Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО
Гласные Ё — Ю (О - У) Эти согласные смешиваются по акустико-артикуляционному сходству. Для облегчения их дифференциации надо выделить простые гласные звуки, лежащие в основе этих сложных гласных. Дети знакомятся с таблицей. Проверяют ее протяжным произнесением гласных и записывают в тетрадь. Я – ЙА Е – ЙЭ Ё – ЙО Ю - ЙУ Внимательное рассмотрение артикуляции гласных о и у. Сравнение их по степени раскрытия рта и сужения губ.
1. Рассмотреть табличку: ё=йо | ю=йу Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком и сужения губ) у (ю) — «узкий» звук, подбородок не опускается, о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается подбородок). 2. Прочитать, затем записать под диктовку слоги: а) от — ут ну — но ум - ом ро — ру ус - ос гу — го ох - ух то — ту б) ёт - ют юм — ём юн — ён ёс - юс мё — мю тю - тё рю – рё лё — лю 3. Дифференциация гласных о — у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв): сор, сук, пух, сох, сок, сух, спорт, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск. 4. Сопоставить по смыслу и звучанию слова: гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок ход - худ трос - трус стол - стул струйка - стройка 5. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву): ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий, водоём. 6. Сопоставить по значению и звучанию слова: клюв — клёв плюс — плёс 7. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов. Образец: Я даю - он даёт Мы даём - они дают Я пою -... Мы поём -... Я шью - … Мы шьём - … 8. Изменить слова по образцу. Гласные ё и ю подчеркнуть цветными карандашами. Образец: я да ю – мы да ё м; он да ё т – они да ю т. я пою – мы … он поёт – они … я полью – мы … он польёт – они … я шью – мы … он шьёт – они … я вью – мы … он вьёт – они … я бью – мы … он бьёт – они … я клюю – мы … он клюёт – они … 9. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок: Подай... полотенце и... расчёску (мою, моё). Возьми... мыло и... щётку (своё, свою). Погладь... платье и... кофту (твою, моё). 10. Составить предложения с данными словами и словосочетаниями. Подчеркнуть буквы ё, ю: на земл ю, над земл ё й; вс ё поле, вс ю речку; вс ё море, вс ю земл ю; вс ю дорогу, вс ё время; вс ю сметану, вс ё масло. 11. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку: Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в тёмный трюм. Солнце льёт лучи на землю. Осенью льют дожди. Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём спелую клюкву.
|