Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кл..кву.






Задание. В данных текстах указать согласные, мягкость которых пере­дается на письме следующей за ними гласной.

У Пети утята, у Димы котята.

Лиза и Катя пошли в лес. Там грибы. Дети рады.Они при­несут домой грибы.

Таня носит воду. Ведра полные. Трудно Тане нести ведра. Идет мимо Рая. Подруги вместе несут воду.

Стояли морозы. Дед Глеб ехал в лес. Утром выпал глубокий снег. Дед слез с саней. Воз дров был тяжелый. Он увяз в снегу. Деду помог сын.

Задание. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами.

а – я

Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т кашу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду.

а – е

Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з.

у – ю

Отец послал Пет- на почт-. Л-ся л-бит л-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школ- Л-шу. Н-жно полить вишн-.

Второй способ обозначения мягкости согласных на письме

(посредством буквы Ь)

Задание. а) Прочитать слова, данные на доске (даются слова во множественном числе). Записать эти слова в единственном числе. Как пере­едать на письме мягкость последнего согласного в слове единственного числа?

Образец: печати—печать.

карусели - кровати - метели -

соболя - журавли - корабли -

кони - степи - лоси -

голуби - двери - гуси -

б) Подчеркнуть цветным мелком согласные, мягкость которых на письме передается посредством гласныхвторого ряда (в первой колонке). Подчеркнуть другим мелком мягкие согласные в концеслов во второй колонке. Объяснить, как обозначается их мягкость на письме.

Задание. Записать под диктовку слова парами.

Степи — степь, кости — кость, мысли — мысль, мази — мазь, грязи — грязь, ветви — ветвь, лошади — лошадь, две­ри — дверь, окуни — окунь, сети — сеть, олени — олень, посте­ли — постель, трости — трость, автомобили — автомобиль, пло­щади — площадь, журавли — журавль.

Задание. Прочитать (прослушать) стихотворение.

БУКВА МЯГКИЙ ЗНАК

Мягкий знак — хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть—

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела. Е. Измайлов.

Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.

Задание. Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними словосочетания:

стал – сталь кон – конь плакат – плакать

был – быль вес – весь цел – цель

кров – кровь мыл – мыль лез – лезь

Задание. В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь.

конь – коньки огонь – огоньки

пень – пеньки день – деньки

окунь – окуньки зверь – зверьки

Задание. Записать слова парами, изменяя их по образцу:

встань – встаньте сядь - верь -

надень - кинь - вынь -

Задание. Прочитайте текст упражнения. Сравните по смыслу и по звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается на письме различие в произношении этих слов?

Образец: угол — уголь.

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Сегодня высту­пает наш хор. Хорь — хищный зверек. Олег ел яблоко. На опушке красивая ель. Мой брат не разрешает брать его книги. Уголь свалили в угол. Лодка села на мель. Убери на место мел.

Задание. Устный словарный диктант.

Логопед называет ряд слов. Если в слове есть мягкий знак, учащиеся поднимают карточку с этой буквой.

Мать, бежит, сталь, стоит, кричит, кричать, лошадь, мед­ведь, любит, лез, цель, гусь, олень, жар, пень, жарь, сокол, лось, голубь, смотрит, смотреть, день, очень, берёт, осень, ва­гон, шагал, сын, степь, сталь, стал.

Задание. Прослушать отрывок из стихотворения.

Бабка баньку затопила,

Мягкий знак позвать забыла.

Тут же банька банкой стала —

Вот как бабка сплоховала.

Задание. Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании.

банька — банка; полька — полка; галька — галка.

Бабка баньку затопила,

мягкий знак позвать забыла.

Тут же банька банкой стала –

вот как бабка сплоховала! Е. Измайлов

Задание. Тексты для комментированного письма или графического диктанта:

Вчера был дождь. Таня ходила без пальто. Теперь она больна. Ей больно глотать. В пузырьке горькие капли. Мама даёт их больной дочке.

У Жени корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить лекарство. Женя лёг в постель. Теперь весь день мать около больного сына.

Мыла Ольга в тазу руки. Сильно мылила пальцы. Стало много пузырьков пены. Надулся большой мыльный пузырь. Дунула Ольга на пузырь. Он лопнул. Долго Ольга пускала пу­зыри. Весь пол мыльной водой залила.

Задание. Списать, вставляя подходящие по смыслу слова.

Гусь... утки. Муха... жука. Ручей... реки. Нитка... ве­ревки. Волос... нитки.

Слова для справок: больше, меньше, мельче, тоньше.

Задание. Записать под диктовку.

У пенька опять пять опят.

Подчеркнуть мягкие согласные.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал