![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности организации урока в нервом классе
Учитывая особенности шестилетних первоклассников, целе-j сообразно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два структурных элемента: организационный момент и основная часть. Организационный момент следует использовать для обучения детей умениям организовать рабочее место (достать учеб-! ник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь, карандаш и т. п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструк- Ш ция учителя, подробно объясняющая, что и как делать. Можно использовать прием проговаривания последовательности действий. Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и пожелания. Основная часть урока должна быть «дробной», то есть состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Например, недопустимо, чтобы дети целый урок непрерывно писали или читали, так как и та и другая деятельность очень трудна для ребенка, и утомление наступает в этом случае весьма быстро. В этом случае письмо прерывается, например, осязанием вырезанных букв, выкладыванием их на парте, конструированием буквы из разных элементов и др. Чтение можно дополнить рассматриванием иллюстраций, слушанием музыки, рассказом учителя или детей. Хорошо, если отдельным структурным элементом является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рассматривание иллюстраций хорошо сочетается с рассказом учителя, а работа в рабочей тетради - с коллективной беседой. Необходимо обратить особое внимание на использование игры как структурной части урока. Обычно учитель предпочитает дидактическую игру. Действительно, игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе игры дети усваивают систему эталонов - сенсорных, этических, практических и других, уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира, они учатся применять их в различных ситуациях. Объединяет игру и учение и одинаковый способ действия, который использует школьник, например, классификация, сравнение, анализ и Др. Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, имеет коллективный характер: в процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий ре-зультат деятельности. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами. Сделаем вывод: игра с правилами, и прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной. Однако при всей важности игр с правилами ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Почему? Важной задачей формирования личности ребенка является развитие его творческих способностей, основа которых - воображение. Поэтому на любом уроке необходимо найти возможность развивать воображение. А для этого весьма подходит ролевая игра. Особенность этого вида в том, что участники сами устанавливают ее правила, строят сюжет, распоряжаются взятыми на себя ролями. Ролевую игру можно использовать на уроке по любому предмету. При построении учебного процесса в первом классе, где учатся шестилетние дети, необходимо учитывать, что ребенку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объекты окружающего мира и их изменения (преббразо-вания). Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребенок начинает работать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель должен создать на уроках возможность для деятельности на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы, действовать с предметами-заместителями и пр. Такое обучение создаст важнейший фундамент для формирования логического мышления. Нецелесообразно злоупотреблять наглядностью и теми ее средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлекательность обучения. Например, урок ведет не учитель, а. Незнайка, Буратино или другой сказочный персонаж; стены класса увешаны картинками, рисунками, плакатами, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку или проходимой теме. Нередко все это приводит к отрицательному эффекту: ребенок перестает реагировать на наглядные средства обучения, прицыкает к ним, его внимание начинает фиксировать только яркие, но не всегда существенные особенности изучаемого объекта. Или он начинает играть с героем, отвлекается от темы урока, становится ] невнимательным. Поэтому нужно быть очень требовательным к оформлению стен, доски, подбору наглядности для урока в первом классе: необходимо соблюдать меру, строгость, динамичность, средства наглядности должны отражать изучаемую тему и вовремя заменяться другим. Желательно предусмотреть на уроке проведение творческих учебных заданий: придумать что-то, догадаться, подобрать собственные примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильный ответ. Необходимо обратить внимание на организацию обучения письму в первом классе. Для детей 6-7 лет еще очень трудны тонко координированные движения при письме. Письмо утомительно для младшего школьника. Для эффективного формирования навыка письма на начальном этапе (букварный период) необходимо дать ребенку четкое представление о траектории движения при письме каждого элемента и буквы (точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки), учитывая, что каждый элемент пишется отдельно, а связность и слитность письма формируются только на следующих этапах обучения. Категорически запрещается форсировать темп письма - каждый ребенок НИ начальном этапе обучения имеет свою скорость письма. При одновременном выполнении письменных заданий под диктовку учителя всем классом рекомендуется учитывать индивидуальные особенности скорости письма учащихся. При обучении письму леворуких детей следует использовать инициальные прописи. 11ри обучении письму рекомендуется регулярно (через каждые 5 7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и ритжнмание, потряхивание кистями. Наилучший эффект дает уочетнние гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и Грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их можно снова заняться письмом. Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда забывает о важнейшем правиле их проведения - систематичности. В последние годы распространилась тенденция обучения первоклассников письму с использованием широкой разлиновки. Такое письмо в большей мере учитывает возрастные особенности детей: ребенку шести-семи лет писать в узкой строчке очень трудно, значительно быстрее устает рука, возрастают на- | пряжение и усталость. В результате школьник пишет некрасиво, | получает замечания учителя и, что естественно, снижает его интерес к этой деятельности, возникает стойкое нежелание заниматься письмом. При обучении чтению категорически запрещаются проверка скорости чтения в течение всего учебного года и определение средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение года, не сравнивая со скоростью чтения других детей. Нормативных значений скорости чтения, которых должен достигнуть ребенок к концу первого года обучения, нет. У каждого ребенка может быть своя ско- \ рость чтения, важно совершенствование качества чтения (приоритетным является понимание прочитанного). В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора. Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры. Например, разместить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фикси- руют взор на этих зрительных метках, в течение 1, 5-2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища. Следует проводить 2-3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в многократном (15-20 раз в течение 3 минут) переводе взора е мелкого (3-5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см ОТ глаз (это может быть и собственный палец), на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз, скажем, на классную доску (для детей, сидящих за последними партами) или дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих на первых партах).
|