![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей
При организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, это создание учебной среды, способствующей сохранению здоровья. Предельная наполняемость классов для шестилетних первоклассников - 25 человек, оптимальная - 20 человек. Классы целесообразно располагать не выше второго этажа, площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2, 5 кв. м на одного учащегося. Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярное время (в течение учебного года) - не менее 37 дней. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане таково: 5-6 недель занятий сменяются недельными каникулами. Занятия проводятся < только в первую смену. Не рекомендуется шестидневная неделя. Если школа имеет полный день, то во вторую половину дня не допускается проведение уроков, не рекомендуются также занятия по чтению, математике, письму. Лучше всего это время отдать играм, занятиям искусством, физкультурой, театром, а также прогулкам и экскурсиям. Недельная нагрузка первоклассников не должна превышать 20- часов, то есть ежедневно проводится 4 урока, а в адаптационный период (сентябрь - октябрь) рекомендуется проводить только три урока в день, четвертый урок заменяется экскурсией, играми, спортивными развлечениями и пр. Важно соблюдение продолжительности перемен в школе. Обычно устанавливаются 10-минутные перемены между уроками с большой переменой (динамической паузой) в 45-60 минут после третьего урока. Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением 1-2 физкультминуток. Они могут быть естественным структурным элементом урока. Целесообразно подбирать физкультминутки с учетом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, так как в противном случае они не выполняют своего назначения: действительно, за 20-30 секунд, которые часто отводятся на физкультминутки, утомление не снимается. Поэтому учитель, готовясь к уроку, продумывает и этот структурный элемент, который может занимать 2-3 минуты. Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно четко представлять, на что они направлены. Скажем, приседания с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активизируют, кроме того, чувство общей координации в пространстве. Если возможно, хорошо проводить бег на месте, так как он снимает многие симптомы утомления. Для расслабления (релаксации) полезны дыхательные упражнения, которые тоже можно провести во время физкультминуток: в течение 1-2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления (лес, море, прикосновение к чему-то приятному). Показателем снятия утомления является улучшение самочувствия, ощущение возникшей в классе бодрости, легкости в дыхании. После второго урока по расписанию следует динамическая пауза, которую целесообразно проводить при максимальном использовании свежего воздуха. Активный отдых, подвижные игры на воздухе во время перемен вызывают гораздо больший положительный эффект в функциональном состоянии организма, чем перемены, проводимые в помещении школы. Кроме того, систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, преду-
смотрите двигательную активность в хорошо проветриваемом помещении. Позаботьтесь о том, чтобы в рекреациях имелось простое физкультурное оборудование: маты, стенки, обручи, кегли, шары и др. Дети седьмого года жизни быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока. Вначале в течение некоторого времени наблюдается постепенное улучшение количественных и качественных показателей труда. Это первая фаза работоспособности - врабатывание, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определенную деятельность. Обычно эта фаза длится 5-7 минут. Учитель должен следить, чтобы эти драгоценные минуты детской активности не тратились впустую -на ненужные замечания, формальные инструкции (о позе детей, порядке на столе), а быстро, спокойно настроить учеников на урок. Когда ученик настроился на деятельность, развертывается вторая фаза - оптимальной работоспособности. Все системы организма работают взаимосвязанно и согласованно, обеспечивая высокую активность ребенка при наименьших психофизиологических затратах. Именно в это время ученик лучше всего усваивает значительный объем учебной информации.. Продолжительность этой фазы на уроке зависит от напряженности труда, состояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает для младшего школьника 15-20 минут, после чего наступает третья фаза работоспособности - компенсированного, то есть преодолеваемого утомления.: Внешне эта третья фаза работоспособности хорошо заметна f ребенок начинает проявлять двигательное беспокойство (двигает руками, вертится и т. п.) и явно отвлекается. Учитель должен помнить, что наступление такого поведения связано не с личными качествами ученика (невнимателен, не сосредоточивается, не может себя заставить), а с тем, что дальнейшее поддержание высокой работоспособности в этой фазе становится теперь воз- • 24
можным только за счет нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения. Первые признаки утомления очевидны, однако работу можно продолжить, если изменить ее организационно: например, провести активную физкультминутку, изменить характер учебных заданий (ввести игру, провести упражнения стоя или передвигаясь по классу и т. п.). Сделаем очень важный вывод: младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, иначе наступает четвертая фаза работоспособности - некомпенсированного утомления. Это - предел результативной работы и сигнал к ее прекращению. Попытки педагога продолжить работу (без смены характера деятельности) могут привести к резко выраженным формам утомления и переутомления. Внешние признаки этой фазы - вялость, сонливость, потеря интереса к работе (ребенок отказывается ее продолжать, часто отвлекается). Дети ищут дополнительные точки опоры (ложатся на парту, подНи-рают голову руками, вертятся и пр.). Изменяется работоспособность школьников и в течение учебного дня. Сниженные показатели работоспособности отмечаются в начале первого урока, затем наблюдается подъем до оптимального уровня и закономерное их снижение, начиная с третьего урока. При этом у большинства детей наивысшая активность - от 10 до 12 часов, затем следуют ее спад (особенно к 14 часам) и некоторый подъем в 16-18 часов. Необходимо обратить внимание и на изменение работоспособности учеников на протяжении недели. Так, в понедельник ребенок достаточно трудно входит в рабочий ритм, работоспособность несколько снижена, поэтому-в этот день целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки, так как; движения способствуют подъему работоспособности школьников и облегчают их вхождение в рабочий ритм. Вторник и среда - наиболее благоприятные для учебной работы дни. У первоклассников /лень наивысшей работоспособно- сти - вторник. Начиная с четверга уровень работоспособности снижается, причем в пятницу весьма значительно. С учетом этого нужно строить расписание занятий: дни наибольшей нагрузки - вторник, среда, а остальные дни должны предоставлять ребенку возможность несколько «расслабиться»: заняться физкультурой, музыкой, больше играть, рисовать, конструировать. Физиологами и психологами доказано, что дети шести-семи лет не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать или писать. Поэтому целесообразно проводить уроки, в которых одной теме (одной идее) подчиняются разные виды деятельности. Сейчас в методиках разработано достаточно много вариантов уроков, в которых сочетаются разные умственные и практические деятельности (слушание, наблюдения, решение математических задач, рассказывание, чтение, письмо и др:). Методики, построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, являются в наибольшей степени эффективными и сохраняющими здоровье. Установлено благоприятное воздействие на умственную работоспособность школьника таких предметов, как физкультура, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, поэтому их следует использовать как «компенсаторные» - для снятия напряжения и усталости. Если учитывать это при составлении расписания, то исключается возможность излишнего умственного напряжения и утомления. Например, в пятницу можно проводить уроки окружающего мира, музыки, физкультуры, которые способствуют восстановлению активности детей. Не стоит планировать на пятницу самостоятельные работы по математике, диктанты. Ограничение двигательной активности учащегося (гиподинамия) - одна из самых острых проблем начальной школы. Учитель должен учитывать, что неподвижная поза гораздо утомительнее для организма, чем движения. В соответствии с особенностями детей этого возраста время, в течение которого школьник способен удерживать статическую позу, очень неве-
лико и тем короче, чем меньше возраст. Отсюда вытекает важное педагогическое условие организации процесса обучения младшего школьника: избегать длительного, непрерывающегося сидения за партой. При организации школьного дня необходимо помнить, что ежедневный объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Как добиться этого? Можно предусмотреть гимнастику перед началом уроков (хорошо бы под музыку), продумать тематические физкультминутки (об этом уже говорилось выше), подвижные игры на переменах, спортивные часы после уроков и др. Целесообразно, чтобы школа организовала дополнительные занятия (например, кружки, спортивные секции) ритмики, хореографии, бальных танцев, национальных спортивных игр и т. п. Проводимая ежедневно динамическая пауза также вносит положительный вклад в двигательную деятельность ребенка. Хорошо, если на переменах звучит музыка: дети танцуют, занимаются аэробикой и т. п. Интересен и такой опыт школ: к стенам прикрепляются грифельные доски, во время перемен дети, стоя (что очень важно!), рисуют на них мелом, играют в «крестики-нолики», «небылицы», составляют кроссворды и пр. Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело. Например, чрезмерный уровень возбуждения, скажем, после урока физкультуры или динамической паузы можно спокойно снизить, попросив детей принять стойку на одной ноге. Перевозбужденному ребенку сделать это чрезвычайно трудно. Как только состояние устойчивости достигнуто — учащийся готов к продуктивной деятельности. Учитель может пойти и на другие «педагогические хитрости»: постоять около ребенка, положить ему руку на плечо («снять» возбуждение), разрешить пососать леденец (это тоже способствует уменьшению напряженности), наконец, о чем-то пошептаться с ним. Важное значение имеют динамические и статические физические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног; стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя - максимальное последовательное напряжение ступней, голеней, бедер, ягодиц, живота с последующим медленным расслаблением; в положении сидя ~ подбирание подушечек пальцев ног. ; Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся от одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут, и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важно Fie столько продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела. Естественно, для этой позы нужно подобрать соответствующие виды учебной работы. Например, стоя, дети могут задать друг другу вопросы, провести небольшую беседу, игру или прослушать небольшой рассказ учителя. Хорошо, если в классе стоят несколько конторок. Дети по очереди, по 5-8 минут, работают за конторкой. У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряженности при выполнении учебных заданий. Для них характерны раскрепощенность, свобода движений, хорошая осанка и значительное уменьшение искривлений позвоночника.
|