![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выяснять место учителя во время свободной самостоятельной деятельностибудем на седьмой день.
Это еще раз поможет детям понять, насколько важна роль самодисциплины в условиях, когда учитель не выступает в роли надсмотрщика, дрессировщика или пастуха. Интересно будет детям предложить сравнить обычные уроки со временем, отведенным для свободной самостоятельной учебной деятельности. Как понимают маленькие ученики роль учителя на уроке, и где определят ему место во время свободной самостоятельной учебной деятельности? Каждая группа обговаривает и решает это по-своему. Используя геометрические фигуры, символизирующие учеников и учителя, ведущий этого разговора моделирует несколько ситуаций и предлагает детям угадать эти ситуации и поговорить о них. Главным вопросом этого разговора будет вопрос о том, почему учитель в той или иной ситуации занимает такую позицию. К примеру, пусть это будет урок, прогулка или движение строем. Особо следует уделить внимание кругу. Спросить, как дети думают, зачем учитель иногда предлагает сесть всем в круг? Затем после этого разговора дать возможность по группам смоделировать такую ситуацию, когда класс занимается свободной самостоятельной учебной деятельностью, и найти место учителя там. Интересно узнать, а что, по мнению детей, должен делать учитель в день самостоятельной работы. Отнеситесь к мнению детей очень внимательно, по возможности записывайте предложения детей и всем видом показывайте, что для вас мнение ваших учеников очень важно. Вероятно, что в конце этого разговора вам удастся ответить на следующие вопросы: - Нужен ли учитель во время самостоятельной работы? Для - При каком условии учитель может больше уделить внима - Можно ли считать свободой, если один человек (учитель) - Всегда ли человеку необходим контроль над своей дея - А если у маленького человека нет контроля со стороны Значит, надо учиться контролировать свои действия и свое поведение самому. Этому тоже можно научиться в группе продленного дня во время свободной самостоятельной деятельности. В итоговом кругу вновь будет разговор о том, как работалось в этот день, нужна ли была кому помощь и для какой цели. А на оценочных линеечках можно отметить, трудно ли без взрослых контролировать свою дисциплину и насколько у кого это получилось сегодня. На восьмой день дети уже уверенно чувствуют себя во время свободной самостоятельной учебной деятельности, значит, можно проводить уже более глубокую рефлексию. К примеру, такую. Учитель разыгрывает ситуацию с игрушками, где каждой игрушке отводится какая-то определенная роль. Детям предлагается узнать в героях инсценировки себя. Далее идет разбор ситуаций, делаются выводы. Ситуации могут быть следующими: • Я сегодня буду делать в основном математику, потому что я ее люблю больше, чем другие предметы.
• Для меня главное сделать как можно больше разных номе • Я сегодня и почитаю, и по русскому задание сделаю, и по • А я буду заниматься тем, чем мне интересно. Мне, напри • По русскому языку труднее карточки, я их брать не буду, • Сначала я возьму тетради для контрольных работ, посмот • Задачи я брать не буду: с ними долго сидеть, а потом вый Это упражнение поможет научить ребят обдуманно подходить к планированию своей работы. Уже с первых дней начинается разговор о целенаправленности действий. То есть закладывается основа целеполагания и планирования, что является составными компонентами личностной свободы. Итоговый круг можно разделить на две части. Сначала учитель предлагает детям проанализировать день, отвечая на вопросы в своей тетрадочке, закрашивая квадратики определенными, ранее обговоренными цветами. Вопросы могут быть: - Было ли сегодня выбирать труднее, чем в предыдущие - Был ли внутренний спор двух «Я»: не хочу и надо? - Вам удалось сделать больше, чем всегда? - Ваша работа принесла вам радость и удовольствие? то, чем он занимался сегодня, и насколько это важно для него.
|