Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия






Тема: «Ударение».

Цель: объяснить детям смыслоразличительную, форморазличительную и фонетическую роль ударения в слове. Тре­нировать их в определении ударного гласного звука, ударного слога.

Х од занятия

На доске картинки и предложения.

Дети молча читают предложения. Логопед просит показать картинку, иллюстрирующую то, о чем идет речь в первом пред­ложении. Дети дают разные ответы и сопровождают их чте­нием предложения вслух. Затем определяют место ударения в словах кружки — кружки. Сравнивают звучание двух слов. Наблюдают, что ударение проявляется в более громком, силь­ном произнесении какого-то одного гласного звука в слове.

На столе кружки.

 

Так же рассматривается второе предложение. Я плачу. Я плачу.

Я плачу.

 

Для иллюстрации вывода о том, что во многих случаях зна­чение слов зависит от места ударения, рассматриваются сле­дующие пары слов:

хлопок — хлопок, полки — полки, вычитал — вычитал, за­мок — замок.

Устно дети должны составить предложения с каждым сло­вом и определить ударный гласный звук.

Задание. Списать упражнение, подчеркнуть слова с одинаковым на­писанием и различным ударением. Поставить в них ударение.

Ворона меньше ворона. Подбери полы да вымой полы. Лето было жаркое. Разогрей жаркое. Плохая дорога утомила пут­ника. Нам дорога каждая минута. Соли щи. Плоха еда без соли.

 

Задание. Прочитать стихи. Запомнить значение слов-омографов.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирис.)

Я — сборник карт;

от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь

в название

Блестящей, шелковистой

ткани я. (Атлас— атлас.)

Мы — для пильщика подставка,

Мы — для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударение —

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы — козлы.)

Задание. Прочитать слова, учитывая отмеченное ударение. Объяснить значения слов.

замок — замок хлопок —хлопок полки —полки

белки — белки атлас — атлас ирис — ирис

таю — таю скачки — скачки орган — орган

 

Задание. Прочитать предложения вслух. Подчеркнуть ударный глас­ный в выделенных словах, выяснить различие в значении и грамматиче­ских фермах данных слов (число, падеж).

За дверью раздались голоса. У Зины нет голоса. Эти горы высоки. На склоне горы пасется стадо. Мы любим реки нашей Родины. Вдоль реки бежит тропинка. Загорели наши ноги. Мне не вытянуть ноги.

Задание. Прочитать пары слов, отличающихся ударением. Объяснить роль ударения в различении смысла и грамматических категорий слов.

мелок — мелок мою — мою таю — таю

руки — руки озёра — озера вёдра — ведра

 

Задание. Записать под диктовку.

У дочки удочки.

Задание. Прочитать загадки. Запомнить ударение в словах-отгадках.

На бахче у нас растет,

Как разрежешь — сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется... (арбуз).

 

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я... (фарфор).

 

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называюсь я... (крапива).

 

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный... (каталог).

 

Буквы — значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все... (алфавит).

 

Стелют на матрац меня,

Называюсь … (простыня).

 

Задание. Детям раздаются гласные буквы. Логопед называет слово. Дети повторяют его, выделяя голосом ударную гласную, и поднимают при этом соответствующую букву.

Малина, голуби, сегодня, травы, прибой, речной, восемь, ракета, воротник, маленький, грязнуля.

Задание. Определить ударный слог. Поднять цифру, обозначающую место ударного слога в слове. (Можно предварительно раздать цифры от 1 до 3 или от 1 до 5.)

Карандаш, портфель, магазин, столовая, задание, электрик, зазевался, электричество, атлас, пионер, октябренок, перепрыг­нули, водопроводчики, телеграмма, перевыполнение.

Задание. Сгруппировать предметные картинки под цифрами 1, 2, 3, 4 (по месту ударного слога в слове).

Задание. Списать текст, расставляя ударения в словах.

В ЛЕСУ

Хорошо летом в лесу. Шумят высокие сосны. Красуются кудрявые березы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земля­ника. Звонко поют птицы.

Задание. Списать текст, вставляя пропущенные ударные гласные.

Всё лицо и руки

Залепил мне сн-г.

Мне в сугр-бе г-ре,

А реб-там см-х.

Весь ты перез-бнешь,

Руки не согн-шь —

И дом-й тих-нько,

Н-хотя бред-шь.

В-тхую шуб-нку

Ск-нешь с пл-ч дол-й,

Забер-шься на печь

К б-бушке сед-й.

И сид-шь, ни сл-ва.

Т-хо все круг-м.

Только сл-шишь — в-ет

Вь-га за окн-м. И. Суриков.

В тел-ге еду по холм-м.

Пор-й для вз-ра нет гран-ц.

И все пол- по сторон-м,

И над пол-ми ст-и пт-ц,

 

Зв-зды м-ркнут и г-снут.

В огн- облака.

Б-льгй пар по лугам расстил-ется.

По зерк-льной вод-, по кудр-м лозняка

От зари -лый св-т разлив-ется. И. С. Никитин.

 

Задание. Рассмотреть предметные картинки. Назвать их, отстукивая ритм слова (ударный слог громче).

Задание. Указать, какое слово задумано.

а) логопед отстукивает ритм слова: (х – хлопок)

(хх) та-та (море, лампа, веник и др.),

(хх) та-та (пример, салют, сверчок),

(ххх) та-та-та (вишенка, лестница),

(ххх) та-та-та (сапоги, пулемет),

(ххх) та-та-та (природа, корзина);

б) какое имя задумано (аналогично).

Задание. Выписать данные ниже слова в пять колонок, группируя их по месту ударного слога.

Образец: (хх) (хх) (ххх)

плата плита яблоко

Молоко, плита, воробей, учитель, пробочка, газета, стекло, яблоко, огурец, трактор, топор, топоры, рыбак, рыбный, ры­бачил, кажется, вычистил.

Задание, Словарный диктант (форма записи слов аналогична предыду­щей).

Веселый, строчка, стручок, гололед, светлый, рычать, ми­нута, голоса, полоска, белый, белила, побелка, беленький, при­вык, отвыкать.

Задание. Прочитать (повторить со слуха) данные предложения. Ука­зать, сколько слов в предложении, сколько слогов в каждом слове, назвать ударный гласный звук в каждом слове.

Осень. Идут дожди. Вода размыла дороги. По реке плывут плоты. Большая волна залила мост водой. Через реку нужно ехать по мосту.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал