![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа психологической поддержки
Психологическая поддержка помогает человеку преодолевать трудности адаптации к новым социальным условиям, справиться с потенциально стрессовыми ситуациями, сохранить свое психическое и физическое здоровье.
Для разработки программы психологической поддержки первоклассников необходимо учитывать следующие основные положения:. •: • • Психологическая поддержка - это комплекс мероприятий, • Доброжелательные взаимоотношения между участниками • В процессе психологической поддержки дети обучаются • Атмосфера, которая создается при использовании педаго Итогом внедрения программы психологической поддержки в первом классе должна быть гармонизация взаимоотношений взрослых и детей в процессе обучения и во внеучебной деятельности, которая будет способствовать развитию психически и физически здоровой личности. Учитывая разнообразные факторы, трудности, влияющие на процесс адаптации первоклассников, их индивидуальные и возрастные особенности (исследуемые с помощью диагностического инструментария), для успешной реализации программы психологической поддержки детей учитель заполняет «Психологические паспорта» на учеников (объем такого паспорта не должен быть более одной тетрадной страницы). (См. Приложение 7.) Перед всеми учителями начального общего образования в адаптационный период необходимо поставить следующие задачи: 1) Помочь ребенку принять позицию школьника.
2) Помочь осознать появление нового сообщества - класса. 3) Ввести понятие оценки, различные ее критерии (правиль 4) Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества 5) Закончить игровую деятельность. 6) Формировать самооценку обучающихся. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ (советы психолога) Поступление ребенка в школу - это принципиально новый этап в его жизни. В психике дошкольника происходят сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Развитие ребенка через ролевую игру исчерпало свои возможности, что привело к очередному возрастному кризису, разрешением которого и становится следующая ступень развития - начальное обучение. По словам Гегеля, приход в школу - это приведение человека к общественной норме. В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений, (ребенок - взрослый и ребенок - дети). Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, на отношения внутри детского коллектива. На дошкольном этапе благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии. В школе возникает новая структура этих отношений (ребенок - учитель), которая начинает определять отношение школьника к родителям и одноклассникам. Впервые отношение «ре-• бенок - учитель» становится отношением «ребенок - общест-I но». В учителе воплощены требования общества, которые он I постепенно вводит в повседневную жизнь малыша, учит жить I его по определенным правилам. Если и в школе все хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Новая социальная ситуация требует и особой деятельности. Эта деятельность называется учебной и не характеризуется только как усвоение новых знаний и приобретение навыков, а как деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Она должна быть сформирована. Так же, как человек умеет трудиться, он должен уметь учиться, а следовательно, надо создать ему необходимые условия. Наиболее трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который сильно зависит от его индивидуальных особенностей. Впечатлительные, эмоциональные, застенчивые дети нуждаются в особых условиях, часто в эту категорию попадают и домашние дети, которые привыкли быть в центре внимания любящих их взрослых. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. При этом они должны быть терпеливы и^ спокойны, временные неудачи еще не указывают на будущее отставание. Ребенок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут я помогут. Как правило, поступая в школу, все дети хотят учить-1 ся, то есть у них сформирована мотивация, на учение, которую, необходимо сохранить и постепенно перевести в познаватель-1 ную активность (познание окружающего мира и самого себя). «Школьная адаптация» - это решение различных проблем и •Трудностей, возникающих у детей различного возраста; Это за| труднения в учебе и общении. Главная причина школьной деза! даптации связана с характером семейного воспитания, Если ре-| бенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал пережив вания «мы», он и в новую социальную общность - школу 4-входит с трудом. Особенно тяжело детям, где родителей от де4 тей отделяет стена безразличия, отвержения. Другая причина и том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми а основном через отношение к ним учителя, а причины возникно| вения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и егс учебе в семье. Приложение 2 СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ВРАЧА (для родителей первоклассников) Поступление в школу - это огромное событие в жизни ребенка и его родителей. С началом школьной жизни происходят колоссальные изменения в психоэмоциональной сфере ребенка, изменяются мотивации, формируются стиль поведения и привычки, меняются авторитеты. Многократно возрастают физические и психические нагрузки. Изменяется привычный режим дня, фазы труда и релаксации. Укорачивается время сна. Повышается нагрузка на все анализаторы: зрительные, слуховые и т. д. Здоровье вашего ребенка требует повышенного внимания. Хотелось бы дать несколько конкретных практических советов, которые помогут избежать многих проблем, связанных с началом школьной жизни.
|