Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кл..кву.
Задание. В данных текстах указать согласные, мягкость которых передается на письме следующей за ними гласной. У Пети утята, у Димы котята. Лиза и Катя пошли в лес. Там грибы. Дети рады.Они принесут домой грибы. Таня носит воду. Ведра полные. Трудно Тане нести ведра. Идет мимо Рая. Подруги вместе несут воду. Стояли морозы. Дед Глеб ехал в лес. Утром выпал глубокий снег. Дед слез с саней. Воз дров был тяжелый. Он увяз в снегу. Деду помог сын. Задание. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами. а – я Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т кашу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду. а – е Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з. у – ю Отец послал Пет- на почт-. Л-ся л-бит л-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школ- Л-шу. Н-жно полить вишн-. Второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы Ь) Задание. а) Прочитать слова, данные на доске (даются слова во множественном числе). Записать эти слова в единственном числе. Как переедать на письме мягкость последнего согласного в слове единственного числа? Образец: печати—печать. карусели - кровати - метели - соболя - журавли - корабли - кони - степи - лоси - голуби - двери - гуси - б) Подчеркнуть цветным мелком согласные, мягкость которых на письме передается посредством гласныхвторого ряда (в первой колонке). Подчеркнуть другим мелком мягкие согласные в концеслов во второй колонке. Объяснить, как обозначается их мягкость на письме. Задание. Записать под диктовку слова парами. Степи — степь, кости — кость, мысли — мысль, мази — мазь, грязи — грязь, ветви — ветвь, лошади — лошадь, двери — дверь, окуни — окунь, сети — сеть, олени — олень, постели — постель, трости — трость, автомобили — автомобиль, площади — площадь, журавли — журавль. Задание. Прочитать (прослушать) стихотворение. БУКВА МЯГКИЙ ЗНАК Мягкий знак — хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, Чтоб на мель не село судно. Мягкий знак перечеркнуть— И свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела. Е. Измайлов. Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях. Задание. Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними словосочетания: стал – сталь кон – конь плакат – плакать был – быль вес – весь цел – цель кров – кровь мыл – мыль лез – лезь Задание. В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь. конь – коньки огонь – огоньки пень – пеньки день – деньки окунь – окуньки зверь – зверьки Задание. Записать слова парами, изменяя их по образцу: встань – встаньте сядь - верь - надень - кинь - вынь - Задание. Прочитайте текст упражнения. Сравните по смыслу и по звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается на письме различие в произношении этих слов? Образец: угол — уголь. Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Сегодня выступает наш хор. Хорь — хищный зверек. Олег ел яблоко. На опушке красивая ель. Мой брат не разрешает брать его книги. Уголь свалили в угол. Лодка села на мель. Убери на место мел. Задание. Устный словарный диктант. Логопед называет ряд слов. Если в слове есть мягкий знак, учащиеся поднимают карточку с этой буквой. Мать, бежит, сталь, стоит, кричит, кричать, лошадь, медведь, любит, лез, цель, гусь, олень, жар, пень, жарь, сокол, лось, голубь, смотрит, смотреть, день, очень, берёт, осень, вагон, шагал, сын, степь, сталь, стал. Задание. Прослушать отрывок из стихотворения. Бабка баньку затопила, Мягкий знак позвать забыла. Тут же банька банкой стала — Вот как бабка сплоховала. Задание. Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании. банька — банка; полька — полка; галька — галка. Бабка баньку затопила, мягкий знак позвать забыла. Тут же банька банкой стала – вот как бабка сплоховала! Е. Измайлов Задание. Тексты для комментированного письма или графического диктанта: Вчера был дождь. Таня ходила без пальто. Теперь она больна. Ей больно глотать. В пузырьке горькие капли. Мама даёт их больной дочке. У Жени корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить лекарство. Женя лёг в постель. Теперь весь день мать около больного сына. Мыла Ольга в тазу руки. Сильно мылила пальцы. Стало много пузырьков пены. Надулся большой мыльный пузырь. Дунула Ольга на пузырь. Он лопнул. Долго Ольга пускала пузыри. Весь пол мыльной водой залила. Задание. Списать, вставляя подходящие по смыслу слова. Гусь... утки. Муха... жука. Ручей... реки. Нитка... веревки. Волос... нитки. Слова для справок: больше, меньше, мельче, тоньше. Задание. Записать под диктовку. У пенька опять пять опят. Подчеркнуть мягкие согласные.
|