![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учим быть школьниками
Неизвестности первого дня и ряд удивительных открытий, которые могут позволить себе сделать дети и учитель благодаря включению детей в свободную самостоятельную деятельность. Начинается все сразу, как только у первоклассников, посещающих группу продленного дня, начинается самоподготовка. Но к чему же готовиться, если уроков на дом пока не задают? И разве можно считать себя настоящим школьником, если нет
домашних заданий?! Вот и предложите детям задавать домашние задания самим себе. Это, оказывается, так интересно! Можешь задавать себе какие хочешь задания и сколько хочешь. Для начала парты расставляются не как обычно, рядами, а автономно по всему классу, где по две, где вообще по одной. Но в самом центре свободно от парт - там, в кругу, стоят стулья. В глазах детей вопрос: «Что будем делать?». Оказывается, самостоятельно, без учителя, учить себя, то есть в самом что ни на есть прямом смысле учиться. Но учитель не собирается как можно подробнее рассказывать, что для этого нужно делать. Его цель — предоставить детям. возможность самим понять, что значит свободная самостоятельная учебная деятельность. Пусть первый день будет днем разведки, где ребята почувствуют всю необычность этого времени, а учитель сможет понаблюдать, насколько владеют свободой дети его класса. С самого первого дня начинается зарождение традиций начала свободы. Работа начинается с совместного круга. Круг был всегда чем-то единым, целым. У круга нет начала и нет конца, а значит, и нет того, кто сидит первым и кто последним. Нет необходимости вставать, когда надо что-то сказать: всем видно и слышно друг друга и есть возможность смотреть в глаза говорящего. В кругу можно сесть с кем хочешь, и всегда будешь чувствовать плечо друга. С круга начинается свободная самостоятельная учебная деятельность, кругом и закапчивается. Возможно, традицией станет начинать разговор с какой-то песни, игры или слов медитации. Это сможет стать сигналом к началу разговора. Далее, если нужно снять напряжение, немножечко расковать ребят и расположить к себе, а также рассадить тех, кто знает друг друга и так и норовит потолкаться •, и поболтать, можно провести тест-игру с пересаживанием. Учитель говорит утверждения, а те ребята, кому они подходят, обязательно встают со своих мест и пересаживаются на другие освободившиеся места. Утверждения могут быть совершенно разными. Но начинать надо с самых простых, таких, что точно знаешь, что поймет тебя каждый и захочет выполнить. Подбирая утверждения, учитель имеет уникальную возможность больше узнать о детях своего класса. Каждый раз эти утверждения разные. Вот, к примеру, утверждения, которые могут прозвучать в первый день: • Поменялись местами те дети, у кого обувь с белой подош • А теперь те, у кого в одежде есть что-то синее. • У кого в квартире живет кошка. • Кто живет выше четвертого этажа. • Поменялись те, кто считает, что он читает довольно быстро. • Кто знает, сколько будет 20 + 30.
• Кто любит рисовать красками больше, чем карандашами. • Кто в садик совсем не ходил... и т. п. Вот и подвигались немного, и пошумели, и посмеялись, ведь многие утверждения идут с комментарием учителя. И, что немаловажно, немного успокоились: оказывается, что и учительница нестрогая, улыбается, и ребята не все умеют и имеют. Совсем даже не страшно. А почему сегодня все так необычно, никто, оказывается, кроме учительницы, и не знает. Значит, нужно ее внимательно послушать. Но учитель, заинтриговав, не торопится рассказывать о свободной самостоятельной учебной деятельности все. Он дает возможность детям самим разобраться, что же такое учить себя, что такое учиться. В первый же день учитель обязательно познакомит детей с различными материалами и пособиями, научит пользоваться ими, покажет, где они стоят. Из круга все расходятся по своим рабочим местам. Но в первый раз найти себе пару для работы будет очень трудно. Ребята плохо еще друг друга знают, долго будут выбирать, с кем сесть. А если за парту сядут друзья, то неизвестно, получится ли у них работать вместе, не мешая друг другу. Поэтому учитель предлагает детям сесть так, как они обычно сидят на уроках, или составляет новые пары, работоспособные, на его взгляд. Вот здесь начинается наблюдение учителя. Можно увидеть: - как пары решили, куда сядут; - кто как подготовил свое рабочее место; -кто из детей к какой полочке подошел, какой материал взял; - кто как долго работает с материалом; - кто делал перерыв во время работы и что делал в это время; - есть ли такие дети, кто долго не приступал к работе и по - кто мешал работать другим; — кто не смог работать без консультации учителя. Свободную самостоятельную деятельность в первые дни следует проводить не более 20-25 минут. Этого будет достаточно, чтобы ребенок понял, что такое свободная самостоятельная учебная деятельность, а учитель понаблюдал за обстановкой в классе й смог продумать, о чем же он будет говорить с детьми на рефлексивном круге, ведь после самостоятельной работы все снова собираются в круг. Делаются первые попытки отрефлексировать, чем же время свободной самостоятельной учебной деятельности отличается от урока. Здесь же начинается работа со специальной тетрадочкой, где каждый в конце первого дня отметит на своих отметочных линеечках, насколько ему понравилось учиться и насколько трудно было учиться. Вот и тема для разговора. Вопрос времени может решить второй день. Начинается работа над правилами успешной самостоятельной деятельности. Сначала - круг. Учитель выясняет настроение каждого и в целом класса, что может быть продолжением зарождения традиций. Это каждый делает в своей тетрадочке, где обводится одна клеточка и закрашивается таким цветом, какое у кого настроение. Учитель просит желающих поделиться со всеми, гю- чему такое настроение, с чем оно связано и подводит к разговору о свободной самостоятельной деятельности. Сначала выясняется, помнят ли дети о том, чем время, отведенное для свободной самостоятельной учебной деятельности, будет отличаться от уроков, что понравилось или не понравилось им в прошлый раз и что надо сделать, чтобы сегодня было лучше. Учителю нужно быть готовым к разным вариантам продолжения этого разговора. Возможно, в этот раз вы будете говорить о том, что передвигаться по классу надо тихо и разговаривать, при необходимости, тоже тихо. В этих случаях проводятся мини-уроки социальной жизни, где на личном примере учитель показывает, как это делать так, чтобы никому не мешать. По желанию несколько ребят повторяют за учителем. Мини-уроки социальной жизни проводятся по мере необходимости. Но главная-то тема второго дня - вопрос времени. Разговор о нем обязательно проводится в один из первых дней. Для решения этого вопроса класс делится на группы. Каждая группа получает полоски бумаги двух цветов и ножницы. Группа решает вопрос, сколько заданий реально выполнить до отдыха и сколько времени отдыхать. Учитель наблюдает за работой групп, не вмешиваясь. Затем в общем кругу идет обсуждение решений групп и выяснение вопроса, а что же делать во время отдыха, то есть как отдыхать. На листе бумаги полосками выкладывается принятое решение, где по длине полосок видно, сколько по времени выполнять учебные задания, а сколько отдыхать. Получившаяся опорная схема вывешивается на видное место, чтобы, по необходимости, возвращаться к этому вопросу. Как только группы закончат свою работу, стоит поговорить о том, как ребятам работалось, так как в дальнейшем детям часто предстоит работать в малых группах. Можно спросить: - Как вы думаете, почему мы разбивались на малые группы? - Понравилось ли работать в группе? - Что важно при работе в группе?
оворкова - Кто из ребят в группе больше всех подавал идей? Так уже с первых дней закладывается основа работы в малых группах, что учит работать сообща, ответственности за общую работу, ведь в группе не удастся промолчать, как в общем кругу, здесь от мнения каждого зависит решение. Работая в маленькой группе, ребенок получает шанс стать в активную позицию и даже взять на себя лидерство. Можно сделать группы постоянного состава, а можно менять ребят, что научит их находить общий язык с разными детьми. Для деления класса на группы можно использовать различные способы. Вот некоторые из них: • Заранее разрезается несколько картинок (по числу предпо • На стульях с обратной стороны крепятся разноцветные • Можно собраться по цепочке, где сначала выбираются • Для разбивки на группы можно использовать игру. Напри В зависимости от цели наблюдения, а учитель постоянно ведет наблюдения, можно, конечно, образовать группы и по желанию детей, и по характеру, и по темпераменту. Вот где интересно будет наблюдать, как будут работать группы, где соберутся все лидеры, а кто возьмет на себя лидерство в группе, где будут дети, которые чаще всего отмалчиваются. После рефлексивного круга начинается свободная самостоятельная учебная деятельность, во время которой учитель вновь наблюдает, кто с какого предмета начал, сколько по времени дети работают, сколько отдыхают, какому предмету отдают предпочтение, получается ли сегодня работать тише и никому не мешать. В конце дня в кругу идет разговор о том, как работалось в этот день, какое настроение у ребят. Затем предлагается устно выполнить упражнение «Неоконченное предложение» с одним общим началом: «Оказывается...». А также учитель может создать атмосферу ожидания следующего дня, предложив детям рассказать о самом интересном материале, с которым они сегодня работали, что поможет другим сделать свой выбор в следующий раз.
|