Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II этап (август) Семинар-практикум для учителя первого класса
Практика показывает, что если ребенок учится в доброжелательной атмосфере, если он доверяет педагогу, то ему легче преодолеть трудности и пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в развитии младшего школьника. Ключевой психологической особенностью младшего школьного возраста является авторитетность взрослого (прежде всего, учителя), вера в истинность всего, что он «несет», а также доверчивость и восприимчивость. Путь к ученику мы «прокладываем» через учителя. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать оскорблениями и двойками, а помогать ребенку. Формы и методы работы с учителем первоклассников: - диагностика и самодиагностика учителей. Составление - элементы тренингов (СПТ, аутотренинг, тренинг обще
- обмен информацией. Психолог информирует о том, что та - анализ прошлого опыта. Учителя делятся опытом внедре - моделирование уроков. Детальное обсуждение методики III этап (сентябрь) Курс-тренинг «Внимание! Первоклассник!» Главная цель курса - душевное здоровье, эмоциональное благополучие как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно творить, ни полноценно общаться.. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того, что он активно включен и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др.). В этот период в ребенке живут два желания - хочу учиться и хочу играть. Курс «Внимание! Первоклассник!» учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности. Психологический аспект: • - сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия; - формирование у ребенка представления о школе как о мес Педагогический аспект: - формирование умения учиться; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и Курс-тренинг - это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное. По форме, по манере общения курс «Внимание! Первоклассник!» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Программа курса-тренинга «Введение в школьную жизнь»
Знакомство. Режим дня школьника. Схема класса. Школьные традиции. Кто не против нас, тот с нами. Оценка. Я и Мы. Реакция на реплику. Самооценка. Отработка ранее введенных знаков, правил. Как надо и не надо спорить. Разные критерии оценки. Когда непонятно, как надо действовать. Ситуация недоопределенного правила. Общая работа как сумма индивидуальных. Понятно ли мы говорим? Различные стороны сотрудничества. Адресность сообщения.
День 7-й Урок 1 Групповое взаимодействие. Урок 2 Ловушка. Урок 3 Содержательность высказывания.
Учимся доказывать. Поиск выхода из ситуации. Обращение за помощью. Урок 3 Понятность высказывания, точность информации, содержательность вопроса. День 9-й
Урок 1 Учимся аргументировать высказывание. Критерии оценки. Точка зрения оценивающего. Урок 1 Лесная школа. Урок 2 Праздник «Рождение класса». Занятия курса способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом (в отличие от традиционной систе-1 мы), созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер. Особое место в курсе занимают мотивацией ные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познавательной мотивации. Учителя знают, как важно с первого же дня разъяснить детям, что от них требуется. Курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в соблюдении установленного распорядка. В школе, как известно, ставят отметки. Восприятие ребенком оценки его деятельности, в конечном счете, является для него оценкой его личности в целом. Этому способствует реакция родителей, которые встречают ребенка из школы вопросами: «Что ты получил? Какие у тебя отметки?». Задания и беседы в рамках данного курса играют психопрофилактическую роль и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимо- и самооценивания. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки. Учитель имеет возможность уже в течение первых двух недель сделать «фотографию» класса, увидеть всех детей (лидеров и тех, кому нужно уделить больше внимания), отследить эмоциональное состояние каждого ребенка через «срезы» настроения в цвете, которые проводятся в конце каждого дня (основа -цветопись Лутошкина). Также ежедневно учитель получает обратную связь от родителей, присутствующих на уроках. Они в «дневничках» ведут записи наблюдений за группами детей во время занятий, на переменах. Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю». Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями. Параллельно с созданием классного коллектива курс «Внимание! Первоклассник!» способствует формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. Родители наших первоклассников приняли курс, поддерживают его. В течение курса мы систематически проводим анализ занятий. Здесь обсуждаем каждого ребенка, отмечаем, кто был успешен, как вел себя, принимаем конкретные решения, делаем выводы.
|