![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация рефлексивных кругов
Рефлексивные круги можно разделить на следующие виды: По тематике — на интеллектуальные, творческие, событийные, ситуативные. По субъект-субъектным отношениям - на личностные и социальные. По формам проведения: есть рефлексивный круг с круговым обсуждением, рефлексивный круг с обсуждением в малых группах, рефлексивный круг с перекрестным обсуждением или дискуссией. По времени проведения: во время урока, перед уроками, после уроков, во время проведения классного часа, во время проведения внеклассного мероприятия, внеплановое. Все упражнения и задания, которые проводятся на рефлексивных кругах, условно можно разделить на четыре группы. Упражнения первой группы направлены на формирование прогностической (от слова «прогноз») оценки предстоящих действий ребенка. Они помогают осмыслить предложенную ситуацию и подобраны так, что действия ребенка становятся более обдуманными. Эти упражнения направлены на обучение детей способам организации своего рабочего или свободного пространства и времени. Ребенок начинает задавать себе вопросы: - Чем я буду сейчас заниматься? - Что для меня сейчас важнее? - Насколько мне это необходимо?. - С какой целью я буду этим заниматься? - Как долго я буду этим заниматься? - Что мне это даст? В результате ребенок начинает осознавать возможные причины своих успехов или неудач, он учится предвидеть результаты своих действий и принимать решения. Постепенно у него формируется мотивация достижения успеха, он начинает понимать, что будущий успех необходимо планировать. Упражнения второй группы направлены на формирование действий анализа. Их целью является формирование умений анализировать как свою деятельность, так и деятельность своих товарищей. У детей постепенно вырабатывается привычка фиксировать достижения своей жизни, анализировать результаты происшедшего, соотносить их с ранее поставленными целями. Они учатся осознавать и вербально описывать собственные действия. Каждый ребенок начинает вести позитивный внутренний разговор о самом себе, формируется его адекватная самооценка, он имеет возможность проанализировать и осознать те качественные изменения, которые произошли с ним за последнее время. Здесь отрабатывается навык осознания учащимися происходящего в классе и с классом; описываются свои чувства, переживания, мысли; обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Дети учатся понимать эмоциональное состояние других людей, предоставляется возможность коррекции восприятия других людей, развивается межличностное доверие. Третья группа упражнений направлена на обеспечение получения обратной связи с учащимися. Они помогают учителю дать текущую оценку ситуации не только в конце, но и во время действия. Цель этих упражнений: •'- посмотреть, какой настрой (настроение) у ребят в классе; - на основе этого внести корректировку в систему своей ра Обратную связь можно получить, используя вербальные средства (анкеты, тесты, незаконченные предложения, игры, визуальную наглядность). Можно - и невербальные средства: наблюдение за настроением, состоянием. В результате полученной информации учитель делает соответствующие выводы. Его Действиями могут быть: - беседа со всем классом; - намечается объект наблюдения;. - намечается объект контроля; - планируется консультация со специалистами; - продумывается мера помощи; - меняется форма проведения урока; - меняется характер задания; - меняется сложность задания; - меняется форма проведения рефлексивного круга; - по-другому формируются группы и пары для совместной - ставятся цели и подбираются упражнения для очередного Но эти упражнения дают ученику и уникальную возможность получения обратной связи от остальных учеников, то есть узнать, каким видят и воспринимают его другие. Здесь соотносится самооценка и оценка тебя другими учениками класса. Это используется в дальнейшем для коррекции собственных действий, что развивает умение видеть себя со стороны. Формируется новый тип отношений с самим собою и окружающими. В четвертую группу входят упражнения, направленные на создание ситуации успеха: не только радостное настроение и не только атмосфера удовлетворенности от своей деятельности, но и атмосфера ожидания радости в следующий раз. Такие упражнения помогают ребенку как проанализировать свои действия, так и увидеть результаты других ребят, сравнить себя с ними. Но, самое главное, они дают возможность прогнозировать радость от своих действий. Подбирая упражнения для проведения рефлексивных кругов, учителю валено: - грамотно адаптировать все упражнения для своего класса в - владеть определенным набором средств, которые способ - предпочитать работу в малых группах, что ставит учащих - не повторять упражнения, чтобы не потерять новизну для Особо следует продумать вопрос о месте проведения, где будет проходить рефлексивный круг. Подумайте, какое помещение лучше подойдет для проведения выбранного вами упражнения. Желательно, чтобы оно было с привычной для детей обстановкой, чтобы в нем не было большого количества разнообразных предметов, которые могут отвлекать детей во время занятий. Заранее подготовьте все необходимые материалы и повесьте на дверях табличку с просьбой не заходить к вам во время проведения рефлексивного круга, чтобы ничего не отвлекало вас и ребят. Продумайте, как ребята будут сидеть. Чаще всего действительно нужен круг, но есть упражнения, когда можно работать и в привычной для них обстановке классной комнаты. Есть упражнения, когда стулья совершенно не нужны, а иногда лучше предложить сесть на коврик на полу. В зависимости от цели, темы и выбранных форм время проведения рефлексивных круга варьируется от 10 до 40 минут. Такие круги могут проводиться до уроков, между уроками или в конце дня по усмотрению учителя. Непосредственно на уроке рефлексивный круг занимает 3-5 минут. Его можно включать как в начало урока, так ив конец или в любой удобный момент урока. Если рефлексивный круг проводится в начале рабочего дня или урока, то он может стать своеобразным косвенным настроем на работу, с использованием музыки, небольшой игры или затеи, чтения специально подобранных рассказов, стихов. Возможно, дети поговорят о прошедшем дне или уроке, сделают прогноз на предстоящую работу, выработают правило успешной деятельности. К месту здесь будет и рефлексивная деятельность, направленная на выявление уже имеющихся знаний, на планирование работы. Это может быть самооценка или взаимооценка, к примеру, проведенного теста на выявление знаний по новой теме, то есть создается ситуация «интеллектуального конфликта», после чего формулируется учебная задача и намечается небольшой план действий для изучения этой темы. Кроме того, это может быть выработанный вместе с детьми особый ритуал начала работы. Сам ход рефлексивного круга состоит из трех моментов: разогрева, так называемой рабочей части и завершения. Не стоит начинать рефлексивный круг сразу с выбранного вами упражнения или разговора. Дайте ребятам возможность перейти от одной формы работы к другой, настроиться на работу в круге, помогите забыть им то, чем они занимались пять, десять минут назад, и быстрее включиться в новый вид деятельности, помогите вспомнить особенности работы в круге. Для этого подбираются особые упражнения для так называемой «ломки льда». Не обязательно они должны быть связаны с темой занятия. Главная цель этих упражнений - снять напряжение, излишнюю возбудимость, настроить на работу. Очень хорошо сюда подойдут упражнение «Поменялись местами», которое поможет заодно и рассадить слишком болтливых друзей, которые изначально сели вместе, и упражнение
«Миксер», где ребята, разговаривая в маленьких группах, уви--дят, что не так страшно говорить перед другими. Далее следует рабочая часть, где проводятся основные упражнения по теме рефлексивного круга. Подбирать упражнения следует соответственно возрасту и развитию детей. Не теряйте контроль над временем. При необходимости логично прерывайте упражнение - пусть оно завершится на следующем занятии. Если дети маленькие, специально планируйте проведение выбранного вами упражнения по частям. Это будет также стимулом к тому, что дети будут ждать следующего занятия. Не разрешайте детям отнимать время у других рассказами или действиями, не относящимися к теме занятий. Используйте приемы прерывания, чтобы возвращать их к теме. И, что особенно важно, скажите ребятам, что нет игры ради игры и, по возможности, перед каждым упражнением или после спрашивайте у детей о целях этих упражнений, их значимости для класса в целом и каждого в отдельности. Способность управлять одновременно и содержанием, и процессом является ценным умением ведущего группы. Термин прогресс употребляется здесь, когда речь идет о взаимоотношениях между участниками группы. Иными словами, процессом называется все то, что составляет область взаимоотношений в группе - мысли, чувства и поведение участников непосредственно на занятии. В завершение каждого рефлексивного круга проведите одно из упражнений для получения обратной связи, подведите итоги, не забудьте поблагодарить детей за работу. Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого, говорить перед другими, командою вать, подчиняться, сотрудничать. Между учащимися складываются отношения в психологически безопасной форме. Благодаря рефлексивным кругам дети могут вынести из школы в самостоятельную жизнь необходимые социальные навыки и качества личности. К таким навыкам, в первую очередь, относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки были выработаны. Поэтому, чем раньше развивать их в детях, тем мы можем быть более уверенными в том, что они смогут проявить их даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Проводя рефлексивные круги, учитель получит уникальную возможность помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.
|