Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над словом






 

Раздел включает упражнения по различению семантиче­ских оттенков слов и словосочетаний, по преобразованию и анализу слов с составлением наглядной схемы, по определе­нию рода и числа существительных. Рассматриваются трудные для дисграфиков темы: «Родственные слова», «Состав слова», «Образование слов». Особенно тщательно и разнообразно нуж­но отрабатывать очень важную и в то же время недооцененную в практике тему «Ударение». Без этого последующая тема «Безударные гласные» Не может быть усвоена детьми-дисграфиками. (Разумеется, что к помощи логопеда не должны при­бегать те из учащихся, кто при сохранном звукоанализе не усвоил в классе тему «Безударные гласные».)

Задание, Добавить слог, чтобы получилось слово (с перекидыванием мяча).

Логопед. Шу - Учащиеся. - ба.

Ка - - ша.

 

Задание. Рассмотреть предметные картинки. Разделить слово на слоги с хлопками.

Образец: му - ха ут - ка х—здесь: хлопок.

х х х х

Зима, кошка, гора, липа, косы, мыло, дома, лапа, нора, мыш­ка, полки, булки, рыбка, зонтик, майка, очки, утка, оса, во­рона, сорока, воробей, карандаш, кузнечик, солнышко, земля­ника, чернильница, колокольчик, одуванчик.

Игра «Цепочка». Придумать ряд слов так, чтобы последний слог од­ного слова стал первым слогом следующего слова.

Образец: рыба — баран — ранка — калоши — шина и т. д.

Задание. Списать текст, деля слова на слоги.


Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

 

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые. С. Дрожжин.

Задание. Составить схему слов из бус. Сопоставить количество слогов с количеством гласных в слове. Вывести закономерность — в слове столько слогов, сколько гласных.

(Уточнить слогообразующую роль гласных на примере слов типа: у-хо, стол.)

Задание. Последовательно рассмотреть слова различной слоговой структуры. Составить схему из бус. Отобрать предметные картинки по дан­ной структуре:


а) ________

___ ___река

● ○ ● ○

б) _______

___ ___окно

○ ● ● ○

в) ___________

___ _____ горох и др.

● ○ ● ○ ●

Задание. Прочитать пары слов. Сравнить количество и последователь­ность слогов. Составить предложение с каждым словом.


Рады — дыра, наши — шина, насос — сосна, качай — чайка, кабан — банка, нора — рано, какой — койка, камыш — мышка. жилы — лыжи, навес — весна.


Задание. Составить слова из данных слогов.

Образец: ко, мо, ло — молоко.

сы, ло, во; рел, та, ка; тик, бан; ка, ска, мей; смо, ди, на, ро; по, тен, це, ло; лет, то, вер; маш, ро, ка.

Задание. Превратить данные слова в двусложные и трехсложные.

Образец: ключ, клю — чик, клю — чи — ки.


винт - зонт - стол –

мяч - дом - бант -

 

Задание. Из данных слов отобрать слова:

а) со слогом ро:

Ротик, природа, поворот, прошел, родимый, родной, при­рост, порог, корова, коробка, крохи;

б) со слогом ка:

Ворона, наган, весна, сначала, наломал, надменный, узнал, полотна, народы, надпись;

в) со слогом го:

Капуста, тарелка, стакан, танцы, танец, кафтан, гектар, та­ракан, таскал, вата, нектар, намотал.

Задание. Изменить порядок букв в словах гак, чтобы получились но­вые слова.

Образец: пила — липа.

Кивал, марка, лапка, волос, кулак, маяк, тьма, актер, водо­пад, арфа, кайма, карета, карп.

Задание. Из данных букв составить слова.

Образец: с, н, о (нос).

ы, н, с; о, к, л; м, д, ы; ш, о, к, л, а; ы, б, о, б, р; и, р, г, б; о, и, к, ч.

Задание. Вставить пропущенную букву.

Н-рка, нор-а, но-ка, норк-,

сло-ы, с-оны, слон-, -лоны, сл-ны,

клумб-, -лумба, кл-мба, к-умба, клу-ба, клум-а.

Задание. Вписать указанную букву.

Логопед рисует на доске несколько геометрических фигур, называет слово, например сапоги, и просит вписать в круг пятую букву этого слова; в квадрат—шестую букву слова корабли; в треугольник—девятую букву слова изобретение и т. д.

Задание. Прочитать стихи. Вместо точек вписать пропущенные слова. (Черточками обозначено количество слогов в слове.)

Глядь: поверх текучих вод Мойся, одевайся,

Лебедь — — — плывет. В школу — — — —.

 

Хлопотунья, белобока,

А зовут её — — —.

 

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его — —.

 

А козлик седою

Трясет — — — —.

Задание. Прочитать в обоих направлениях предложения-перевертыши.

Лазил Дёма, мёд лизал.

Тот казак тут как тут.

А Лиза мазила.

Тина барабанит.

А лес у села.

Ада реке рада.

А Лёву Алла увела.

Лев ел волов

Лёша нашёл наган.

Лесом осёл сено нёс.

Зевака рака вёз.

Лёву еле увёл.

Уху за пазуху кок лил.

То не тот енот.

Мелок колем.

Ковал поп поплавок.

Моток с котом.

У ребят я беру наган.

Казак липу купил.

Дед Лиду будил.

Коту тащат уток.

Задание. Прослушать рассказ.

БЕСПОКОЙНЫЙ КОТ.

Мой друг Петя уехал отдыхать и оставил мне кота и аква­риум с двумя рыбками. Больше всего его волновало, как бы чего не случилось с котом. «Телеграфируй мне обо всем, что делает кот», — сказал мне друг.

Характер у кота оказался неважный. Мне пришлось по­слать Пете целых три телеграммы. Жаль, что почта передала их не совсем точно. Вот эти телеграммы.

1) ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ.

2) КОТЁЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ.

3) РЫБУ НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.

Помогите, ребята, Пете разобраться в этих телеграммах. Исправьте их. Определите границы и количество слов в каждом предложении. Запишите правильно эти телеграммы.

Задание. Прочитать (прослушать) сочетание слов. Объяснить разницу в их значении.

Сахарный тростник — тростниковый сахар.

Глубокая река — речная глубина.

Весёлый праздник — праздничное веселье.

Зелёный двор — дворовая зелень.

Мамина дочка — дочкина мама.

Луговая ромашка — ромашковый луг.

Полевой василёк — васильковое поле.

Задание. Прочитать сказку. Указать в тексте слова: а) близкие по зна­чению словам «грустный» и «грустить»; б) противоположные им по зна­чению.

«ПОГРУСТИЛИ»

Жил-был очень грустный человек. Ну, а раз 6н был груст­ный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошел он поискать кого-нибудь, чтобы вме­сте погрустить.

Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает:

— Ты, ива, грустишь или печалишься?

— Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже.

— Пойдем со мной вместе попечалимся. Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил.

— Почему, аист, клюв повесил?

— Потому, что я не весел.

— И мы невеселые. Пойдем с нами!

— Пошли.

Шли - шли, видят, унылый дождик идет.

— Иди, унылый, к нам в компанию.

Не все ли равно, куда идти, — отвечает дождик и за ними вошел.

Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке.

— Ого, — кричат, — сколько нас! Ну, теперь погрустим как следует!

Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невеселые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели — чуть от смеха не лопнули. Печальную песню запели — за животы схватились.

Ах, как весело вздыхать!

Ха-ха-ха.

Как чудесно унывать!

Ха-ха-ха.

Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно! Е. Измайлов.

Задание. Прочитать сказку. Пересказать ее. Объяснить, какая разница между тигром-львом и львом-тигром.

ТИГР-ЛЕВ И ЛЕВ-ТИГР

Тигр-лев — это лев-тигр, только наоборот. И все у них на­оборот. Тигр-лев полосатый. Черная полоска, желтая, черная, желтая.

Лев-тигр — наоборот. Сначала желтая, потом черная.

И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот какой тигр-лев.

Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе — левой, правой, левой, правой н зарычал, как большой: р-р-ры!

Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал немаленьким и зарычал по-своему: арр-р—и пошел правой, левой, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, а не вертел, как тигр-лев.

И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса. Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробежаться. Тигр-лев побежал пройтись.

А откуда они взялись? Лев-тигр из выдумки, зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы.

Е. Измайлов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал