Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект занятия. Тема: «Безударные гласные».
Тема: «Безударные гласные». Цель занятия: объяснить учащимся разницу в звучании одного и того же гласного в ударной и безударной позиции. Учить детей подбирать проверочные слова. Ход занятия Логопед называет слово светло. Дети указывают ударную гласную о. Логопед просит назвать другую гласную в слове, находящуюся в безударном положении. То же со словами конец, ледок. В итоге логопед указывает, что дети ошибались в назывании безударной гласной буквы. Делает вывод: в безударном положении гласные звучат нечетко, что при письме вызывает затруднение. Чаще всего смешиваются а и о, е и и, е и я, я и и. Чтобы не ошибаться в подобных затруднительных случаях, нужно подобрать родственное слово, т. е. изменить слово так, чтобы на данный безударный гласный упало ударение и прояснило этот гласный звук. Например: светло — светит, конец — кончик, ледок — лёд. Задание. Подобрать с помощью вопросов логопеда проверочные слова к данным ниже словам. Шумят валы (много, а если один?) — вал. Пашут волы (много, а если один?) — вол. (Большой) ковер (а если маленький?) — коврик. (Большая) пчела (а если маленькая?) — пчелка. Вчера лепил (а сегодня?) — лепит. Вчера ловил (а сегодня?) — ловит. Из чего сделана деревянная ложка? — Из дерева. Из чего сделано золотое кольцо? — Из золота. Тренироваться в таком подборе родственных слов к другим словам. Ответить на вопрос: почему подобранные родственные слова являются проверочными при написании первоначально данных слов? Задание. Отобрать из данных ниже слов те слова, которые являются проверочными. Садовый, лесистый, лиса, снежок, синеет. Образец: садовый — посадка — саженец. пересадить, посадка, садок, саженец; лесник, залесье, перелесок; лисица, лисонька, лисий; снегирь, снег, подснежник; синька, синица, синеватый. Задание. Прослушать стихотворение. Повторить правило проверки безударных гласных. Исправить ошибки Петра. ДВЕ БУКВЫ Буква А и буква О Обижаются давно. — Нас, ни в чем не виноватых, Часто путают ребята. Больше всех Петруша Лямин Издевается над нами: Изуродует он слово, Пишет через А — «карова». Букве А стоять здесь стыдно. Вдруг у Лямина Петра Выползут из-под пера То какая-то «трова», То какие-то «драва». Ведь завянет травка даже, Коль при ней такое скажут! Буква А и буква О Обижаются давно: — Скачем мы без всяких правил, Как Петруша нас заставил, Будто мы ему враги. Хоть из азбуки беги! Л. Дружинина.
Задание. Подчеркнуть родственные снова в предложениях. Отметить в них ударение, подчеркнуть безударную гласную. Целый час я решал задачу. Наши часы идут верно. Из трубы вырвался пар. Машинист развёл пары. Ветер надул парус. Корабль поднял паруса. У больной поднялся жар. Варенье варят в тазах. Садовник смотрит на посадки. В поле мы видим норы сусликов. Нора лисы больше. Слон очень силён. Слоны живут стадами. Пастух гонит стадо. Совушка — большая головушка. Сова ночь птица. День да ночь — сутки прочь. Охотник трубит в рог. У оленя красивые рога. Вот хвойный лес. В этом лесу много малины. Пчёлы летят к липе. Каждая пчела возьмёт там мёд. Осенний день короток. Настала осень. Ветка яблони смотрит в окно. На поляне рос ветвистый дуб. Был зимний день. Пришла зима. Охотники убили двух лис. Кума-лиса залезла в сад. Хорошо чертит Толя. Этот план начертил он. Все линии прямые и точные. У него хорошая линейка. На столе лежат письма. Есть и мне письмо. Пять — отличная отметка. У Андрея одни пятерки. Мы встали в первый ряд. Все построились в три ряда. Не всем полезно мясо. Дети ели мясной суп. Скоро появится солнце. Появились первые цветы. На стене пятна. Пятно от чернил плохо отмывается. Старуха пряла свою пряжу.
Задание. Проверить безударную гласную, изменив форму слова
Задание. Проверить безударные гласные, подобрав родственные слова. Образец: моряк—море.
Задание. Проверить безударные гласные.
Задание. Поставить ударение. Проверить обе безударные гласные буквы. Образец: сторона — стороны — сторонка.
Задания. Вставить пропущенные безударные гласные. В нашем хоре Маша всегда зап-вает. Миша лекарство за-п-вает водой. Шофер отв-рил дверь кабины. Папа отв-рил картофель. Петя осторожно сл-зал с крыши. Кот сл-зал сметану. В л-су сыро. В л-су стрелял охотник. Наш сад с каждым днем ув-дал. Я ув-дал друга. Задание. Найти и исключить четвертое лишнее слово после вставки безударной гласной буквы.
Задание. Прочитать (повторить за логопедом) предложения. Назвать количество слов в предложении, количество слогов в каждом слове. Назвать ударный слог. Выделить ударный гласный. Ответить на вопрос: в каких словах есть безударный гласный, требующий проверки? Назвать проверочные слова. Осень. Идут дожди. Вода размыла берега. По реке плывут плоты. Большая волна залила мосток водой.
|