Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия 1.






Тема: «Органы речи».

Оборудование: органы речи в разрезе (графическое изображение или муляж).

план

1) Сравнение неречевых и речевых звуков.

2) Знакомство со строением речевого аппарата.

3) Наблюдение за его деятельностью.

4) Закрепление темы (тренировка детей).

Ход занятия

Логопед. Человека постоянно окружает множество шу­мов и звуков. Прислушайтесь: шум улицы, постукивание указки, шум разрываемой бумаги, шорох бумаги и т. п. (дети могут продолжить перечисление) и для сравнения: а-а-а, ш-ш-ш. Это звуки разного происхождения, разного каче­ства. Одни звуки исходят от действий с различными предме­тами, а другие мы издаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы. Речь необходима людям, чтобы общаться в труде, в быту, чтобы усваивать но­вые знания, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. (А кто передает вам свои знания и опыт?) - (Так, учителя и родители передают вам свои знания и опыт.) Представьте на минуту, что вы по какой-то причине не можете говорить и вы поймете всю трудность своего положения.

Что же это за органы, которые создают речь?

Попробуйте сами назвать их. (Ответы учащихся.)

Логопед дополняет и систематизирует эти сведения.

- Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается, она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания (рассматривают изображения речевого аппарата в разрезе), повторяют названия органов артикуляции. Отмечают, что в образовании звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы идаже полость носа. Попробуйте произнести звуки н, м, зажав нос, — не получится.

— Органы дыхания служат одновременно и органами речи (Легкие, бронхи.)

— Теперь приблизьте тыльную сторону кисти руки к губам и произнесите любой звук, например звук: о-о-о или ш-ш-ш. Вы ощутите воздух, который выдыхают легкие. По пути движения, в гортани, вы­дыхаемая воздушная струя заставляет дрожать две натянутые «струны» —голосовые связки, если они сомкнуты - здесь рождается голос. (Проверяют вибрацию голосовых складок, прикладывая легко пальцы к своей гортани. (Для лучшего запоминания сравнить со струнами гитары: в покое струны молчат, а колеблясь (дрожа) – издают звук.)

Предположим, что все перечисленные органы действуют хорошо. Но говорить надо не случайный набор звуков или слов, а разум­ные речи. Вспомните пословицу: «Сначала подумай, а потом говори»—или другую: «Говори с умом». Значит, руководит органами речи наш мозг.

Итак, назовем все органы, которые принимают участие в речи: органы дыхания, голосовой отдел речевого аппарата, органы артикуляции, и так не забудем указать, что для нормального развития речи необходим человеку слух, т.к. нельзя научиться речи, не слыша.

Продолжается работа по схеме «Строение речевого аппарата». (Повторный показ по таблице.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал