![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третий деньначинается с круга, где вновь будет предложен выбор - выбор правил успешной работы.
После настроя на работу класс разбивается на группы по 3^-4 человека. Учитель говорит какое-либо утверждение, касаемое работы. Группы совещаются, приходят к одному мнению и по какому-то определенному сигналу говорят все вместе о своем решении. Если они согласны с данным утверждением, то делают то, что предлагает учитель. Например, можно попросить похлопать, потопать, погладить себя по голове, сделать нос, как у Бу-ратино, помахать рукой, встать, похлопать по коленкам, скрестить ноги и т. п. В утверждения могут войти любые нюансы свободной самостоятельной деятельности, которые следует уточнить и обсудить. Возможны варианты: • Во время свободной самостоятельной деятельности можно • Сначала надо браться за математику. • Один и тот же материал брать нельзя. • В туалет можно выйти, когда хочешь, не отпрашиваясь. • Материал надо положить туда, где брал. • Все задания выполнять аккуратно. • Можно просто так посидеть и ничего не делать некоторое И тому подобное. После каждого утверждения и принятия решений в группах Таким образом, учитель ненавязчиво предлагает осмыслить и выработать правила самостоятельной работы. В этот день можно попытаться дать возможность выбора, кто с кем будет сидеть. Но сначала необходимо настроить на выбор. Для этого на мини-уроке социальной жизни показывается, как готовить место для того, чтобы было удобно работать, а затем начинается разговор о том, каким должен быть человек, с кем бы можно было сесть во время свободной самостоятельной деятельности. Так начинают закладываться основы климата психологической безопасности в классе. Учитель наблюдает за образовавшимися парами. Смотрит, какие пары остались прежними, почему другие пары разбились, как себя чувствует тот, кого никто не хотел брать в пару. Особое внимание надо уделить тем, кто по каким-то причинам не был на первых занятиях, помочь им. На контроле должны быть дети, которые поняли, что никто им ничего указывать не будет, а значит, можно и ничего не делать. А так как скучно долго ничего не делать, то нарушается дисциплина, что мешает работать остальным. Следует также помочь и тем детям, которые испытывают неуверенность при самостоятельной работе с материалом, дать консультации тем, кто берется за трудные карточки. На итоговом круге предложите детям сравнить три первых дня свободной самостоятельной деятельности, посмотреть, кто сколько сделал, какому предмету отдавал предпочтение. Это дает возможность сравнить свою работу с работой других. Можно спросить, кто о чем подумал, сделав такие наблюдения. На оценочных линеечках можно показать, насколько кому понравилась сегодня своя работа по сравнению с другими днями. Можно попросить показать, насколько устали. Четвертый день, и вновь работа над составлением правил. Как вы заметили, работа над правилами ведется не один день. Во-первых, каждый ребенок должен понять, что такое день свободной самостоятельной учебной деятельности, чтобы знать, зачем нужны правила. Во-вторых, надо дать время осмыслить их значимость. В-третьих, надо попытаться сделать все, чтобы правила эти придумали сами дети, а учитель только направлял их мысль, тогда они станут гордиться своими правилами и учитель вправе будет сказать: «Вы ведь сами придумали эти правила, так почему же нарушаете их?». Как только закончится работа над выработкой правил, закончится организационный период. Торопиться не стоит. При необходимости он может длиться хоть полгода. Если дети хорошо осмыслят эти правила, примут их и не будут нарушать, то будет большая отдача от их свободной деятельности - самостоятельной работы без принуждения и указаний и они будут получать от этого большое удовлетворение. На четвертый день можно, к примеру, оформить ленту с правилами, которую потом постоянно вывешивать. Для изготовления этой ленты учитель заранее на небольших полосках бумаги пишет различные действия, необходимые для успешной работы, о которых говорилось на предыдущих занятиях. В классе всегда найдутся дети, которые уже умеют читать. Они получают по одной-две таких полоски. Если читающих детей мало, то пусть они работают в паре с теми, кто не читает, чтобы читать им и принимать решение вместе. Также учитель подбирает яркие большие картинки, соответствующие правилам. Картинок может быть пять-шесть, таких, к которым могли бы подойти сразу несколько правил. Учитель показывает по одной картинке. Дети знакомятся с тем, что у них написано на полосках бумаги. Те, кто считает, что написанное у них на полосках утверждение соответствует картинке, поднимают руку и зачитывают его. Идет обсуждение. Затем картинки с правилами крепятся на длинной полоске бумаги, и, при необходимости, учитель обращает внимание детей на ту или иную группу правил. На полосках может быть написано: • Надо стараться делать все самостоятельно. • Если ты отдыхаешь, то никому не мешай. • Ходи по классу и школе тихо. • Надо учиться разговаривать тихо. • На полочках с материалами всегда должен быть порядок. • Относись к книгам и пособиям бережно. • Составь небольшой план, что за чем надо делать. • Не плачь, если что-то не получается. • Не обижай и не смейся над товарищем... и т. п. Когда лента будет готова, начинается самостоятельная учебная деятельность. Учитель продолжает вести наблюдение, обращает внимание на материал, который ранее оставался невостребованным, помогает тем, кто испытывает трудности. Если есть такая возможность, то можно привлечь консультантов из числа учеников или родителей. На итоговом круге идет анализ проделанной работы. Для этого предложите детям сравнить свою работу сегодня с работой в предыдущие дни. Можно предложить сравнить по количеству выполненных материалов, посмотреть, сколько разных заданий было выполнено за эти дни и часто ли брали одно и то же пособие, какой по сложности материал использовался. То есть предоставить возможность попытаться сравнить каждого с' самим собой, посмотреть, есть ли какие изменения и почему это произошло. Если будет замечено, что дети в большинстве своем во время свободной учебной деятельности не берут читать книги, то можно обратиться к ребятам, которые занимались чтением;, и спросить у них, о чем они прочитали, что нового узнали. То есть сделать своеобразную рекламу книгам, которые находятся в классной библиотечке, чтобы остальные дети в следующий раз тоже обратили на них внимание. 1 70 На оценочных линеечках можно предложить отметить, насколько каждому мешали работать и насколько каждый мешал кому-то. Сделайте выборочный анализ некоторых линеечек, обратите внимание на объективность самооценки. Укажите тем, кто мешает работать другим. Вновь узнайте настроение детей класса после свободной самостоятельной учебной деятельности.
|