Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кабаны.
Шум надвигался с угрожающей быстротой. Хрустели и трещали сучья. Слышался частый топот. Это мчалось большое стадо кабанов. Оно вырвалось из чащи на поляну. Кабаны спешили спастись от хищного тигра. Закачались деревья от их мощного бега. Дифференциация Ч - Т' ВИДЫ РАБОТ: 1. Вычленить звуки из слов. 2. Сравнить по артикуляции (рассмотреть звуковой состав аффрикаты Ч: слитно произносимые компоненты т’щ’). 3. Дифференцировать в произношении и письме в слогах типа: ти — чи че - те — че тич чать чти
4. Дифференцировать звуки в словах-паронимах (сопоставление слов по смыслу и звучанию, составление устных предложений с ними): чашка - тяжко прячь – прядь речка — редька мяч - мять чёлка – тёлка печь - петь чесал – тесал вечер — ветер плети — плечи
5. Дифференцировать звуки в словах (поднять соответствующие буквы): качели, хотели, утёнок, ученье, перочинный, картина, бочонок, котёнок, плетёный, печёный, почётный, круча, крутит, сверчок, потёк.
6. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию звуков ч, т): врач, брать, пятёрка, беречь, новости, метель, четверг, вытер, вечер, плачет, платил, вычитание, стирка, пчела, летел, лечил, водичка, водить.
7. Определить место звука в словах (по цифровому ряду): ч — стучал, чучело, точечки, столичный, тысяча, распечатал, стручок, чемоданчик, торчать, чересчур, находчивый, чистосердечный, течёт; т - терпеть, тетерев, потерять, тяжесть, часть, требовать, чтение, учитель, третий, увеличить, теребить, четверть, тюбетейка, чистить.
8. Изменить глаголы по образцу, следя за чередованием звуков ч — т’ в основе глаголов. Образец: вертеть — я верчу — он вертит. лететь - я..., он... светить - я..., он... катить - я..., он... чертить - я..., он... молотить - я..., он... крутить - я..., он...
заметить — я..., он... колотить - я..., он... но: хотеть – я хочу - он хочет ( проспрягать полностью).
9. Проспрягать глагол хотеть в сочетании с глаголами учить, чертить, читать. Образец: Я хочу читать. Мы хотим читать.
10. Составить словосочетания со словами точь-в-точь, чуть-чуть.
11. Назвать слова, включающие данные слоги: -чить — учить, поручить, лечить, выручить -чать — печать, молчать, кричать, стучать, поскучать, ворчать -теч- — аптечка, местечко, утечка -тич- — птичка
12. Четко повторить пословицу, потешку, загадку: Учить — ум точить. Течёт речка, печёт печка. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись все мальчики в тёмные чуланчики — каждый мальчик - в свой чуланчик. (Перчатки)
13. Предложения для анализа и записи: Белочка прячет орехи в укромное местечко. Надо чинить выключатель. Девочка хочет посидеть в тенёчке. Прогладь наволочку горячим утюгом. Пора топить печи. У ворот мычит чужой телёнок. Славно в зимний вечер лежать на тёплой печке. 14. Данные ниже глаголы выписать в два столбца в соответствии с вопросами: что делать? что сделать? приучать приучить Различать, различить, получать, получить, встречать, встретить, приручать, приручить, отмечать, отметить, включать, включить.
Логопед должен обратить внимание учеников на различие смысловых оттенков у этих родственных слов. Устно включить их в словосочетания (предложения). Например:
Непросто приручать диких животных, но их можно приручить. Мне приходилось зимой встречать зайцев, но ещё не удалось встретить лисицу. Следует ежедневно отмечать отсутствующих в журнале. И сегодня надо отметить их.
15. Прочитать стихотворение, вставляя пропущенные буквы ч и т: Буквы разные писа-ь Тонким перышком в тетрадь у-ат в школе... Вы-ита-ь и умножа-ь, малышей не обижа-ь К -етырём прибави-ь два, по слогам -ита-ь слова у-ат в школе... Книжки добрые люби-ь и отзыв-ивыми бы-ь у-ат в школе, у-ат в школе, у-ат в школе!
|