Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальная работас первоклассниками
И процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоста-min, каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом работы. Всем учителям хорошо известно, какими разными бывают Дети, пришедшие в первый класс. Значительная часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, почти все с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разными приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Какие формы индивидуальной дифференцированной работы можно использовать в первом классе? 1) Задания разной степени трудности. Такие задания предлагаются во многих учебниках и рабочих тетрадях. Суть их в том, что «сильные» дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными детьми. Затем класс обсуждает выполнение «сильными» своих заданий. Мож- но предложить самостоятельные задания разной сложности одновременно и «сильным», и «слабым» детям. 2) Можно использовать специально подобранные общераз- 3) Целесообразно, если на уроке учитель предлагает детям Стиль взаимоотношений учителя и обучающихся При авторитарном стиле взаимоотношений учителя и учащихся главным в процессе обучения всегда является учитель, Это снижает возможность развития учебно-познавательной мотивации, затрудняет формирование у ученика контролирующей деятельности, желание учиться и интерес к учению. Процесс обучения, который не безразличен к роли ученика и по-новому относится к его участию в процессе обучения, дает качественно другой результат. Это выражается в следующем: ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учи-1 телем мере заинтересован в получении хороших результатов! отвечает за свои успехи, промахи и ошибки. Он участвует в дея| тельности контроля и оценки, он сам (естественно, при непо-| средственном участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет свое незнание, ищет причины этого я пути исправления. Как организовать процесс обучения, чтобы у школьника формировались умения учиться? Прежде всего, не-] обходимо предоставить ребенку право выбора способа и пути деятельности. Его участие в обучении заключается не в принятии готового образца (хотя и такой прием тоже иногда оправдан), а в постановке гипотез, предположений, коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи. Чувство снободы выбора («А ты как думаешь?», «А как бы ты стал делать?») делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Особое внимание следует уделить формированию учебно-иознавателыюй мотивации. Оттого, насколько будут сформиро-напы мотивы учения, в значительной мере зависит успешность дальнейшего обучения детей. Эффективным средством для раз-Вития учебно-познавательных мотивов является игра. Стиль общения учителя с первоклассниками должен учиты-иигь особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода фудиости общения в коллективе. Сюда относятся как гипероб-•итслыше дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и Производящие поэтому впечатление ничего не знающих или Невнимательных. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Гон учителя должен быть доверительным и мягким. Недо- .пустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассни-Кнми. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по го-Ьвс, дотронуться и т. п. Это не только успокаивает ребенка, но Вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хороню к нему относится. Необходимо обратить внимание на это [Положение, так как для первоклассника существенно важно иоброс, позитивное отношение к нему учителя, которое не •1ШКП0 зависеть от реальных успехов ребенка.
Учитель должен помнить, что требования к выполнении школьных норм поведения вводятся постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопус-j тимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует тер-| пеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
|