![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осмыслить понятие «ученик» поможет рефлексивный круг последнего дня организационного периода.
Необходимо подготовить несколько предметов. Предметы могут быть такие: коробочка, тетрадь, ситечко для чая, губка для мытья, веточка и т. п. В классе образуется столько групп, сколько намечается взять предметов. Каждая группа получает один из предметов, и только им учитель говорит, что это символ образа ученика. Предлагается доказать, что это так. Дается время на подготовку, а затем все группы выслушивают. Детям удается быть очень убедительными, и тогда учитель спрашивает, так каким же должен быть ученик? Разговор получается очень интересным. Учитель имеет возможность получить обратную связь, узнать, насколько глубоко поняли его ученики сущность учения. В конце дня уже по традиции дети отмечают свое настроение, Учителю не всегда удается пообщаться лично с каждым ребенком, поэтому можно предложить ребятам отметить причины своего настроения на листочке, где уже написаны предполагаемые ответы: - общая атмосфера в классе; - недовольство собой; - собственная успешность в работе;,, - отношение ко мне других ребят; - отношение ко мне учителя; - сегодняшняя погода; - состояние здоровья; - очень личное; - задания, которые я выполнял; - то, о чем я прочитал; -другие причины (по возможности укажите, какие). :..Так изо дня в день учитель, предоставив детям свободу ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Что представляет собой свободная самостоятельная деятельность в школе? Свободная самостоятельная деятельность первоклассников в группе продленного дня может стать вариантом закрепления пройденного материала и самостоятельного знакомства с новой темой. Учащимся предоставляется право работы в автономном режиме. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя цель деятельности, напрямую связывая ее с усвоением предметных знаний, осуществляет планирование своей деятельности и дает оценку полученным результатам. При этом доминируют методы самостоятельной работы со специально разработанным дидактическим материалом при минимальной консультационной помощи учителя. Свободная самостоятельная учебная деятельность учащихся предполагает: - выбор объекта изучения учеником (предмет, тема); - реальную возможность в постановке конкретных целей; - самостоятельный отбор наиболее целесообразных средств - выбор форм деятельности, самоконтроля, самооценки; - выбор мер помощи; - выбор места деятельности; ••- выбор продолжительности деятельности; - выбор партнера (партнеров) в соответствии с их индивиду Какие этапы предполагает свободная самостоятельная деятельность? Постепенно в результате рефлексивно-оценочной деятельности совместно с детьми вырабатывается следующий порядок действий: 1. Подготовка рабочего места. 2. Рефлексивный круг. Л 3. Самоанализ ситуации. Это может быть: - просмотр текущих тем по предметам; - анализ ошибок, допущенных в прошедших контрольных - редактирование сочинения; - знакомство с новым дидактическим материалом, книгами; - желание выполнить общественно полезную работу; - желание выполнить поделку по труду.
4. Индивидуальная постановка целей (в тетрадях). 5. Планирование работы, исходя из поставленных целей.
6. Реализация намеченных планов с постоянной самооцен 7. Фиксация в тетради сделанного. 8. Самоанализ проделанной работы. 9. Совместная рефлексивно оценочная деятельность в итого Следует обратить внимание на целенаправленное формирование этапов свободной самостоятельной деятельности. Помнить, что необходимо обучать, как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности, но особое внимание следует уделять рефлексивно-оценочной деятельности. Не жалеть времени на проведение рефлексий, в ходе которых учитель, используя ряд вопросов и упражнения, помогает учащимся осмысливать свои действия. Вот, как выглядит примерный план проведения свободной самостоятельной деятельности и результат проведенных рефлексивных упражнений:
Продолжение табл.
Продолжение табл. Окончание табл.
Как организовать свободную самостоятельную деятельность? Для организации свободной самостоятельной деятельности рекомендуется использовать две формы: 1) частичное ограничение свободы выбора времени и места 2) полная свобода учебной деятельности. Первая форма рекомендуется в первые месяцы обучения. Частичное ограничение свободы выбора времени и места работы продиктовано тем, что: - ребенок, только что пришедший в школу, не имеет опыта - этот адаптационный период совпадает с обучением грамо Цели этого периода; - показать возможности самостоятельной учебной деятель - заложить основу для формирования опыта свободной са - совместно с детьми выработать правила самостоятельной - использовать возможность позаниматься с меньшей груп В это время каждый день в отрезок времени, отведенный для проведения свободной самостоятельной деятельности, входят: - рефлексивный круг;, - один-два мини-урока социальной жизни; - непосредственно самостоятельная деятельность; - итоговый круг.
В первые дни учащиеся занимают рабочие места по указанию учителя и работают определенное учителем время. 1. Столы в кабинете расставлены как бы по трем зонам, ус - математическая (самостоятельная); - языковая (самостоятельная); - обучение грамоте (работа с учителем). 2. Учащиеся тоже делятся соответственно на три группы: - по усмотрению учителя; - по желанию учащихся.
3. В течение дня каждая группа должна поработать в каждой 4. Переход осуществляется через равные промежутки време Такая форма организации свободной самостоятельной деятельности может быть рекомендована и в случаях, когдз возникает проблема с восстановлением балласта при выборе предметов изучении, если другие формы (рефлексия, беседы) были недействительны. В итоге такая форма проведения свободной самостоятельной деятельности завершается выработкой определенных правил. Вторая форма организации свободной самостоятельной деятельности, где учащимся предоставляется полная свобода учебной деятельности, является основной. Цель этого периода: целенаправленное формирование у ребенка способности к самостоятельному усвоению окружающего мира и становление и развитие внутренней свободы личности с ее способностью к осуществлению полного цикла целостной структуры человеческой деятельности: целеполагание, планирование; реализация намеченного, рефлексия. Рекомендуется после адаптационного периода. Включает в себя: - рефлексивный круг;
- дидактический круг (при необходимости); - непосредственно самостоятельную деятельность; - итоговый круг. Чем младше ребенок, тем сложнее ему заниматься умственной деятельностью долгое время. Поэтому звонков для тех ребят, которые занимаются свободной самостоятельной деятельностью, нет. Ребята могут отдыхать, когда захотят, закончив выполнение какой-то работы. После рефлексивного и, при необходимости, дидактического кругов учащиеся переходят непосредственно к самостоятельной деятельности. При этом все в классе продумано так, чтобы ликвидировать всякое принуждение. Создается такая обстановка, которая позволила бы ученикам работать автономно и, по необходимости, группами. 1. Парты расставлены не в ряд, как обычно, и не по зонам, 2. Ни у кого нет определенного места: ребенок садится там, 3. Кроме того, есть коврики, которые дети могут расстелить 4. У каждого есть возможность уйти поработать в читальный Как быть с дисциплиной? Важнейшим условием свободной деятельности является дисциплина. В чем же заключается принцип дисциплины при свободе? Как достичь дисциплины в классе свободных детей? Какая должна быть дисциплина, основанная на свободе? Безусловно, она должна быть деятельной. Ребенок, искусственно приведенный к молчанию, как и к неподвижности, обезличен, а не дисциплинирован. Дисциплинированным можно назвать такого человека, который сам себе хозяин, вследствие чего умет владеть собой. Но свобода - это не значит вседозволенность. Учитель, конечно, не допускает проявление в ребенке всего, что может оскорбить или навредить другим. Свобода не состоит в том, чтобы предоставит^ детей самим себе, а в том, чтобы следить за деятельностью ребенка и уметь направлять ее, никак и ни в чем ее не насилуя. Свобода не исключает повиновение учителю, но требует того, чтобы это повиновение было осознанным и добровольным. Первое понятие, которое должен усвоить ребенок, для того чтобы быть деятельно дисциплинированным, это понятие о добре и зле. Но цель учителя не в том, чтобы ребенок отождествлял неподвижность с добром, а деятельность со злом. Это формы традиционной дисциплины. А целью должно стать стремление дисциплинировать ребенка к добру, а не дисциплинировать его к подчинению. Формирование такой сознательной дисциплины происходит на рефлексивных кругах и на мини-уроках социальной жизни. Постепенно вырабатываются следующие правила. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СВОБОДНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. В классе и школе разговаривай шепотом. 2. По классу и школе ходи тихо, спокойно. 3. Начатую работу доводи до конца. 4. Взятый материал или книгу положи туда, где ты брал. 5. Если тебе не нужна помощь, то положи на край парты кар 6. Если тебе нужна помощь, то переверни карточку желтой 7. В туалет можно выйти, не спрашиваясь у учителя. Доста 8. Если у учителя на столе лежит красная карточка, значит, 9. Когда учитель обращается к ученикам, надо внимательно Что такое урок социальной жизни? Мини-уроки социальной жизни способствуют обучению навыкам общения и передвижения по классу так, чтобы соблюдалось одно из условий успешной работы - тишина. . Продолжительность мини-уроков - от четырех до пяти минут. Проводятся они чаще всего во время рефлексивного круга по мере необходимости. Тематика таких уроков может быть следующая: 1) Перенос стула с одного места на другое. 2) Передвижение по классу. 3) Общение с товарищем или учителем.
- из совместного осмысления необходимости приобретения - молчаливая демонстрация учителя, как это надо делать; - повторение за учителем двумя-тремя детьми; - выполнение, по необходимости, всеми детьми; - выработка правила. Обязанность учителя состоит в том, чтобы остановить те действия, которые нежелательны, для того чтобы ребенок ясно понял различие между добром и злом. Это должно стать исходной точкой для дисциплины. Таким образом, к дисциплине приучаются даже те дети, которые кажутся неукротимыми. Как показал опыт, проведение подобных уроков действеннее, чем беседа о поведении, и приводит к более высокому уровню развития способности к саморегуляции поведения. Что такое дидактический круг? Дидактический круг представляет собой погружение в предмет или ту или иную тему. Цель его: помочь классу или группе учащихся разобраться в новой или не понятой на уроке теме. В это время учитель может уточнять новые понятия, вводить новую терминологию, презентовать новые пособия, учебник или книги. А также выслушиваются или обсуждаются доклады учащихся на ту или иную ^ Что такое рефлексивный круг? Формирование рефлексивных умений младших школьников происходит на так называемых рефлексивныйлругах. Рефлексивный круг предваряет свободную самостоятельную деятельность и завершает ее. Учитель может использовать его в разных целях, в зависимости от ситуации. Именно здесь проектируются первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ приблизиться к решению той или иной проблемы. Цель упражнений, проводимых учителем на рефлексивных кругах, обеспечение таких условий, где дети смогли бы на любом этапе самостоятельной деятельности давать достаточно грамотную оценку своим действиям и действиям товарищей. Порядок проведения этойработы: 1) ознакомление детей с понятием оценки и самооценки, для - вводная (установочная) беседа до занятий, - беседа после каждого занятия, - контрольные вопросы;
2) групповой анализ самооценок, где дети в малых группах 3) обсуждение работы с классом в целом; 4) обсуждение проделанной работы с отдельными учащимися; 5) письменный анализ своих действий в виде анкет, сочине Цели упражнений, проводимых на каждом этапе свободной самостоятельной деятельности, будут следующими. Цели упражнений, которые проводятся в начале свободной самостоятельной деятельности, - настроить первоклассников на работу. Для этого можно провести: - небольшую медитацию, то есть косвенный настрой на ра - выработанный совместно с детьми особый ритуал начала
- разговор с детьми о чем-то интересном, что было вчера, в - разговор о прошедшей самостоятельной деятельности; - прогноз на предстоящую работу; - при необходимости, презентация нового дидактического - выработка правил успешной самостоятельной деятельности. Упражнения, направленные на формирование действий анализа, используются после выполнения учащимися заданий. Действия, проводимые учащимися, могут быть следующими: - фиксация выполнения работы; - анализ результатов (по действию) своих товарищей; - соотнесение результатов с прогнозом; - сравнение собственных результатов и достижений товари - объяснение результатов. Содержание порядка действий по анализу действий может изменяться в тех случаях, когда анализ осуществляется только относительно действий кого-либо из товарищей. Тогда собственный анализ действий становится невостребованным. Их целью является формирование умений анализировать как свою деятельность, так и деятельность своих товарищей: молча, не высказывая вслух, то есть ребенок сравнивает их действия со своими. Ряд рефлексивных кругов направлен на развитие умения делать выбор (темы, материала, степени сложности и т. д.). Дети, пришедшие в первый класс, часто затрудняются в ситуациях свободного выбора. Некоторые из них начинают советоваться друг с другом, подстраиваются под чужой вариант выбора, долго не могут определиться и часто меняют свое решение. Основная задача учителя — помочь детям «вжиться» в еще непривычную для них ситуацию выбора. Рефлексивные круги играют роль внешнего толчка, чтобы ребенок захотел сделать выбор.
Прежде чем выбрать тему, ребенок должен определить цель своей работы. В начале работы по целеполаганию учитель сам предлагает цели детям. На одном из кругов можно написать на доске цели, предложить их детям, заслушать отреты детей с обоснованием их выбора. Например: - узнать, что такое склонение; - отработать сложение двузначных чисел с переходом через разряд; - прочитать про строение человека. Таким же образом можно провести работу по выбору темы, вида материала, степени сложности задания и т. д. Все это способствует развитию у детей умения планировать свою работу и рассчитывать свои силы, а в дальнейшем и анализировать результаты своей деятельности. Упражнения направлены на обеспечение обратной связи с учащимися, необходимы учителю для текущей оценки ситуации не только в конце, но и в течение рабочего дня. Цель этих упражнений: выяснить степень понимания учащимися цели и задач самостоятельной деятельности и на основе этого вносить корректировку в систему своей работы, а также посмотреть, какой настрой (настроение) у детей во время свободной самостоятельной деятельности. Обратную связь можно получить, используя вербальные средства (анкеты, тесты, неоконченные фразы, игры, работу в малых группах, визуальную наглядность) и невербальные (наблюдение за настроением, состоянием). Упражнения этой группы могут проводиться по мере необходимости на любом этапе свободной самостоятельной деятельности. В результате полученной обратной связи учитель делает соответствующие выводы. Его действиями могут быть: - беседа со всем классом; - намечается объект наблюдения; - намечается объект контроля; - планируется консультация с тем или иным учащимся; - продумывается мера помощи; - подготавливаются консультанты из числа учащихся по не - меняется время проведения свободной самостоятельной - дозировка заданий; - вставляется в расписание один-два фронтальных урока со - меняется день проведения свободной самостоятельной дея
- меняется форма проведения рефлексивных и дидактиче - по-другому формируются группы и пары; - заменяется и вводится новый дидактический материал. Что представляет собой подготовленная образовательная среда? Специально подготовленная образовательная среда для свободной самостоятельной деятельности создана так, чтобы ученик, соприкасаясь с ней, смог бы найти ответ на интересующий его вопрос. Для специально подготовленной среды:
Что представляет собой дидактический материал? Ситуация успешности закладывается заранее, в момент подготовки дидактического материала, когда учитель продумывает вариативные задания нескольких уровней, отличающихся по степени сложности, по типу деятельности (репродуктивные -творческие), по объему, по степени сложности в соответствии с возможностями, желаниями и значимостью для учащихся. Отбор содержания для организации свободной самостоя Отбор содержания преследует цели: - прохождение программного материала; - создание положительной мотивации к самостоятельной - развитие умения учиться (учить себя): писать, читать в Особо важную роль при организации отбора содержания для свободной самостоятельной деятельности отводится дидактическому материалу. Дидактический материал представлен в следующих формах: - учебники, соответствующие программе начальной школы; - учебники для старших классов; - тетради на печатной основе; - печатные листы с заданиями; - перфокарты; - карточки с заданиями; - настольные дидактические игры. Дидактический материал подобран так, что он не только обеспечивает выполнение программы, но даже расширяет ее и предполагает большой объем теоретической направленности. Для реализации данного опыта имеются: - раздаточный материал по всем темам по одному экземпляру;
- тетради на печатной основе по необходимости на каждого - разнообразные учебники по нескольку экземпляров разных - справочная литература; - научно-популярная литература; , - детские, художественные книги; - пособия по отдельным темам. Многие задания, перфокарты и дидактические игры с целью самопроверки снабжены ответами или образцами. Все темы должны быть представлены во всех формах. Расположение материала должно быть доступным и отражать определенную логику его постепенного усвоения (от простого к сложному). Предложенный подход к отбору содержания позволяет не только усвоению знаний, но и способствует развитию самообразования, саморегуляции, самоопределения, самостоятельности, развитию познавательного и творческого потенциала учащихся. Что же делать учителю? Роль учителя в ситуации, когда не надо никому давать заданий, объяснять новый материал, спрашивать у доски, - наблюдать. Наблюдение ведется в 2 направлениях: в целом за классом и за отдельно взятыми учениками. Наблюдение может быть как долговременным, так и кратковременным. Результат наблюдений фиксируется в виде графиков, таблиц, схем. Наблюдая, учитель может отмечать рост (спад) активности, приоритеты, сложность заданий, осмысленность, актуальность целей, рост саморазвития ребенка, степень интереса. Ведя такие наблюдения, учитель при необходимости помогает учащимся проектировать свою дальнейшую деятельность по самоизменению. Если заранее продумать и предложить детям различные меры помощи и способы проверки, то это значительно облегчит труд учителя, что предоставит ему возможность вести наблюдение и проводить индивидуальные консультации/Возможно во
время свободной самостоятельной деятельности привлечение помощников-консультантов (других учителей, родителей, старшеклассников). Как осуществлять контроль? При организации свободной самостоятельной деятельности контроль осуществляется вдвух направлениях: - контроль за выполнением самостоятельной работы; - контроль за уровнем сформированное™ навыков свобод Рассмотрим первое направление контроля. Его цель - проконтролировать и зафиксировать выполнение работы на разных этапах. Обратить внимание: - какому предмету ребенок отдает предпочтение; - какие темы выбирает; - степень сложности выбранных тем; - анализ допущенных ошибок; - объем выполненной работы; - качество выполненной работы; - работает ли над ошибками; - доводит ли работу до конца; - возвращается ли к работе вновь. Такой контроль учитель проводит совместно с учащимися в основном после свободной самостоятельной деятельности детей. Это можно увидеть в тетрадях, где дети выполняют самостоятельную работу и фиксируют следующее: В тетрадях Вопросы для анализа Постановка целей на каждый день Каким предметам отдано пред - Каким темам по предметам?
В какой последовательности - Как распределяется работа по Окончание табл.
Каждодневный контроль и анализ своей работы помогает ребенку: - сбалансировать свою деятельность, выполняя задания по - обдуманно выбирать задание; - прикладывать старание при выполнении заданий; - доводить начатое дело до конца. Цель второго направления контроля - следить за уровнем сформированное™ навыков свободной самостоятельной деятельности. Этот контроль осуществляется как учителем, так и учащимся, но может проводиться на любых этапах свободной самостоятельной деятельности. Формы проведения его могут быть различны: - наблюдение учителя за отдельными учащимися; - наблюдение учителя за группой учащихся; - анализ тетрадей, где прослеживаются: цели, план, объем - хронометраж выполнения заданий отдельными учащимися; - анализ данных, полученных в результате рефлексивных - анализ бесед в рефлексивных кругах; - анализ анкет, сочинений, тестов. 1) Выбирается направление наблюдения. 2) Ставится цель наблюдения. 3) Выбирается объект наблюдения. 4) Проводится наблюдение. 5) Итоги наблюдения анализируются учителем или учителем 6) Делаются соответствующие выводы. 7) Дается оценка. 8) Продумывается мера помощи. Не допускать наказания и поощрения в виде отметки в баллах за свободную самостоятельную, хотя и учебную, деятельность, в противном случае о свободе речи быть не может. Но оценка необходима, так как она является средством, с помощью которого достигаются поставленные цели, определяются эффективность и направление дальнейшей работы. В отметках в виде традиционных баллов нет нужды. Результаты свободной, но разумно направленной деятельности уже сами по себе составляют награду для всякого здорового ребенка. Награда и наказание служат принуждением к усилию, и тогда нельзя уже больше говорить о естественном развитии ребенка. Единственной наградой, которая допускается в такие дни, кроме, естественно, внутреннего удовлетворения, которое ребенок испытывает при получении нового познания, - это одобрение учителя или других детей. Оценка должна стать важной формой планирования, основой для постановки новых целей.
|