![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Согласные б — п
ВИДЫ РАБОТ 1) Выделение звонкого согласного из слова (по предметной картинке в начальной позиции). 2) Выделение глухого согласного. 3) Сравнение звонкого согласного б и глухого п по артикуляции: сходство и различие. 4) Сопоставление звуков с их графическим изображением. 5) Дифференциация в слогах. па — ба апа — аба пя — бя апя — абя по — бо апо — або пе — бе апе — абе пу — бу апу — абу пю — бю апю — абю пы — бы апы — абы пи — би апи — аби пэ—бэ апэ—абэ пё—бё апё—абё 6) Работа с парными картинками. Анализ слов-паронимов по смыслу и звучанию. Составление предложений с ними. Бочка — почка, башня — пашня, балка — палка, забор — запор. 7) Вписать пропущенные буквы п и б. Включить оба слова, составленные детьми, в предложения (устно). б -ыль, …ой, …ил, за…ирать. п 8) Дифференциация п — б в словах устно. (Логопед называет слова, содержащие различаемые звуки. Учащиеся поднимают соответствующую букву.) Слабый, помощь, сапоги, баловник, брошюра, плакат, пуговица, бумага, платок, будильник, особый, забота, посуда, грибной, разбудил, ступени, колобок, рябина, справка, дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук. 9) Запись слогов под диктовку. ба — па — ба аба — апа по — бо — по абэ — апэ бу — пу — бу апо — або — апо и т. п. 10) Запись слов под диктовку (в две колонки под соответствующими буквами). Палка, рыба, пакет, собака, боты, плыву, пепел, бант, пастух, буква, тополь, топать, букет, забор, дупло, лопата, грибок, болото, слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пальто, сапоги, трубы, капли. 11) Выборочно записать из ряда диктуемых слов слова только с данным звуком: а) со звуком б: правый, бужу, работа, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач; б) со звуком п: свобода, плотник, борода, пшено, брюки, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь. 12) Разложить картинки на две группы (по наличию различаемых согласных звуков). 13) а) Определить место звонкого звука в названиях картинок первого ряда (поднять соответствующую цифру). б) Определить место глухого звука в названиях картинок второго ряда. 14) Расставить эти же картинки вперемежку, записать их лишь одной буквой — п или б, присутствующей в слове. Например, ряд картинок: банан, обезьяна, сапоги, лебеди, лопата и т.д. Записать в тетрадь: б; б; п; б; п и т.д. 15) Проверка записанного ряда. 16) Собрать все картинки. Восстановить порядок чередования картинок заново, с опорой на запись, например: лебеди, банан, лопата, обезьяна, сапоги. (Задания пунктов 12-16 должны проводиться и на материале дифференциации остальных пар согласных звуков, что дополнительно не оговаривается.) 17) Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки п или б в четкой позиции. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15-20 картинок) заданными буквами, например: лопата обезьяна барабан попугай библиотека п б бб пп бб 18) После проверки можно выполнить обратное задание: собранные, перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали готовой записи, например: сапоги, альбом, библиотека … 19) а) Определить место звука п в словах. Поднять соответствующую цифру. Рапорт, лампа, апрель, попытка, перепёлки, попугай, перепрыгнуть, поспал, переползти, потеплело, пепел, подпол, потоп, припомнил, прописка, покупал, пропуск, пропал, поторопился. б) Определить место звука б в словах. Заботливый, приборы, бубен, барабан, бабочка, белобока, бобровый, белобровый, попробуй, победа, подобрал, пробубнил, безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный. 20) Вставить пропущенные слова в предложения, записать, выделяя буквы б, п цветными карандашами. В синем небе звезды... В синем море волны.... (плещут, блещут) На траву выкатили …. На деревьях набухают …. (почки, бочки) Повалился старый …. На воротах крепкий …. (запор, забор) Во дворе … петух. Надо устранить … в знаниях. (пропел, пробел) 21) Вписать пропущенный слог ба или па. ры-, Лю-, сдо-, -ран, -зар, тро-, ли-, -латка, -лец, -рус, -бушка, тру-, ло-та, при-вил, за-вы, -кет, -намка. 22) Получить новое слово, заменив звонкий согласный б парным. Записать, сравнить по звучанию и смыслу. Устно составить предложения. Бей (пей), бел (пел), бой (пой), бил (пил), бот (пот), забить (запить), отбил (отпил), пробел (пропел). 23) Изменить слово, добавив приставку по-. Записать полученные слова. Образец: бежать — побежать. Бывать, белить, болеть, благодарить, беспокоить, бояться, бродить, брился. Объяснить, какой смысловой оттенок придает приставка по- этим словам. 24) В схеме анализа слова или предложения, выложенной из полос, поместить в соответствующих местах пластмассовые буквы: п, б. Например: _________ ___________ ___________________ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ .. б... п. п.. …. п... б... б.. (собака) (попутный) (у Пети барабан) Ребята плыли к берегу. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пора побелить потолки. 25) Вставить пропущенные буквы п, б. После анализа записать: а) В -арке -ыло -ольшие ли-. Мы -ошли за гри-ами. В -оле зреют хле-а. -осле -олезни -рат осла-ел. У -елки -средние ла-ки короткие. Выросла ре-ка -ольшая – -ре-ольшая. Ре-ята -о-лыли к -ерегу. -ора -о-елить -отолки. б) Голу-ой, цара-ать, -илотка, глу-окий, с-удется, -о-еда, -ри-оры, -о-ро-овал, -о-рякушка, -од-ородок, -асно-исец, -алу-а, -ро-ор, -о-лыл, -у-енцы, -ро-ежал, -о-орол, -лаго-олучно, -лавал, за-латил, -ри-авить, -ро-овал, -ро-лыл.
|