Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект занятий
Тема: «Сходство парных гласных». Цель: тренировать детей в умении наблюдать и сравнивать артикуляцию гласных звуков. План занятия 1) Сравнение парных гласных по артикуляции. (Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него.) 2) Упражнения в подборе парных гласных. Ход занятия Логопед. Назовите все гласные буквы нашего языка. Теперь повторите за мной их парами использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков), следя внимательно за раскрытием рта и положением губ: А о э у ы Я е ё ю и Логопед. Почему они называются парными? Сейчас потренируемся в подборе парных гласных. Например: Логопед. Учащиеся. О ё у ю и т. д. Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему? Затем дети выполняют письменные задания. Задание 1. Из данных слов выбрать и записать в тетрадь только те, в которых встречаются парные гласные: Соня, Аня, Лёня, Ваня, козёл, руки, утюг, вилы, приду, поёт, сливы, полёт, скамья, мухи, столы, котёл, ивы, уют, грибы, липы, лапы, знамя, космос, костёр, память, поэт, боксёр, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, рука, клюнул, крыша, крыши, скамья, месяц, киты, маяк, птицы, пожар. Задание 2. Списать предложения, подчеркнуть слова с парными гласными. Заяц спасся от волка. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Плыть в бурю опасно. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры. Задание 3. Самостоятельно придумать слова с парными гласными. Способы обозначения мягкости согласных на письме Конспект занятий Тема: «Различие парных гласных». Цель: учить (тренировать) детей различать на слух (в произношении) твердые и мягкие согласные и передавать на письме мягкость согласных с помощью гласных 2-го ряда. Ход занятия Итак, мы узнали, что образуются парные гласные звуки во многом сходно. В чем же различие этих гласных звуков? Задание. Хором прочитать прямые слоги: а о э у ы а о э у ы М Н я ё е ю и я ё е ю и При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично – с согласными н, с и др. Вывод. Гласные второго ряда: я, е, ё, ю, и — обозначают мягкость стоящего впереди согласного звука. Задание. Тренировка в чтении слогов. да – дя са – ся ба – бя до – дё со—сё бо - бё Работа с остальными слогами проводится устно с перекидыванием мяча. ра — ря па — пя за — зя ро — рё по — пё зо — зё Задание. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных: а) изолированно – услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча): б- бь, в – вь, г – гь, д и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый; б) в слогах (перекидывая мяч): да-дя до-дё ду-дю ды-ди ро-рё со-сё фы-фи ту-тю ня-на вё-во лю-лу би-бы Задание. Запись слогов под диктовку. а) за-зя ва-вя та-тя ба-бя сы-си фы-фи ды-ди; б) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла; в) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю… Задание. Из ряда слогов выписать: а) слоги с твердым согласным; б) слоги с мягким согласным. са, се, лю, рю, ту, те, мя, ви, то, ла, ри, но, ни, зе Устно придумать с ними слова. Задание. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий), стоящих в начале слова. Объяснить разницу в написании слов: мал — мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол – вёл. Задание. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова: начинать – начинять потомки – потёмки поток – потёк слог - слёг Задание. Подобрать мягкую пару к услышанному твердому согласному звуку. Образец: Логопед Учащиеся л ль с сь Дети подбирают примеры на любую фонему, названную логопедом. 0бразец: фь — фи алки, фи кус, фи гураи т д. Логопед объясняет детям, что у звуков ж, ш, ц — нет мягкой пары. Например: ши (шы), жи (жы.). Эти звуки не смягчаются ни при каких условиях, они всегда звучат твердо. Поэтому и существует правило: ши, жи пиши с буквой и, несмотря на то что слышим ы. Задание. Прочитать скороговорку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда – красным (или Проследить, как меняется звучание согласного в при соседстве с различными гласными): Я во д во р во ла ве ла. За рога во ла ве ла. Я ве ла во д во р, а во л в огород меня за вё л. Задание. Прочитать и списать данные ниже предложения. В выделенных словах вставить пропущенные гласные: а и я, о и ё, у и ю. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами. У В..ли зав..ли цветы. Мы играли в пр..тки. Жор.. р..д, что попал в первый р..д. Над.. и Д..ша ед..т кашу. Брат прив..з два в..за сена. Мы услыхали р..в коровы. Она упала в р..в. У Ал..ши новые кал..ши. Л..ша л..вит рыбу. У т..ти Т..ни есть т..лка Т..мка. Мы ид..м в наш д..м. Брат Д..ма д..ма. Ил..ша водит в школ.. Л..шу. Л..ся л..бит пироги с л..ком. Пет.. послали на п..чту. Павл..ша ест
|