Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование слов
Задание. Образовать новые слова с помощью суффиксов. Объяснить, какое значение придает словам данный суффикс. -к- Образец: голова — головка. Лапа —..., спина —..., голова —..., пила —..., кровать—..., дверь—.... -еньк- Образец: белый—беленький. Голубой —..., чёрный —..., красный —..., белый —..., жёлтый —.... Круглый —..., новый — …, старый — …, бледный —..., рыжий — …, смирный -..., зелёный —..., худой —..., весёлый — …. -очк- Образец: юбка - юбочка Кофта —..., полка —..., палка —..., вилка —..., мама —..., папа —..., лодка —..., сумка —..., кисть —..., сетка —..., лента —..., курица —.... -ущ; -ющ- Образец: большой—большущий. Худой—..., злой—..., бледный—..., грязный—.... Задание. Образовать прилагательные от данных существительных, т. е. ответитьна вопрос ч е и? или какой? а) Образец: лиса — лисий, жара — жаркий. волк — медведь — заяц — белка — лиса — лес — вода — поле — сад — огород — жара — холод — мороз — ветер — вьюга —
б) Образец: лопата из железа — железная лопата. перо из стали — дом из кирпича — баба из снега — ложка из дерева — дверь из фанеры — ручка из кости — ваза из стекла — плита из чугуна —
Задание. Образовать существительные от данных прилагательных. Образец: черный — чернота, бедный — бедность. а) Черный —..., красный —..., чистый —..., пестрый—..., добрый—..., простой—..., красивый—...; б) бледный —..., сухой —..., вялый —..., жадный —...., серый —..., новый —..., глупый —..., скупой —.... Задание. Образоватьпоследовательно прилагательные и глаголы от данных существительных. Образец: боль — больной — болеть. Жар —..., шум —..., смех —..., радость —..., гроза —..., соль —..., звон —..., свет —..., пыль —...,, гладь —..., печаль —..., горе —.... Задание. Образовать новые слова с помощью приставок под-, при-. Устно составить с ними предложения. Образец: воз — привоз — подвоз.сказка — ставка — ползти — плыть — водить — вёл —
Задание. Списать упражнение, вместо точек вставляя подходящие по смыслу слова из слов для справок. Машина... мимо дома. К нам в гости... бабушка. Самолет сделал.... Пассажиры делают.... С деревьев... листья.... на юг птицы.... самолета отложили из-за непогоды.... пионеров состоится в апреле. Мы... дорожки от снега. Малышу... ботинки. Пионеры... яблони. Жука мы... под яблоней. Слова для справок: приехала, проехала, пересадку, посадку, облетают, улетают, слет, вылет, начистили, очистили, окопали, закопали. Задание. Самостоятельно подобрать приставки к данным словам, образуя новые слова. Жарил, тащил, бежал, тянул, кормил, бил, пил. Задание. От данных ниже глаголов образовать новые слова с помощью приставок на-, до-, под-, при; пере-, за-, ем-, с-. Устно дополнить по образцу. Образец: Написать (диктант), приписать (букву), дописать (упражнение), подписать (заявление), переписать (задачу),. записать (адрес), списать (примеры), выписать (слова) и т. д. Ехать, рисовать, лепить, петь, клеить, рубить, мазать, вязать, ходить. Задание. Прослушать стихотворение. Указать в тексте: а) родственные слова; б) сложное слово, образованное из двух корней. ПАР И ХОД Жил да был на свете пар. С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал, как молодой. Он из чайников струился, Над кастрюлями клубился, Никаких полезных дел Делать вовсе не умел... Жило-было слово ход В слове выход, В слове вход. В слове ходики стучало И в походе вдаль шагало. Так и жили пар и ход. Жили врозь они, но вот Вместе их соединили, По воде они поплыли. Паром ходит пароход, В паре ходят пар и ход. Е. Измайлов. Задание. Прослушать стихотворение. Назвать: а) слова с одинаковыми корнями; б) сложные слова. СКЛАДНО — НЕСКЛАДНО Через рельсы – переход, А на рельсах – пароход, Через речку - перевоз А на речке - паровоз. Поменяем все местами. Что теперь мы видим с вами? Вот на речке - пароход, Через речку - переход. Вот на рельсах - паровоз, Через рельсы - перевоз. Г. Сапгир. Все ли стало на свои места после перестановки? Исправьте текст. Задание. Подчеркнуть в упражнении сложные слова. Объяснить, из каких корней они образованы. На Волге начался ледоход. Вчера был большой снегопад. Осенью будет листопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Лесорубы и дровосеки заготовляют дрова на зиму. Рыболовы вернулись домой. Слышу шум водопада. Пешеход прошел пять километров. Мореплаватель открыл новый остров. Путешественники рассказали о дальних странах. Задание. В данных ниже словах подчеркнуть корни и соединительную гласную. Полотер, паровоз, самолет, ледокол, сталевар, пулемет, мышеловка, водопровод, пылесос. Задание. Образовать от данных ниже пар слов прилагательные по образцу. Подчеркнуть соединительные гласные. Образец: русые волосы — русоволосая. Белый ствол. Голубые глаза. Прошлый год. Красные щеки. Черные брови. Длинные ноги. Белый снег. Крутые рога. Сладкие речи. Черная земля. Бледное лицо. Чистое сердце. Слабый характер.
|