![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни
Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Первоклассники умеют общаться, проявляют сопереживание, сочувствие, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в быту, игре,.! ученье. Дети способны в определенной мере управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых. Они с интересом участвуют в различной деятельности, хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке. Вместе с тем им еще необходима четкая и краткая инструкция взрослого, а также представленная последов вательность (алгоритм действия). Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить его с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. На достаточно высоком уровне развития у детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, на-за-под, сверху-снизу и пр.), различать расположения фигур на плоскости, находить детали. Дети могут различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира; способны к классификации предметов по форме, размеру, цвету; могут различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей. Среди первоклассников 6-7 лет 30—35 % детей имеют i ^сформированное зрительно-пространственное восприятие. Это может послужить причиной трудностей при обучении письму и чтению, особенно при форсировании темпа письма и чтения. Развитие.зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения: они могут срисовывать простые предметы, цифры, буквы с соблюдением пропорций, соотношений штрихов, размеров. В то же время для детей этого возраста характерно слабое развитие мелкой моторики руки. Около трети детей, поступающих в школу, имеют несформиро-ианность моторных функций и зрительно-моторных координации, что также может стать причиной трудностей при обучении письму и чтению, особенно при форсировании темпа письма. Развитие слухо-моторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п. Уровень развития мыслительной деятельности детей этого возраста обеспечивает возможность успешного школьного обу-4 чения. Наиболее характерными типами мышления являются наглядно-образное и наглядно-действенное, их развитие и совершенствование способствуют формированию логической формы мышления. Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3, 5-7 тыс. слов), грамматически правильной и выразительной устной речи, умения правильно произносить все звуки родного языка, способности к элементарному звуковому анализу слов. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от. условий организации обучения и индивидуальных способностей ребенка. Так, он может заниматься непрерывно одной и той же деятельностью (чтением, письмом, беседой и пр.) не более 10-12 минут, что необходимо учитывать при организации обучения. Особенности памяти: преобладание непроизвольного запоминания, то есть способность к произвольным действиям памяти, особенно в том случае, когда школьников учат специальным приемам запоминания. Такие возрастные особенности детей седьмого года жизни, как сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и другие объясняют и сложность для них статических нагрузок, недопустимость ограничения двигательного режима, трудность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику. В процессе деятельности ре-^ бенка необходимы положительная поддержка и одобрение со стороны педагога, особенно в тех случаях, когда есть трудности в выполнении задания.
|