![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарий для родителей
Проблема адаптации к школьной жизни - залог успешности обучения ребенка и его личностного благополучия. На что хотелось бы обратить особое внимание: • Период привыкания к школе требует специальной организации жизни и деятельности школьников. В методическом письме Министерства образования РФ подчеркивается, что первые два-три месяца в первом классе необходимо уменьшить
число уроков (проводить не четыре урока в день, а три), больше внимания уделить деятельности, которая сплачивает, объединяет детей (прогулки, игры, творческая совместная деятельность). • Период адаптации не только организационно отличается от обычной школьной жизни. Особое значение приобретает характер общения с учащимися. Наверное, девизом этого периода могут стать слова «Дойти до каждого». Учитель должен много рассказывать школьникам, читать им, обсуждать с ними близкие им и волнующие их темы (о семье, о друзьях, о любимых занятиях). Очень важно найти возможность каждому уделить хоть немного «личного» внимания - о чем-то расспросить, улыбнуться только ему, подмигнуть и многое другое, что составляет характеристику положительного общения. Стоит обратить внимание и на некоторые жесты, движения, устанавливающие особые связи между учителем и ребенком (погладить, дотронуться, обнять и др.). Конечно, нельзя дать четкие рецепты, как организовать процесс обучения, чтобы он был безболезненным для каждого ребенка. Учитель выбирает стиль своего поведения в зависимости от характера и особенностей школьников. Вместе с тем полезно обсудить опыт разных школ и педагогов по организации адаптационного периода. Приложение 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ, ОПЫТ САМОДИАГНОСТИКИ 1. Что, по Вашему мнению, важнее всего в воспитании? а) Окружить ребенка теплом и заботой; б) воспитать уважительное отношение к старшим; в) выработать определенные взгляды и умения. 2. Если кто-то в классе отвлекается, Вас это раздражает? ••. а) Да; б) нет; в) в зависимости от настроения. 3. Что Вы испытываете, когда ученик на уроке излагает а) Интерес; б) смущение; в) раздражение. 4. Что Вы делаете, если класс не приведен в порядок? а) Не могу начать урок; б) не обращаю на это внимания; в) зависит от ситуации. 5. Что Вы делаете, когда несправедливо поступили с учени а) Трудно признать это; б) готов признать свою неправоту; в) таких случаев не было. 6. Какие отношения для Вас важнее? а) Отношения с учениками; б) отношения с коллегами; в) не знаю. 7. Вызывают ли у Вас некоторые ученики раздражение, ко а) Часто; б) иногда; в) никогда не вызывают. 8. Как действует на Вас присутствие на уроках посторон а) Воодушевляет; б) никак не отражается; в) выбивает из колеи. 9. Считаете ли Вы своим долгом сделать замечание школь а) Да; б) нет; в) в зависимости от ситуации.
10. С одинаковой ли теплотой Вы относитесь ко всем своим а) Не уверен; б) нет; в) да. 11. С кем Вы предпочитаете общаться во время перемены? а) С учениками; б) с коллегами; в) побыть в одиночестве. 12. Всегда ли Вы идете на урок в приподнятом настроении? а) Никогда; б) иногда; в) всегда. 13. Превосходите ли Вы по каким-нибудь качествам своих а) Нет;, : р б) не уверен, что такие качества есть; в) да. 14. Под руководством какого начальника Вы предпочитаете а) Того, который дает четкие указания; б) того, который не вмешивается в работу; в) того, который дает простор для творчества. 15. Приходилось ли Вам высказывать суждение о вещах, в а) Да; б) нет; в) не помню. 16. Как Вы относитесь к случайным встречам с учениками а) Это доставляет мне удовольствие; б) это вызывает у меня чувство неловкости; в) это не вызывает у меня особых эмоций. 17. Как часто без видимых причин Вы чувствуете себя сча а) Часто; б) редко; в) никогда. 18. Как Вы относитесь к замечаниям со стороны коллег, и а) Мало волнуют; б) иногда задевают; в) часто задевают. 19. Придерживаетесь ли Вы во время урока намеченного а) Всегда; б) предпочитаю импровизацию; в) зависит от ситуации. 20. Случалось ли Вам нелестно отзываться о своих коллегах? а) Да; б) нет. 21. Согласны ли Вы с мнением, что каждого ученика нужно а) Согласен; б) не согласен; в) что-то в этом есть. 22. Хватает ли Вам теплоты и поддержки со стороны а) Да; б) иногда; в) нет. 23. Какие чувства вызывает у Вас мысль о предстоящей а) Доставляет удовольствие. б) особых эмоций не вызывает. в) недовольство.
24. Как Вы реагируете, когда видите, что ученик ведет себя а) Плачу ему той же монетой; б) игнорирую этот факт; в) предпочитаю выяснить отношения. 25. Готовитесь ли Вы к урокам? а) Обычно да; б) иногда; в) всегда. 26. Что для Вас важнее всего в работе? а) Привязанность учеников; б) признание коллег; в) чувство собственной необходимости. 27. Зависит ли успех от Вашего физического и духовного со а) Иногда; б) не зависит. 28. Сомневаетесь ли Вы в дружелюбном отношении к Вам а) Не сомневаюсь; б) сомневаюсь; в) затрудняюсь ответить. 29. Что Вы делаете, если ученик высказывает точку зрения, а) Стараюсь поправить его, объяснить ошибку; б) перевожу разговор на другую тему; в) пытаюсь понять его точку зрения. 30. Опаздываете ли Вы на работу? а) Регулярно; б) изредка; в) никогда не опаздываю. 31. Что Вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика? б) один на один сделаю замечание коллеге; в) сочту некорректным вмешиваться. 32. Работа дается Вам ценой большого напряжения? а) Обычно да; б) иногда; в) редко. 33. Есть ли у Вас сомнения в своем профессионализме? а) Конечно; б) есть сомнения; в) не приходилось задумываться. 34. Что, по-Вашему, в школьном коллективе важнее всего? а) Трудовая дисциплина; б) отсутствие конфликтов; в) возможность работать творчески. 35. Откладываете ли Вы на завтра то, что необходимо а) Часто; б) иногда; в) никогда. 3.6. Согласны ли Вы с высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»? а) Согласен полностью; б) не согласен; в) что-то в этом есть. 37. Мешают ли Вам уснуть мысли о работе? а) Часто; б) редко; в) никогда не мешают. 38. Выступаете ли Вы на собраниях и педсоветах по вол а) Часто; б) иногда; в) предпочитаю слушать других.
Ж
39. Считаете ли. Вы возмоэюным повысить голос на ученика? а) Если ученик этого заслуживает; б) затрудняюсь ответить; в) это недопустимо. 40. Всегда ли Вы можете найти правильный выход из кон а) Не всегда; б) не знаю; в) всегда. 41. Испытываете ли Вы потребность в общении с ученика а) Да; б) нет; I в) иногда. 42. Находите ли Вы в себе достаточно сил, чтобы спра а) Редко; б) обычно; в) всегда. 43. Приходилось ли Вам выполнять приказы не вполне ком а) Да; б) не помню; в) нет. 44. Как Вы относитесь к непредвиденным ситуациям на а) Мешают учебному процессу; б) игнорирую; в) использую. 45. Случалось ли Вам быть не совсем искренним с людьми? а) Да; б) нет; в) не помню. 46. На чью сторону Вы встаете в конфликте между учите а) На сторону ученика; б) на сторону учителя; в) сохраняю нейтралитет. 47. Бывают ли у Вас проблемы со здоровьем в начале или в а) Как правило, да; б) не всегда; в) проблем со здоровьем нет. 48. Относятся ли Ваши ученики к Вам с симпатией? а) Да; б) не все; в) не знаю, 49. Вызывают ли у Вас требования начальства протест, а) Не вызывают; б) не знаю; в) вызывают. 50. Вызвали ли у Вас трудности ответы на пекоторые во а) Да; б) нет. Приложение 5 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ (заполняется родителями) 1-я шкала. Успешность выполнения школьных заданий: а) правильное, безошибочное выполнение школьных заданий; б) небольшие помарки, единичные ошибки; в) редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заме- ной;
г) плохое усвоение материала по одному из основных пред д) плохое усвоение программного материала по всем предме 2-я шкала. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий: а) ребенок работает легко, свободно, без напряжения; б) выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка в) иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, г) выполнение школьных заданий требует от ребенка опре д) ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, 3-я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий: а) ребенок сам справляется со школьными заданиями; б) работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи в) иногда обращается за помощью, но чаще выполняет зада г) ребенок мог бы справляться со школьными заданиями са д) для выполнения ребенком школьных заданий требуются 4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу: а) ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу; б) спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения; в) иногда проявляется сниженное настроение; г) случаются проявления отрицательных эмоций: - тревожность, огорчение, иногда страх; - обидчивость, вспыльчивость, раздражительность; д) преобладание депрессивного настроения или агрессии 5-я ш к а л а. Взаимоотношения с одноклассниками: а) общительный, инициативный, легко контактирует с деть б) малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к в) сфера общения несколько ограничена, общается только с г) предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать д) наблюдаются трудности в общении: - замкнут, изолирован от других детей, предпочитает нахо - инициативен в общении, но часто проявляет негативизм 6-я шкала. Общая оценка адаптированности ребенка: а) высокий уровень адаптированности; б) уровень адаптированности выше среднего; в) средний уровень адаптированности ребенка; г) уровень адаптированности ребенка ниже среднего; д) низкий уровень адаптированности. Приложение б СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (заполняется учителем)
|