие величину налоговых поступлений.

Рассматривая налоговую нагрузку, нужно отметить два принципиальных момента, влияющих на налоговую нагрузку: это все виды налогов на заработную плату и НДС. Характерно, что снижение ставок налогов на заработную плату существенным образом снизит налоговую нагрузку на все категории предприятий. Таким образом, в условиях формирования оптимальной налоговой системы стратегическим направлением является максимальное достижение баланса интересов государства и налогоплательщика. Обеспечение доходной части бюджета, при этом избегая высокого налогового давления на субъектов, видится в проведении политики развития и повышения эффективности производства. И один из подобных путей - это проводимая государством амортизационная политика.

Кодексом достигнуто главное - это выравнивание налоговой нагрузки по различным отраслям народного хозяйства. Так как в сфере торговли и услуг сегодня низкая доля материальных затрат и использования основных средств, то наибольшая нагрузка приходится именно на эту сферу экономики. То же самое с социальной сферой - большие коммунальные затраты, здания, участки земли, количество персонала. Налоговым кодексом достигнута задача обеспечения нормального режима воспроизводства и подъема отдельных секторов, и в первую очередь - сельского хозяйства, малого бизнеса, социальной сферы.

Важное значение в налоговой политики Казахстана играет система налоговых стимулов, являющихся основными рычагами воздействия государства на производство через поощрение – за хорошие показатели работы и применение санкций – за нарушения. Различного рода стимулы, которые выражают содержание налогового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции, работ, услуг. При сокрытии же доходов или их уплате с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал