![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советы напоследок.
Учитель должен уважать право ребенка быть непохожим на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность. Деятельность ребенка может быть иной, чем та, которую учитель хотел бы навязать ему. Но это уже будет насилием над свободой, если педагог начнет сталкивать ребенка с той дороги, которую он сам себе наметил. Для того чтобы ребенку найти работу, чаще всего нужен толчок извне.. Таким толчком в классе служит дидактический раздаточный материал, различные игры, упражнения, приспособленные для саморазвития, косвенный настрой на работу. Надо помнить, что свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий. ...Итак, позади первые девять дней школьной жизни ваших первоклашек. Что же делать дальше? С удовольствием работать! А если возникнут какие-либо проблемы, то, возможно, их помогут решить упражнения, представляющие собой рефлексивные круги, которые представлены далее. Методическую основу этих упражнений составляют активные методы обучения. К таким методам относятся дискуссия (как групповая, так и в парах); анализ конкретных жизненных ситуаций; создание проблемных ситуаций и их последующий анализ; игры: ролевые, имитационные; драматизация; элементы социально-психологического тренинга. Рефлексивные круги не похожи на обычный урок, хотя и не обязательно ставить стулья именно в круг. Используются, как правило, формы игровой и развивающей деятельности, в частности, организационно-деятельностные игры и упражнения, социально-психологические тренинги, в процессе которых учащиеся усваивают новые знания, понятия. Независимо от специфической цели, каждая такая игра является структурированной обучающей ситуацией, которая позволяет участникам получать новое представление о себе и формировать новые модели поведения. Основное отличие традиционных методов обучения от организационно-деятельностных игр заключается в том, что первые обращаются только к интеллекту,
а вторые затрагивают личность обучаемого - его мысли, чувства, знания, интерес. Причем, основной акцент при этом делается на рефлексии участниками собственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность осуществляется. В результате развивается рефлексивный компонент мышления, а значит, и такие мыслительные способности, как способность к обобщению, анализу, абстракции. Благодаря рефлексии учащиеся начинают умело анализировать свою деятельность, объективно смотреть на себя со стороны. Рефлексия является одним из основных средств, способствующих эффективному общению. Более того, рефлексию считают ключевым моментом развития личности. Психологами выделяется два типа рефлексии (по предмету, на который они направлены). Рефлексия как техника осмысления процесса, способов, результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляются уверенность в себе, желание видеть себя как бы «со стороны». Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретных ситуациях, нахождению способов их преодоления. Рефлексия состояний. Она направлена на осознание своих переживаний и состояния в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать его. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность. В ходе игровых упражнений, которые можно подобрать в различной литературе по практической психологии, учитель имеет возможность подарить детям особое время. При этом класс получает новые впечатления, каждый приобретает опыт общения друг с другом совершенно не так, как на обычном школьном уроке. Правильно организованный рефлексивный круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу. После проведения игровых упражнений дети анализируют и обсуждают полученный ими опыт, а учитель помогает им выразить и обсудить свои впечатления. Рефлексия проявляется именно на основе конкретного опыта, приобретенного детьми в ходе проигрывания ими заданий и сценок. Используя рефлексивные круги, можно иметь уникальную возможность соединить дошкольный и внешкольный опыт ребят со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность вхождения в школьную жизнь, так как общеизвестно, что освоение школьной жизни осуществляется более успешно, если ученику присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированности учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения. Общение на рефлексивных кругах позволяют педагогу создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищенности. Рефлексивные круги способны помочь в решении многих проблем. Некоторым детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Совершая агрессивные поступки, они пытаются привлечь к себе внимание. Есть дети, которые имеют низкую самооценку, застенчивы или не уверены в себе, они опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Рефлексивные круги дают возможность помочь таким детям справиться со своими страхами и стрессами и ощутить единение с другими детьми. Важнейшая задача педагога - укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Специально подобранные упражнения помогут вселить в детей надежду. Дети так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что -нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. На рефлексивных кругах дети учатся принимать решение - самостоятельно или в группе.
4 Гов Боясь испортить отношения со взрослыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, I когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду I других, не выражают свою точку зрения. Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим можно на рефлексивных кругах. На самых первых рефлексивных кругах многие дети не знают, как вести себя в непривычной для себя внеурочной обстановке, чувствуют стеснение, не умеют говорить перед другими, не знают, что говорить, и почти все дети не приучены слушать других. Выделяются только отдельные личности. До тех пор, пока в классе не возникнут чувство доверия и чувство единства, дети не смогут ощутить дух сотрудничества и радость взаимопомощи. Вот поэтому важнейшей задачей учителя на первых порах является налаживание межличностных отношений. Доверие и сплоченность - составляющие рефлексивного круга, его своеобразный «магический клей». Именно это вызывает притяжение или отталкивание членов любого коллектива. Не думайте, что дети сразу же начнут доверять вам и другим ученикам класса. Будьте терпеливы, если столкнетесь с сопротивлением или настороженностью со стороны учащихся. Следует вместе с детьми обсудить, в чем необычность рефлексивного круга, и разработать правила успешной работы в круге. Дети не сразу понимают нормы и правила работы в круге (высказываться по очереди, поддерживать друг друга, не перебивать говорящего и т. п.). Приходится неоднократно демонстрировать им образцы желаемого поведения и постоянно подкреплять новые формы взаимодействия, объяснять, насколько важно говорить по очереди, не повторяться, быть откровенными, обращаться именно друг к другу, а не к учителю. В первое время в поведении детей наблюдается настороженность. Как правило, их тревожит ситуация с новыми для них правилами. У них нет возможности спрятаться за спины других. Они не знают, как в новой для них ситуации себя вести, чтобы понравиться учителю и другим детям. Настороженность в неизвестной обстановке - это вполне нормальное чувство. Не заставляйте детей насильно включаться в работу, если они боятся или еще не готовы. Скажите детям, что в классе никто не будет над ними смеяться, если они скажут что-нибудь не то, никто не станет оказывать на них давление. Надо, чтобы прошло какое-то время, чтобы дети смогли высказывать свое мнение о других и принимать их мнение о себе. На первых занятиях следует применять работу в парах, поскольку детям поначалу легче говорить друг с другом, чем с целой группой. Дети должны уточнить собственные чувства и мысли, найти безопасные способы их выражения. Постарайтесь не говорить «учительским тоном». Говорите так, чтобы способствовать возникновению спокойной, непринужденной атмосферы. Дети должны почувствовать, что работа в рефлексивном круге отличается от работы на обычном уроке. Доверие и сплоченность возникают не за один раз, но постепенно от круга к кругу возрастают.
|