Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Согласные з — ж
Конспект занятия Тема: «Дифференциация звуков з и ж по слуху». Цель: уточнить артикуляцию звуков з и ж. Научить детей различать их по слуху и артикуляции. Научить детей самоконтролю с помощью зеркала. Развивать фонематический слух учащихся, укреплять слуховое внимание. Оборудование: индивидуальные зеркала, разрезная азбука, таблица слогов, предметные картинки. Ход занятия Логопед. Ребята, мы должны очень четко и правильно произносить звуки и внимательно следить за своим произношением. Правильно мы будем говорить в том случае, когда наши губы и язык будут сильными и послушными. А для того чтобы они, стали сильными, им надо делать зарядку. Вот мы и начнем занятие с гимнастики губ и языка. Первое упражнение для губ: улыбнуться широко — вытянуть губы трубочкой (потянуть звуки и-и... у-у...). Для того чтобы вам было ясно, хорошо ли работают ваши губы, нужно контролировать себя с помощью зеркала. (Выполнение упражнения.) Второе упражнение для языка: язык вытянуть вперед, загнуть вверх широкой чашечкой, убрать (на счет 1—4). — А теперь послушаем маленькую сказку. Поспорили комар и пчела: кто из них сильнее? Пчела вспорхнула с цветка, закружилась над ним и густым голосом запела: ж-ж-ж... Тогда комар расправил свои слабые крылышки и тоненьким голоском пропищал: з-з-з... Летела мимо синичка и на лету проглотила комара: «Вперед не хвастай!» Кто же оказался сильнее? Как пел комар? (Ответ учащихся.) Как пела пчела? Какой буквой можно записать песню пчелы? (Дети находят букву ж в разрезной азбуке.) Песню комара? (Дети находят букву з.) А сейчас выясним, что делают наши губы и язык, когда мы произносим звук з. Логопед делает обобщение: губы растянуты в улыбку, язык лежит спокойно внизу, слегка упираясь в нижние зубы, дует «прохладный ветер», голосовые связки дрожат. (Артикуляция перед зеркалом.) Уточнение артикуляции звука ж. Губы вытянуты рупором, кончик языка поднят вверх (делает внутри рта «чашечку»), дует «теплый ветер», голосовые связки дрожат. (Артикуляция перед зеркалом.) — Сейчас мы потренируемся в чтении слогов со звуками з и ж. Если будем помнить о движениях языка и губ, то прочитаем все правильно. Читать слоги будем медленно и четко. Повторяйте за мной. Чтение слоговой таблицы. за-жа жа-за за-жа-за зо-жо жо-зо зо-жо-зо зу-жу жу-зу зу-жу-зу зы-жи жи-зы зы-жи-зы и т.п.
Сейчас поиграем в игру «Угадай-ка». Я произнесу фразу, в одном слове я пропущу звук з или ж. Вы по моим губам должны отгадать пропущенный звук и повторить фразу полностью. Я ле-у на дерево. (Утрированно артикулируется звук з молча.) Я ле-у на траве.
ВИДЫ РАБОТ 1) Вычленить согласные з, ж из слов (в начальной позиции). 2) Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие). 3) Соотнести звуки с буквами з, ж. 4) Дифференциация в слогах (в произношении, по слуху, в письме). за-жа жа-за за-жа-за зо-жо жо-зо зо-жо-зо зу-жу жу-зу зу-жу-зу зы-жи жи-зы зы-жи-зы и т.п.
5) Анализ слов-паронимов (по предметным картинкам). кожа — коза лужа — луза.
6) Вписать пропущенные буквы з, ж. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. ле-у -ал -евал.
7) Дифференциация з — ж в словах устно. (Поднять соответствующую букву.) Призыв, жалкий, вызубрить, мороженое, заморозить, поджарил, прибежал, позёмка, пробуждение, признак, прижать, жалость, скользит, резьба, режим, кружевной, гвоздика.
8) Записать слова в две колонки под диктовку. Жаркий, жирный, звонок, сажа, забор, зелёный, пожар, лезет, режу, прижать, признал, зубрил, змеи, жатва, дежурный, вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил, кружить, грузить.
9) Записать слова выборочно: а) со звуком з: жало, зелень, звали, мороженое, змея; б) со звуком ж: ожил, скользил, выжму, закон, жатва. 10) Определить место звука в слове (поднять цифру): а) место звука з: привозит, заноза, разорвать, срезал, сразу, разбежался, мимоза, морозец, образовал, замёрзнет, разрезал, завязал, зазнался, разжал;
б) место звука ж: прыжок, пирожок, творожник, вожатый, жужелица, вежливо, пожиже, разожму, раздражение, распоряжение, разложить, разоружение.
11) Изменить слова по образцу, отмечая чередование з-ж: а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно. Образец: вязать — вяжу. Мазать, резать, сказать, отказать, сразить, заказать, заморозить, лизать, грозить, скользить, грузить.
12) Вставить пропущенные буквы з или ж. Ё-ик пол-ёт в овра-ек. -вонкое пение стри-ей -аполняет во-дух. Наше -вено на-ывают дру-ным. Тя-ело нагру-ены во-ы. –иму мы -дали, -иму мы -вали. Ну-на -имой шуба, ну-ны -имой сани. Песню раннюю -апел в ла-ури -аворонок -вонкий.
13) Предложения для анализа и записи. Зимой рано зажигают огни. Эта пружина заржавела. Раньше железных дорог не было. Жители Запорожья пользуются газом. Мы разложили дрова и зажгли костёр. Зине нужна узенькая лента. Мы побежали к ближнему озеру. Протяжно запел рожок. На возах привезли свежее сено. Уже замёрзли лужи. Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Авария задержала движение у железнодорожного моста. Зажглись зелёные огни. 14) Диктанты. У Жени заноза. Зоя осторожно вынула занозу. Ранка зажила. Зиму мы ждали, зиму мы звали. Нужна зимой шуба, нужны зимой сани. Собаку Жучку заели волки. Остался слепой щенок. Прозвали его Жмуркой. Жмурку подложили кошке. Она лизнула его в нос. Стоит жара. В городе знойно и душно. Мы спешим за город. Наш отряд расположился в берёзовом лесу. Свежий, чистый запах берёз смешался с запахом зреющих ягод земляники. Осенним утром я вышел из дому пораньше. По дороге в школу я узнал новость, что река стала. Это известие страшно обрадовало всех школьников. Мы побежали к набережной. Мы замерли. Лёд блестел, как зеркало.
|