Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дифференциация согласных звуков ц — ч
ВИДЫ РАБОТ 1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц — тс). 2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение первого звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч — т'ш'). 3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции: а) сходство: глухие, взрывные, сложные; б) различие: место образования. При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов). При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних альвеол. При звуке ц губы улыбаются. При звуке ч губы вытянуты в трубочку. При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная. При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая. Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц—ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)
4) Связь звука с буквой:
а) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить: верхний элемент — верхнее положение языка); б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном цепи (буква ц. Запомнить: нижнее положение языка — нижний элемент буквы).
5) Чтение слогов. ца — ча цы — чи чач цоц цоч цо — чо це — че чац цач чоч цу — чу цац чоц 6) Выборочно записать слоги под диктовку.
7) Дифференциация ц — ч в словах (устно). Поднять соответствующую букву. Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, причёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почистил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.
8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов). -шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.
9) Выписать в две колонки слова с сочетаниями ча и ца. Образец: ча ца дача улица Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельница, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол. 10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч. Образец: крыльцо—крылечко, заяц—зайчик.
11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах. Образец: столица—столичный.
спи-а — спи-ка творе- — твор-еский певе- — пев-еский стреле- — стрель-атый полководе- — полковод-еский солн-е — солне-ный столи-а — столи-ный коне- — коне-ный огуре- — огуре-ный ов-ы — ове-ий
сите-, сит-ик, сит-евый рубе-, руб-ик, заруб-евались мельни-а, мельни-ный, измель-ить 12) Вставить пропущенные буквы ц и ч: а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а. б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек. 13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч. Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца. Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека. 14) Предложения для анализа и записи. Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине дороги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кладёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов. 15) Диктанты. 1) Олечка и Зоя — сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Целый вечер девочки вышивали цветы. 2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различное время: грач прилетает в марте, а ласточка—только в начале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на проталине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. Прилети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду. 3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш — в конце мая. Никогда не зацветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы. Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник — это апрель. Если на берёзе серёжки — начало мая, а цветением сирени заканчивается весна. 4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.
|