Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Винительный падеж
(belirtme durumu/yü kleme hali/-i hali) Винительный падеж турецкого языка имеет то же основное значение, что и русский винительный падеж: обозначает прямой объект, т. е. объект на который непосред- ственно переходит действие, выраженное глаголом. Винительный падеж отвечает на вопросы: kimi? — «кого?»1, neyi? ne? — «что?»2. Турецкий винительный падеж подразделяется на винительный оформленный ивинительный неоформленный падежи. Винительный оформленный падеж (belirli yü kleme hali) употребляется тогда, когда объект; на который переходит действие, является определенным, то есть легко отличимым от других объектов, относящихся к тому же роду предметов. Винительный падеж оформляется всегда, когда: 1) прямой объект обозначается: а) именем собственным(ср. 2) когда имя, обозначающее прямой объект, имеет опреде 3) когда определенность объекта действия выявляется: 4) когда действие распространяется на объект в полном его Винительный оформленный падеж имеет восемь фонетических вариантов: ı, i, u, ü — после согласных: основ3, yı, yi, yu, yü — после гласных основ. 1 Русское «кого» является формой двух падежей: винительного («кого вижу?») и родительного («кого нет?»). 2 Русское вопросительное местоимение «что» в этой форме может иметь значение двух падежей: винительного («что вижу?») и именительного («что это?»). Аналогичные значения имеет и турецкое местоимение ne. 3 Эти четыре варианта фонетически совпадают с четырьмя вариантами аффикса принадлежности 3-го лица ед. ч. Так, слово kitabı может означать или «его книга» (именительный падеж) или «книгу» (винительный падеж), ср. kitabı nı «его книгу». ПРИМЕРЫ: Mehmedi (Mehmet + i) gö rü yor musun? — Видишь ты Мехмеда? Onu (о + n + u) nereye gö tü rü yorsunuz? — Куда вы его ведете (везете)? Pencereyi (pencere + yi) mi aç ı yorsun? - Ты открываешь окно? I Kası mı (kaş ı mayı m) daima buralarda geç iriyoruz. — Ноябрь (месяц) мы всегда проводим в этих местах. Прямоедополнение, отделенное от сказуемого (глагола) другими членами предложения, может быть только трам- матически определенным. ПРИМЕРЫ: Burada beş kiş i var. —Здесь пять человек. Beş kiş iyi nerede gö rü yorsun? - Где ты видишь пять человек? Винительный неоформленный падеж1 (belirsiz yü kleme durumu) используется тогда, когда объект, на который переходит действие, является неопределенным, то есть относится к предметам, неотличимым (с точки зрения говорящего или его собеседника) от других предметов того же рода. Винительный падеж не оформляется, когда прямой объект представляет собою: а) неопределенный единичный предмет (ср. «Он пишет б) несколько или много неопределенных предметов, каж 1 Ввиду «неоформленности» его называют также основным падежом. 23дссь и в ряде других случаев турецкий винительный падеж соответствует русскому родительному (ср. «Не давай ему денег» (род. п.), «Купил много книг» (род. п.) и т. п.). в) какой-либо предмет или род предметов, взятых не в полном объеме («Мальчик ест яблоки»). Винительный неоформленный падеж употребляется во многих устоявшихся оборотах (типа «порождать трудности», «вызывать возмущение», «проводить время», «принимать меры» и т. п.). Винительный неоформленный падеж характеризуется отсутствием аффикса (y)ı, (y)i, (y)u, (y)ü, т. е. нулевой падежной формой. ПРИМЕРЫ: Burada ne yapı yorsun? — Что ты здесь делаешь? Bir kitap okuyorum. — Читаю (одну) книгу. Orada birkaç kiş i (adam) gö rü yorum. — Я там вижу несколько человек. Nası l vakit geç iriyorsunuz? — Как вы проводите время? Прямое дополнение, не оформленное аффиксом винительного падежа, может иметь перед собой качественное и относительное определения (ср. «Вчера я купил ценную букинистическую книгу»). ПРИМЕР: Burada bü yü k bir okul binası yapı yorlar. - Здесь строятбольшое школьное здание. Следует помнить, что употребление нужной формы винительного падежа регламентируется не только перечисленными выше основными правилами, но и некоторыми другими моментами (фразовое ударение, употребление слова в прямом или переносном значении, одушевленность или неодушевленность объекта действия и т. п.), которые уточняются в практической работе над языком.
|