Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект занятия 2.
Тема: «Образование звуков». План занятия 1) Беседа по домашнему заданию (строение речевого аппарата). 2) Повторение предыдущей темы. 3) Наблюдение за работой органов речи: а) образование гласных первого ряда; б) образование согласных (на сохранных звуках). 4) Выведение таблицы (или заполнение таблицы). Ход занятия Логопед. Как автомобиль работает на горючем, так вся наша речь, все звуки строятся на выдохе. От того, встречает ли выдыхаемая воздушная струя на своем пути преграды, зависит, какие звуки образуются (произносятся) — гласные или согласные. Преграда создается преднамеренно – различными изменениями положения языка, губ и других органов – поэтому так много звуков в нашем языке. Гласные звуки (а, о, э, у, ы, и) произносятся без преград для выдыхаемой струи воздуха. Различия этих гласных объясняются, в основном, разной степенью раскрывания рта и изменением положение губ. Самый широкий звук – а (раствор рта между верхними и нижними резцами могут войти два пальца, поставленные на ребро).Губы свободны, не напряжены и не округлены. (Дети по показу и словесной инструкции воспроизводят гласный а – с голосом и беззвучно, наблюдая артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал). Если мы на звуке а сузим наполовину раствор рта (до одного пальца) и округлим губы, то получим звук о. Усвоив артикуляцию гласного о, продолжаем превращения гласных: при растворе рта на один палец, не меняя положения нижней челюсти, растягиваем губы в стороны (протяжно произносимый гласный о превратился в э. По аналогии образуем звук ы-ы-ы, затем медленно вытягиваем губы в трубочку - услышим звук у-у-у.. Если оставим челюсти в том же положении, а губы растянем в улыбку, получим звук и и т.д. Дети упражняются в такой «трансформации гласных». (Протяжно произносим а-а-а-а-а и одновременно наполовину (до одного пальца между резцами) сокращаем раствор рта и округляем губы – отчетливо слышим превращение а – в о.) (Дети упражняются в усвоении гласных артикулем. Дозировка материала для одного занятия зависит от возможностей артикуляционной моторики детей конкретной группы.) Таким образом, дети осваивают артикуляцию гласных 1-го ряда, наблюдая за отсутствием преграды в ротовой полости для выдыхаемой воздушной струи и за работой голосовых связок (они дрожат, следовательно, работают — издают голос). Итак, гласные звуки образуются голосом. Не случайно они называются гласными, т.е. голосными (состоят из чистого голоса, без примеси шума). А теперь пронаблюдайте следующее. Я хочу разрезать ножом лист бумаги пополам, иначе говоря, нож встречает на своем пути преграду. Если нож бездействует — тишина. Если нож разрывает преграду — шум. Сравните с образованием согласных звуков. Если выдыхаемый воздух встречает преграду и разрывает ее — получаем шум. Но это шум, создаваемый органами речи, а потому это звук речи. Понаблюдаем за образованием звука к. Если просто сомкнуть губы и не разрушать этой преграды, то выдох пойдет через нос. Преграду мы не разрушаем — шума нет, нет звука. При разрушении преграды образуется звук: п, п, п (голосовые связки не дрожат, голоса нет, только шум). Если к глухому п дадим голос — получим звук б. (Проверьте работу голосовых связок на звуке б —они дрожат.) Следовательно, звук б образуется из шума, как и при звуке п, плюс голос. Это звонкий согласный звук (проверить рукой вибрацию голосовых складок). Все три варианта образования звуков (голосом, шумом, голосом и шумом одновременно) указаны в таблице (см. ниже). В дальнейшем дети под руководством логопеда постепенно заполняют эту таблицу (расставляя карточки с буквами в соответствующие рубрики), основываясь на наблюдениях и собственных ощущениях. Итак, запишем в таблицу все три способа образования звуков.
|